Неожиданно для себя вернулся к пройденной теме - образ двуглавого орла в мировой культуре. Решил помудрствовать лукаво и рассмотреть его символику относительно природы человеческого сознания и древних тайных психотехник. Идея этой заметки возникла у меня после прочтения монументального
труда Владимира Орлова (ака
bovdo) "Разорвавший небо", посвященного образу двуглавого орла в мировой культуре. Текст оказался настолько информативным, что захватил на несколько дней все мои мысли. Обилие фактов, легкость изложения, почти детективный сюжет - все это вместе доставило большую радость при прочтении. В общем, всем причастным к теме очень рекомендую!
Возьму на себя смелость и сформулирую основной вывод всего труда: двуглавый орел неразрывно связан с мифом о Мировом Дереве. Орел (и вероятнее всего, именно двуглавый) восседает наверху древа, а у корней живет его антипод - змея. Как антитезу двум головам орла, змею часто изображают с раздвоенным хвостом. Конечно, все исследование не ограничивается только этим выводом (там есть множество идей, которые порадуют даже видавшего виды знатока темы), но для моей заметки важен именно он. Ибо к этому самому Мировому дереву с его обитателями у меня уже давно есть вопросы. И вот настал момент их задать.
Начать свое повествование я хотел бы с определения основных положений, на которых основывается мое отношение к символам и мифам.
1. Все мифы и символы - квинтэссенции сложнейших представлений о человеке и об окружающем нас мире, которые были сформулированы самыми продвинутыми личностями древности. За простыми графемами и сюжетами скрываются невероятно важные и нужные для каждого человека истины. Именно так - невероятно важные и нужные! И прежде всего, с точки зрения Внутреннего Делания (некоего серьезного развития человеческой психики, как сейчас бы сказали, личностного роста). Значение символа было прямо пропорционально его важности именно с этой позиции - интенсивного развития личности. Говоря еще прямее...
2. Многие символы и мифы - это "спресованные" и закодированные фрагменты древних сакральных практик и ритуалов (читай психотехник), которые совсем не теряют актуальности и в наше время. Их практически невозможно "взломать" без глубокого погружения (посвящения) в данную Традицию. Это делалось специально, чтобы защитить знание и обезопасить его от жадных и глупых современников. Ведь даже Иисус призывал своих комрадов не особо напрягаться в обучении недалеких умов и не метать перед ними бисер. Так появляются целые комплексы символов (например, алхимические трактаты) или даже специальный "цеховой" язык ("птичий язык"), наполненный эвфемизмами - словами-подменами (с этим я столкнулся, когда увлекся переводом тантрических текстов средневековой Индии. Веселые ребята придумали заменять свои технические термины словами из мира сексуальных отношений. Читать очень интересно! Но об этом ниже). И поэтому...
3. Для понимания символа требуется огромный комплекс знаний из Традиции, внутри которой этот символ возник. Хотя существуют и универсальные символы, при определенном уровне знаний понятные любому человеку. Образно выражаясь, символ - это замочная скважина, через которую можно заглянуть (или даже открыть дверь) в огромный и прекрасный мир Традиции. Например, слог Ом - известная всем мантра из Древней Индии. Для правильного брахмана этот простой слог скрывает в себе всю ведическую Традиции с гигантским объемом текстов, практик и ритуалов. Более того,..
4. Чем древнее и визуально проще символ, тем больше он имеет толкованиий из разных областей человеческой жизни и окружающего нас мира. Правильный символ можно приложить к любым явлениям в нашей жизни и он будет четко им соответствовать. Так происходит упрощение символа, его профанация. Она выражена в том, что за символом закрепляется только одна трактовка, вне рамок которой многие люди уже не в состоянии его рассматривать. Так, к сожалению, случилось с древнейшим и могучим символом свастики. Древний символ креста и Богиня с младенцем на руках теперь рассматриваются только в контексте христианства. Всадник на коне, поражающий копьем змея - Георгий Победоносец и герб Москвы. Древний "пентакль" - пятиконечная звезда - это "красные", СССР и "вперед, к победе коммунизма!". Древнейший символ шестиконечной звезды - отныне и навечно маген Давид, "щит Давида", который застолбили за собой ребята с пейсами, бородами и в лапсердаках. А полумесяц теперь связан исключительно с минаретами, Кораном и зеленым цветом. Также произошло и с символом двуглавой птицы - он прочно занял свое место в геральдике и теперь существует преимущественно в ее пределах.
