Сакральная Черногория или как я помогал спасать мир (окончание 1)

Sep 30, 2015 20:03

М
ои милые друзья! Наступает годовщина тех событий, которые я описал в своем документальном жж-рассказе"Сакральная Черногория или как я помогал спасать мир" ( начало тут). Разве может быть лучшего повода, чтобы выложить наконец окончание рассказа о группе эзотериков, которые приехали в Черногорию (в которой я работал гидом), чтобы спасти мир от надвигающейся катастрофы? Почему я не сделал этого раньше и так долго испытывал терпение всех заинтересовавшихся? Ну, частично я попытался объясниться в этой записи " Парни, кончайте эти сопли! Нас ждет вторая серия!" Ну а самое главное, это, пожалуй, то чувство прикосновения к чему-то действительно магическому и необъяснимому, которое я тогда пережил. Я боюсь, что переложив его в текст оно померкнет и улетучится. Все снова станет обыденным и серым, скучным и предсказуемым. А этого не хочется )).

Я написал окончание еще два года назад. Потом много раз перечитывал, что-то подправлял, что-то вообще выкинул. Все равно оно получилось объемным. Поэтому я решил для удобства прочтения разбить его на несколько частей. Так их и назову "Окончание 1", "Окончание 2" и т.д. Сколько получится )). А теперь, как говорят вежливые дайверы, приятного погружения )).

______________________________________________________

Маршрут мы выстроили не быстро. Гоча, который знал все здешние "оленьи тропы, словно линии руки", крепко подвис, когда я объяснил ему цель нашей прогулки.  Он никак не мог вспомнить расположенную в горах старую церковь. Я все понимаю, он мусульманин и что ему дело до старых заброшенных церквей с монастырями? Но его растерянное удивление было каким-то... наигранным что ли? На какой-то миг мне показалось, что он просто валяет Ваньку. Кто поймет этих хитрющих боснийцев? Он несколько раз отходил в сторону и кому-то звонил. Потом долго шептался с толстеньким, небритым и загорелым, точно киви, боснийцем - водителем второго джипа. Не остался в стороне от обсуждений и наш Радомир. Он что-то горячо нашептывал своим коллегам, периодически округляя глаза и озираясь в нашу сторону. Ветер доносил до нас обрывки этого военного совета, из которых я понял, что все они были крайне удивлены выбранной "русами" достопримечательностью. Они говорили о погоде на сегодняшний вечер, проходимость горных дорог и о чем-то еще. Периодически в разговоре упоминался некий Никола. Наконец с местом назначения было определено, маршрут проложен и мы, с трудом разместившись в машинах, тронулись в путь.

***

Два стареньких джипа, будто два гигантских жука-скарабея, медленно ползли вверх по гравийной дороге. Наш путь пролегал через сумрачный горный лес. Было около трех часов дня. К октябрю даже солнце в Черногории одуревает от работы и норовит побыстрее скатиться за горизонт. Старший сидел рядом со мной, мертвой хваткой питбуля вцепившись в мой локоть. Он пятый раз просил в малейших деталях рассказать о встрече с монахом. "А он что сказал? А ты что ответил? А он что? А ты что?". До этого я и не догадывался, что могу гордиться своим терпением. С каждой следующей версией мой рассказ обрастал новыми вкусными подробностями. Я уже всерьез раздумывал на следующем круге ввести в повествование инопланетян или хотя бы снежного человека. Ну, чтоб не было так однообразно

Дорога забирала все круче. Женщины, сидевшие по окнам, начали нервно охать и хвататься за колени мужчин. Пару раз мы проехали в полуметре от края глубокого горного обрыва. Размытая дождями дорога и полное отсутствие отбойников придавали ситуации дополнительную пикантность. Спустя минут сорок лес неожиданно расступился и мы выехали на зеленый горный склон. Гоча по-гусарски резво, с разворотом, притормозил под высоченной корабельной сосной. "Стигли смо" ("Приехали") - бросил он нам, не поворачивая головы. Путешественники стали неохотно покидать насиженные теплые сидения.

Следуя сложившейся традиции, чтобы было не так скучно читать, я помещаю в рассказ фотографии тех мест, недалеко от которых происходили описываемые события. Так, для пущего антуража )). Фото не мои! Взяты отсюда.



