Давным-давно, в молодости, на меня произвёл большое впечатление роман "Кристина Хофленер". Он тогда был даже не в виде книги, а публиковался по частям в журнале "Иностранная литература". Мне почему-то помнилось, что это Драйзер -- потому что там идет речь о богатстве и бедности, а никто так не умеет писать о богатстве и бедности, как Драйзер. В общем, там бедная девушка Кристина, которую богатая тётя внезапно приглашает на крутой курорт. Там ей устраивают, как это сейчас называется, makeover -- преображение: делают стрижку, дарят кучу шёлковых платьев и меняют имя (тётя решила, что Кристина -- это слишком по-деревенски, пусть лучше будет Кристиана). Мне этот момент с преображением особенно запомнился, в деталях, вплоть до цвета платьев и ощущения лёгкости в затылке после стрижки. Она наслаждается роскошной жизнью, танцует, веселится... а потом всё заканчивается, надо возвращаться. И всё, снова убогая жизнь и ничего не происходит. Потом у неё появляется мужчина -- безрадостная, унылая связь, он тоже бедный, и нет никаких возможностей из этого выбиться. И они придумывают план, преступление... мне вроде как помнилось, что они вместе кого-то убили. Но из их плана ничего не вышло, всё оказалось зря, в общем, кончилось плохо.
Недавно решила я это перечитать. С удивлением обнаружила, что
вовсе это не Драйзер, а Цвейг -- тот, кого мы в своё время считали мастером порнухи непристойностей, на пару с Мопассаном. Наверное, эта вещь для него необычная.
При перечитывании выяснились всякие забытые подробности. На курорте, оказывается, плетутся интриги и разворачивается целая драма. Тётя скрывала от всех, что Кристина из бедных, не велела ей никому об этом говорить. Но одна девица, притворившись подругой, выведала у Кристины её происхождение и разболтала всем. Зачем? А потому что к той переметнулись все кавалеры. В общем, после разоблачения все от неё отвернулись, тётя велела спешно уезжать и всякие отношения с ней прекратила. Ужас. Двадцатый век вроде -- они там что все, реально аристократы? Ещё и девица эта предательская... неудивительно, что все эти интриги совершенно вылетели у меня из головы. Помнилось просто: отпуск закончился, Кристина уехала домой -- естественный ход событий, который в данном случае сам по себе драма.
Мужчина у неё действительно завёлся. Ко всему прочему, ещё и инвалид войны, поэтому его никуда не брали на работу. Они встречались в городе, всегда по одному сценарию, и никакой надежды на будущее у них не было. И действительно совершили преступление , только всё было немножко не так, как мне запомнилось. Они никого не убили -- они решили убить себя. Кристина легко на это согласилась, потому что другого выхода не было. И вот он приходит к ней на работу, а она работала на почте. Кроме писем, посылок и прочего ей приходилось принимать деньги, там стоял несгораемый шкаф с кучей денег. Этот чел увидел их и офигел: ты, говорит, целый день сидишь возле кучи денег -- неужели не возникало мысли их взять? Нет, у неё не возникало. А вот у него возникло. Он сразу умирать передумал, мысли заработали в другом направлении, и он стал её подбивать ограбить почту. И уговорил-таки. И... на этом всё! Роман, оказывается, не окончен. С ума сойти.
И я вот думаю, что тоже не знала бы, чем это можно закончить: дать им успешно провернуть это дело, осесть за границей и жить долго и счастливо? или чтобы их арестовали и посадили? Или ещё: Кристина оказывается слишком честной и в последний момент передумывает (и продолжает вести убогую жизнь, где ничего не происходит); сообщник бросает Кристину и убегает с деньгами один; где-то в пути они нечаянно теряют друг друга, оба остаются на свободе, но больше не встречаются никогда; Кристина бросает сообщника, убегает с деньгами, открывает в себе суперспособности, начинает бизнес... Серьёзно, не знаю.
Хорошая вещь, заставляет задуматься!