Из всех глубоко законсперированных практик по Духовному Деланию (я так буду называть весь комплекс техник, направленных на развитие психики человека) ближе всего я познакомился только с учением о Кундалини, возникшем в средневековой Индии и описанной в текстах тантр. Поясню для тех, кто не в теме. В далекой жаркой Индии в тяжелые столетия темного Средневековья возникло удивительно интересное учение о психологическом развитии человека. Описано оно было в текстах, посвященных практике йоги. Тексты назвали тантрами (букв. "основами") и надежно спрятали от посторонних глаз. Но пришел стремительный двадцатый век и все, что раньше было Тайной, стало Коммерческим Продуктом. Эта же судьба ждала и глубоко тайные и невероятно сложные тексты по практике Кундалини - они были вытащены на свет Божий, протерты от многовековой пыли, наспех переведены на английский и предложены на суд просвещенных интеллектуалов того времени.
Их этих текстов люди узнали, что в теле человека существует энергия, которая течет по тонким каналам (нади) и поддерживает само существование человеческой жизнедеятельности. Основная часть энергии находиться в основании позвоночника и до поры до времени отдыхает, свернувшись в три с половиной оборота. Эта вяло бодрствующая энергия названа Кундалини ("свернувшаяся витками"). Кроме того, стало известно, что в теле человека есть три самых главных потока энергии, которые расположены снизу вверх по позвоночнику - сушумна, ида и пингала. А также, что в теле человека есть энергетические центры, которые находятся в постоянном вращении и поэтому названы чакры ("диски"). Также их назвали падмы ("лотосы"), потому что у них есть разное количество лепестков. Основных таких центров (чакр) семь, и они расположены на вертикальной линии вдоль позвоночного столба.
Так современный художник изобразил тело человека с семью чакрами.
Каждая чакра имеет свое число лепестков, свой цвет, свою геометрическую фигуру, своего божество-охранителя и свой "корневой звук" (биджа мантру).
Далее тексты тантр говорят, что при очень большом желании йогин может эту дремлющую энергию потревожить и разбудить, но делать это может с величайшей осторожностью и чудовищно трудной дисциплиной ума и тела.
Слышите, тренера кундалини-йоги и их ученики? Пробуждение Кундалини - это невероятно сложное и очень опасное занятие, которое может обернуться, цитируя древние тексты, уничтожением кармической библиотеки и полным распадом личности. Это примерно как колоть орехи колбой, наполненной зарином. И будьте уверены, колба обязательно разобьется!
Иллюстрация из индийского манускрипта, посвященного описанию видов аскетического подвизания (тапаса).
Свернувшаяся змея Кундалини и тантрик. Наглядно показано, что бывает при пробуждении внутренней энергии. Пространство вокруг йогина пылает, вода закипает, а тело трансформируется во что-то совсем инородное.
Так вот. Йогин, решившийся на столь отчаянный шаг как пробуждение Кундалини, должен не только разбудить "змеиную силу", но и быстро поднимать ее вверх по каналу Сушумна. Поднимаясь, Кундалини выжигает все энергетические центры, давая йогину невероятные жизненные силы и сиддхи - разного рода чудесные способности, в соответствии с уровнем чакры. Конечная цель этой сложнейшей практики - поднять энергию до уровня головного мозга, где расположена седьмая и последняя чакра - сахасрара ("тысячелепестковая"). Как только это происходит - финита ля комедия - йогин проходит игру и получает все причитающиеся бонусы. Даже тексты не берутся описывать все радости победы - человек перестает быть "одомашненным приматом" и переходит в команду Сверхлюдей с нечеловеческими возможностями.