Это самый знаменитый кадр северной Черногории. Вид с моста Джурджевича Тара.



А это сам легендарный мост Джурджевича Тара.О нем полно информации в Интернете.



А это сама великолепная Тара - "слеза Европы".

Мне абсолютно ничего не напоминало о тех местах, в которых я побывал несколькими часами ранее. Подойдя к нашему проводнику я ожидающе на него взглянул.
- Если я правильно тебя понял, то дальше нужно идти пешком. Дорога там была, но сейчас она непроходима для машин. Идем по склону туда, - махнул он в направлении солнца. - Тут недалеко, минут двадцать.
Мы торопливо зашагали навстречу солнцу. Впереди всех, чисто Гэндальф, гордо вышагивал я. Позади растянулась группа из двенадцати гномов... в смысле Спасателей мира. Всех нас вел вперед неутомимый азарт и вкус приключений. Гоча шел позади меня. Вдруг он негромко сказал:
- Тони, а зачем вы идете в эту церковь? Что вам там нужно?
- Если честно сказать, не знаю. Это нужно всей группе. Они паломники, которым интересны неизвестные христианские святыни, - умение врать не моргнув глазом - одно из профессиональных качеств правильного гида. Не хочешь чтобы тебе врали, не задавай глупых вопросов.
- Странно, - никак не унимался Гоча. - Если они паломники и хотят помолиться там, почему не позвонили смотрителю этой церкви? Ведь она постоянно закрыта и там никого нет.
- Я там был недавно. Обо всем договорился с монахом Йованом. Нас ждут, - мне совсем не улыбалась перспектива выглядеть в глазах Гочи легкомысленным непрофессионалом.
- Странно, - после некоторого раздумья продолжил Гоча. - Настоятеля зовут отец Никола и он раз в два-три месяца сюда наведывается. Машиной сюда не проедешь, а пешком не находишься. А в монастыре уже много лет никто не живет. И никакого монаха Йована я не знаю. Напрасно твои "русские" идут туда.
- Я думаю, что ты не все знаешь, - меня уже стали доставать его "Странно!" ("То е чудно, братэ!") и я уже начинал закипать. - Я был тут три часа назад. Познакомился с монахом. Он открыл мне дверь церкви и показал мощи святого Симеона. А потом мы ходили вверх по склону, смотрели древние развалины, а потом мы пили тут чай. Он еще подарил мне деревянный крестик! - вспомнил я и протянул руку к сердцу. К моему сожалению, я совсем позабыл, что крестик вместе с рубашкой и свитером я оставил в нижнем монастыре.
- Я ведь позвонил отцу Николе, - растерянно проговорил Гоча, - и спросил его есть ли кто в монастыре сейчас? Он точно ответил, что никого нет, - он на минуту задумался, а потом проговорил в совершенно черногорском духе - "Добро, брате. Идемо да погледамо" (Хорошо, братиш. Пойдем глянем)



Это горы и леса Черногории. Примерно в таком месте происходили все описываемые события.



Еще один кадр каньона реки Тара - еще один восхитительный шедевр для рабочего стола на компьютер.



Очаровательные водопады Черногории. Удивительные и прекрасные! Это  - водопад Байлович Сиге.

***

Через десяток минут мы подошли к небольшой сосновой рощице, которая одиноко ютилась на скалистом горном склоне. Деревья были какие-то странные - невысокие, с искривленными узловатыми стволами, наклонившиеся в сторону обрыва. В кристально-чистом воздухе ощущалась  звенящая напряженность. Было холодно и тихо. Я остановился и подождал пока соберется вся группа. Последним медленно подошел Старший. Казалось, все тяготы и страдания человечества навалились на него тяжким бременем. Он весь ссутулился, сгорбился. На лице цвета белой простыни застыл остекленевший взгляд. Словно слепой, неуверенно поднял руку и нащупал мое плечо.
- Тони, "это" уже близко, - прошептал он. - Наступает момент, ради которого мы все совершили это путешествие. Сейчас на нас обращено много глаз. Нам нужно выстоять...
И он бессильно опустился на землю.
Женщины охнули и сильно побледнели, мужчины побледнели меньше и опустили фотоаппараты.
Господи, как я любовался в этот момент Старшим! Какая самоотдача, какое глубочайшее погружение в образ! Великие актеры всех времен и народов, увидев его, бросили бы сцену и ушли в домоуправы.
- "Шта е он рекао?" ("Чего он сказал?") - шепнул мне Гоча, встревоженно вслушиваясь в непонятные слова.
- Что у него того... сердце прихватило, - только и придумал я.
Гоча подал мне пакет, который взял с собой. Я заглянул в него и увидел пару бутылок питьевой воды и пол-пакета сладких спелых смокв.
- Укрепимся духом! - воскликнул я. - Смоква - богоугодный плод! Да прибудет с нами Сила!
С этими словами я раздал растревоженным приключенцам вкусные плоды, а женщинам выдал еще и воду.



