По оглавлению
http://dedin.livejournal.com/33450.htmlВместе с
http://voronos.livejournal.com/179169.html Вспоминаю время, когда поступал в ВУЗ. Я и люди, которые были вокруг меня, ощущали себя сосудами, в которые нужно залить знания. Необходимые для дальнейшей, пока непонятной, жизни. Налил знания, а потом можно их потихоньку отливать обратно - в работу, в жизнь… Мы собирались стать другими, загрузившись знаниями.
Сейчас-то кое-что поменялось.
Количество знаний, их доступность и изменяемость выросли так, что просто «заливать» их становится бессмысленно. Количество того, что необходимо «залить» всё больше становится похожим на «бесконечность» минус один. Или минус два. Т.е. сколько не заливай - всё мало.
И зачем заливать? Нажал кнопку и прочитал. Нажал две и потренировался. Нажал три и списал результаты тренировки. А прошел год - и четверть того, что учил, уже устарело.
КАКИМ другим можно хотеть стать, если ты каждый день с самого детства открываешь новые компетенции? …Новое меню телефона, прикольный ролик из Панамы, тест «кто Вы такой на самом деле?», маньяк из GTA, мать семейства из Sims, семейные отношения по 1 каналу, по ТНТ и по REN TV… Ты каждый день - другой. Новый. И захотеть стать «сильно другим» может получиться, если только вдруг тебе кто-то расскажет про новое качество другого. Завлечет.
Кто это может быть? Родители? Учителя? Всяко бывает. Но, по ходу, иногда теряется главная тайна нового качества - когда становишься новым - старый умирает. Тем, кем был, никогда больше не стать. А это больно. Новый - еще не вырос, а к старому уже больше не вернуться. Знать бы раньше у Морфеуса, какую таблетку съесть…
И если сделал шаг к новому качеству, то (вдруг) понимаешь, что научился ходить. Не сидеть и ждать пока кто-нибудь (препод, телик, комп, сосед) чего-нибудь в тебя зальет, а открыть новое. Это новое бессмысленно описывать заранее. Когда открыл для себя маленький фрагмент нового понимания мира, никто не сможет тебя переубедить, что ты этого не сделал. Открытие нового - это шаги, которые ведут к новой идентичности.
А как образовываться? Есть масса педагогов, которые, как всегда, всё знают. Они всегда всё знают. Но реально интересны только те, кто НЕ ЗНАЕТ и ищет. Вместе с теми, кто хочет «учиться».
Понимание ранее непонятного - технологично. Но не для тех, кто начинает со слов - «давайте конкретно». Смыслы для тех, кто так начинает - уже есть. И эти смыслы практически не меняются с течением времени.
Вместе разбираться в непонятном можно только с теми, кто в каждом движении мира видит возможность открыть новое. Ну, и последовательные шаги от общего к частному, и от замысла к программе - это всё-таки путь. Если пошел этим путем, «оглядываясь, видишь лишь руины». …Себя, картины мира и ненужных знаний.
А засада в том, что когда ступаешь на эту тропу, никто, как правило, о руинах не предупреждает. А если предупреждает, то не веришь. И нет обратной дороги - невозможно забыть, что ты когда-то мог ходить. Поэтому снова встаешь и идешь.
Можно различить два способа ориентации в движении. Это ( первый вариант )- когда координаты места назначения чужие («все так делают, «ОН (она) так делает», или «это имеют»), или (второй вариант) свои («я считаю это правильным, так как это часть мной открытой картины мира»).
Двигаться в чужих координатах легче - ты понятен, нужен другим для строго определенных целей и не напрягаешься постоянно по поводу критериев правильности выбора.
А когда твои координаты не двигаются вместе с другими людьми, а привязаны к тебе, как камера к каске велосипедиста, весь окружающий мир становится твоим ресурсом, который можно «распаковать».
Тогда образование - это не «соответствие чужому положению». А наблюдение картины мира из точки, попадание в которую ты заранее наметил. Разница в способах движения в том, что в первом случае ты смотришь на других, а во втором - на окружающий мир (в котором эти «другие» двигаются).
Перемена идентичности - свойство молодежи.
Может, поэтому артисты так долго живут.
Если рано не умирают.
.