Теперь самое интересное. Графически эта картина представляется довольно любопытной - вертикальный столб, внизу которого покоится свернувшаяся кольцами энергия (точь в точь как змея), а на вершине дерева - головной мозг с двумя полушариями. Ничего не напоминает? ))
А теперь я дам свободу своей фантазии! )) В трактатах по Алхимии - Королевской науки - финальный этап Духовного Делания называют Свадьбой Короля и Королевы (смотри хотя бы прелюбопытнейшую "Химическую свадьбу Иоанна Розенкрейца"). Особенно радует, что графически это изображается не как два счастливых молодожена, а как человек с двумя головами - мужской и женской. Появляется даже специальный символ, обозначающий Финал Духовного Делания и объединение двух противоположных начал в одно целое - Ребис (Res Bina - "две природы").
Изображение Ребиса. Алхимический трактат XV в.
Взято из
Rylands Collection. (кликабельно)
Страница из работы Василия Валентина
Azoth of the Philosophers (1613).
Отсюда. (кликабельно)
Обратите внимание на первую иллюстрацию. Есть все необходимые признаки нашего тантрика, совершившего великую трансформацию с помощью Кундалини. В ногах Ребиса - змея, причем на ноге Короля ползет змея с мужской головой, а по ноге Королевы - змея с женской головой, каждому предстояло сразиться со своей собственной природой. Объединение мужской и женской природы - это объединение Шивы и Шакти, конечная цель тантрика. Фигура увенчана короной - достигнута Великая Победа над своей природой. Да еще и крылья за спиной! В общем, все составные части тантрического учения на месте.
Можно пойти еще дальше и уверенно заявить, что большинство образов двуполых божест - это профаническая иллюстрация сложнейшей системы трансформации психики через подъем жизненной энергии по позвоночному каналу к головному мозгу. По крайней мере, мне теперь понятно откуда появляются образы Гермафродита в Греции, андрогина у Платона, Ардханаришвары в Индии, наконец Бафомета у тамлиеров и Королевской свадьбы в алхимии.
Классическое изображение буддийского божества в паре со своей супругой (яб юм).
Для знающего тему - огромная смысловая нагрузка.
Жизненная энергия в тантрических текстах представляется как женское начало (Шакти), а Сознание - как мужское начало (Шива). Их объединение и есть главная задача всей жизни практика тантры. Отсюда и огромный упор на сексуальную символику - слившиеся в экстазе индийские и буддийские (яб-юм) божества легко объясняются именно с этой точки зрения. Поэтому мудрецы, погруженные в традицию тантры, смотрят совершенно другими глазами на все эти скабрезные барельефы храма Каджурахо. Ну а нам, профанам, остается смотреть только глазами нашего животного начала и стыдливо отводить взгляд )).
И вот теперь мы вызываем на ковер нашего подзабытого героя - двуглавого орла!
© The British Library / Heritage-Images / Imagestate
(
отсюда)
Тут еще более узнаваемые образы. Картину следует разделить по вертикали на две части, которые иллюстрируют начальный и финальный этапы. Внизу Феникс - необходимость трансформации своей природы. Пеликан, клюющий свою грудь - символ любви, сострадания и милосердия - основных "побудителей" трансформации. Холмик с землей, из которой побнимается столб (?). Обвившиеся змеи рядом с Луной и Солнцем (два канала ида и пингала также связаны с Луной и Солнцем). В верхней части - завершение Великого Делания. Свадьба Короля и Королевы. И как символ их единения - двуглавый орел! Просто прекрасно! )).
Вот я и пришел снова к выводу, который сформулировал в конце своих
предыдущих размышлений о символике двуглавого орла. Еще раз подтверждаю их правильность. Двуглавая птица - это не только символ завершения Великого Делания, но, скорее, символ человека, который завершил этот тяжелейший труд по трансформации своей психики и стал Сверхчеловеком, объединившим в себе все противоположности, развивший свое сознание до уровня недоступного простым людям. Именно эта тайная и сложнейшая практика могла быть закодирована в виде мифологемы о Мировом Дереве с его обитателями - орлом и змеей.