Захватывающие дух скалы национального парка Дурмитор, расположенного на севере Черногории.



Река Тара.

***

Как и говорил Гоча, скоро мы спустились к большой ровной поляне. По правую руку я увидел знакомый силуэт деревянной церкви. Получалось, что на машинах мы поднялись на соседнюю гору и потом по пологому ущелью перешли на нужный нам склон.
Я устремился вперед с новыми силами. Не дойдя еще нескольких метров до дома, я громко позвал: "Йоване!". Ответом мне была полная тишина. Только эхо подхватило имя и, играясь, понесло его в ущелья окружающих гор. Я подошел к неказистому деревянному дому, на пороге которого произошла знаменательная встреча. На двери висел большой амбарный замок. Он был просто изъеден ржавчиной и так потрепан временем, что наверняка стал бы жемчужиной в коллекции какого-нибудь антиквара или любителя старых железяк. Дома никого не было. Куда отлучился монах и где его искать я не имел ни малейшего понятия.

Растерянный, я подошел к Старшему, вокруг которого сгрудились уставшие путешественники. Они внимательно смотрели на него, а он, зажмурив глаза и подняв лицо к небу, что-то быстро нашептывал себе под нос. "Не трогай его пока, - шепнул мне в ухо Гольф. - Он должен услышать Голос, который скажет куда нам идти дальше. Так обычно бывает". Я стоял вместе со всеми и терпеливо ждал подключения соединения с небесной канцелярией (хотелось бы верить, что именно с ней). Но, видимо, абонент был временно недоступен. Старший пришел в себя, открыл глаза и произнес, обращаясь ко мне:
- Пока ответ не пришел. Значит мы пойдем твоим путем. Вероятно, нам нужно прийти на то место, где ты видел развалины старой крепости. А где же монах, о котором ты говорил?
- Его нет дома. На двери висит замок, - мне было одновременно и неудобно, и тревожно. Откуда я знаю планы монахов? Их пути сильно неисповедимы.
- Значит, ему больше нечего нам сказать. Он показал тебе Место, куда следует идти всем нам.
- Тогда давайте не задерживаться, - мне было жутко интересно чем это все закончится. - У нас есть не больше полутора-двух часов. В это время года в горах ночь наступает быстро.

От группы отошел молодой человек, который всю дорогу не выпускал из рук фотоаппарат, и направился в сторону старой церкви. Я пошел за ним. Вдруг Йован просто зашел внутрь и не услышал мой голос?
К церкви перед входом была приделана небольшая деревянная веранда, видимо для того, чтобы защитить от дождя и снега нарисованные вокруг двери фрески. Фотограф оказался на редкость ответственным парнем:
- Не хочу использовать вспышку, это не даст ровный свет, и для фресок это вредно. У меня есть фонарь, можешь подсветить мне стену?
Я включил фонарь, направил его луч на фигуру, нарисованную справа от двери и... отшатнулся. На меня смотрел монах Йован! Вместо черной монашеской робы, шапочки и грязного передника он был облачен в богатый архиерейский плащ с черно-белыми равносторонними крестами. Длинные волосы аккуратно обрамляли белое лицо с черными прожигающими насквозь глазами. Одну руку он поднял в приветствии, а во второй держал связку ключей. Нижняя часть фигуры была практически полностью разрушена, остались только небольшие кусочки раскрашенной штукатурки. Я смотрел ему в глаза - тот же нечеловеческий взгляд, который никогда не поймешь и никогда не забудешь.
- Вы хотели видеть монаха? - крикнул я Старшему. - Я готов вас познакомить!

Продолжение здесь

загадки Черногории, Черногория, конец света, путешествие

Previous post Next post
Up