--------------------------------------------------------------------------
Раз уж пошла такая гулянка - режь последний огурец! Почему бы нам под шумок не найти еще пару-тройку аналогий в мировой культуре. Будем смелее. Вот например Кадуцей (он же греческий керикион) - жезл Гермеса (Меркурия). Помните, что он кроме торговли, пастухов, дипломатов и т.д. еще и покровитель магии, алхимии и астрологии? Теперь, в свете знаний о тантрической Традиции, мы можем смело делать выводы. Присутствуют все наобходимые аттрибуты - столб, поднимающиеся змеи, птица наверху столба. Древние греки, как и древние римляне, могли знать тайну Внутреннего Делания. Хотя довольно быстро этот символ был профвнирован до аттрибута царских послов и глашатаев.
Или, например, древнеегипетский узор урей. Необходимый аттрибут головного убора самого фараона. Изображался в виде змеи Уаджит в середине лба. И что особенно примечательно, что рядом с коброй Уаджит часто размещали коршуна Нехбет!
Пора делать некоторые выводы. Я абсолютно уверен, что учение о Кундалини - жизненной силе - и о умении ее трансформировать не есть достояние йогинов средневековой Индии. Я уверен, что учение о дыхании, визуализации, специальных физических упражнениях, которые все вместе направлены на пробуждение внутренней энергии или Внутреннего Огня есть во всех психотехниках всех культур мира. Даже в христианской Традиции есть много от учения тантр о дыхании и пробуждении Внутреннего Света. Не верите? Прочитайте внимательно этот текст:
Калабриец решил узнать, кто такие эти исихасты, на которых ссылался Палама. Он отыскал исихастов в Салониках и Константинополе и лично посетил их. То, что он увидел, глубоко возмутило его гуманистический склад ума, взлелеянный эллинской философией и проникнутый духом классической культуры. Вот что он написал о своих встречах с исихастами:
«Они посвятили меня в свои чудовищные и абсурдные верования, описывать которые унизительно для человека, обладающего хоть каким-то интеллектом или малейшей каплей здравого смысла, - верования, являющиеся следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения. Они сообщали мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души, о связи души с демоном, о различии между красным и белым светом, о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и, наконец, о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и в полной уверенности происходит внутри пупа».
(
Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.)
Связи практики исихазма и йогической традиции еще ждут своих исследователей. Было бы очень интересно прочитать.
Учение о трансформации психики человека, о измененных состояниях сознания, о преодолении своего "животного начала", об очищении своего личного бессознательного и тому подобное есть заслуга всего человечества. Это учение было сформулировано в древнейшие времена самыми ранними человеческими цивилизациями и тщательнейшим образом охранялось от проникновения Непосвященных (грубо говоря, жадных тупых детей). Именно это и имело смысл шифровать и тщательно кодировать от чужого уха. Именно это и нужно было передавать тихим шепотом от учителя к ученику в прохладных залах древних монастырей. Именно это и составляет для многих умных людей цель всей человеческой жизни. И чтобы это учение никогда не умерло, его нужно было превратить в простые символы типа Дерево с большой кроной, борьба птицы и змеи, двуглавого орла и т.д., которые разошлись по всей планете и стали маячками на пути тех ищущих душ, которые упрямо бредут в полной темноте к последним проблескам заходящего Солнца.
--------------------------------------------------------------------------
PS. Хочется добавить еще одну мысль, которую я вычитал в монументальной книге Мэнли Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
Он уверенно говорит, что за образом двуглавого орла скрывается вовсе не орел, а... феникс! Очень приятная идея! Когда я смотрю на наш герб, я часто ловлю себя на мысли, что художник совсем не был знаком с анатомией орла. Совсем не тот клюв, непонятная вытянутая шея, крылья странной формы и т.д. И вот теперь мне стало все понятно. Именно феникс как нельзя лучше подходит в качестве символа для нашей страны - выжженая, разрушенная войнами и невзгодами, она вновь возраждается к жизни - такая же великая, мудрая, жертвенная и великодушная.