ОХОТА ЗА БУДУЩИМ

Nov 18, 2010 12:19

Чем определяется будущее? Одни говорят, что экономикой, другие - что климатом, тре­тьи - что историей. А где подвох? Нет подвоха. Все так и есть. Просто когда ты в воде, тебе не мокро. Когда кругом люди - не ощущаешь, что все зависит от того, какие это люди. Нет людей - нет проблем. Есть люди - есть и проблемы. Примем за основу хотя бы это: будущее отчасти определяется и тем, какие люди принимают решения.

Сегодня рядом живут, учатся и ра­ботают несколько разных поколений. Они мыслят совершенно по-разному. И принимают решения исходя из раз­личных ценностей. Социально активны представители трех поколений.

Старшее поколение - те, кому зна­чительно больше 40 лет. Они видели со­циализм. Они видели различные импер­ские субкультуры (от управленческой и производственной до информацион­ной и пропагандистской), и им есть с чем сравнивать то, что происходит сей­час. Они всегда сравнивают. И это не­заметно для тех, кто не сравнивает. Те, кто старше 50, уже мало что понимают про интернет, а часто не заходят туда вообще. Для них фраза «зайти в ЖЖ по OpenID» - что-то непостижимое, она ничего им не говорит.

Среднее поколение - 27-37 лет. Они формировались во время перестройки. Играют против всех. Циничны. Аль­труизм и «общие» интересы - не их «тема». Они закрыты и с детства всего боятся. Поэтому малоинициативны, когда это напрямую не касается их ин­тересов. Зато легко встраиваются в лю­бые вертикали.

Младшее поколение - 18-25 лет. Энергетичны. Могут быть альтруиста­ми и идеалистами. Могут быть откры­тыми и командными. Абсолютно интер­нетизированы. Несколько испорчены плохим образованием. Обладают «кли­повым» мышлением (или, если приме­нить терминологию писателя Алексея Иванова, «пиксельным» сознанием). Из них легко формировать армии, хотя они и расколоты на множество узких групп по интересам.

В каждом поколении, конечно, есть исключения. Но это - общая картина. Посмотрим на эту картину с точки зре­ния государства. На дворе - глобаль­ные вызовы, экономический и демогра­фический кризис, а мы этим вызовам навстречу выдвигаем модернизацию. Именно эти три поколения будут мо­дернизировать. Других у нас нет.

Как это происходит на практике? Старшее поколение ставит задачи, ис­ходя из того, что всё будет продолжаться так, как сегодня, только люди будут но­вые. Но что-то всё не получается. Что-то на месте новых молодых - старые и шустрые. И не как раньше, в Политбю­ро, а везде - там, где решения прини­маются. Во всех отраслях.

Для того чтобы готовить молодых, социализировать, включать в обще­ственно-значимую деятельность, вроде бы есть государственная молодежная политика. Проводятся форумы, фе­стивали, КВН, «Студенческие весны» - жизнь кипит. Но если рассматривать внимательно, ответа на вопрос «Как формируется государственная моло­дежная политика?» мы не получим.

По факту государство сегодня спра­шивает молодежь: «Вы чего хотите?» Молодежь приносит список. Государ­ство вычеркивает лишнее и помогает реализовать. То есть позиция у госу­дарства сегодня - спросить молодежь и сделать, то , что она придумает. По­этому, когда многие задают вопрос: «Зачем нужна государственная моло­дежная политика?», они спрашивают: «Зачем нужна такая молодежная поли­тика?»

При этом даже внезапным прозре­нием дел не поправить. Так как государ­ственная молодежная политика финан­сируется только до уровня региона. В муниципалитетах по закону нет обяза­тельной государственной молодежной политики. Глава района имеет законное право потратить деньги на водопровод, а не на защиту интересов государства в области человеческого ресурса.

Один весьма информированный человек по фамилии Путин сказал: «В России нет государственной молодеж­ной политики как системы норм и за­конов». То есть, если даже удастся уви­деть реальную картину в молодежной среде, специальной инфраструктуры для быстрого исправления дел нет. Да и не меняется ситуация с мозгами в ко­роткие сроки.

Итак, системы нет. Что есть? Се­годня «молодежная политика» - это, в основной массе, «шарики-фонарики», фестивали-весны. А те, кто ею занима­ются - это, по мнению серьезных лю­дей, - чудаки типа уфологов или люби­телей кошек. Их нельзя воспринимать всерьез.

То есть, задачи «прорываться» и «мо­дернизироваться» поставлены. Кому они поставлены? Среднему поколе­нию? Вроде бы логично. Оно на подходе к точкам принятия решений. Вот толь­ко… Кто-нибудь пробовал собрать лю­дей этого возраста в одной аудитории и посмотреть на то, как они принимают решения? Например, зажечь 30-летних темой «интересы страны» или «будущее региона». Я пробовал, и не раз. И не раз видел, как пробовали другие. Ну сами попробуйте: найдите 30-летнего зна­комого и воспламените его «интереса­ми страны». Посмотрите на результат. Да, бывает, получается - исключения же бывают. Но их мало. Очень мало. Критично мало. При этом перед теми из младшего поколения, кто действи­тельно хочет сделать что-то нужное лю­дям (там есть такие), клубится завеса из «шариков-фонариков», на которые, собственно, и уходят основные сред­ства в «молодежке».

Если со своей «модернизаци­ей» государство обращается к среднему поколению, то задача «прорыва» стра­ны излагается в аудитории, где факти­чески нет слушателей.

Может, это обращение к младше­му поколению? Как раз возраст сту­дентов. Вроде бы готовы услышать. И это хорошо. И тоже проверено. Они и старшие, кстати, и говорят практи­чески на одном языке. Да только все смыслы перепутаны. Совершенно по-разному понимается коммуникация, успех, будущее, ответственность. В российских условиях «передать компе­тенции» - гораздо больше, чем просто «передать должностные инструкции». Это на Западе можно скрупулезно ис­полнять формуляры - и все у тебя получится. У нас многое надо читать между строк.

Никто не рассказал молодым про понятия «деньги», «здоровье», «честь», «милосердие» и много еще про что. Ну, а кто будет рассказывать? Учителя, что ли? У них другие задачи: лицензирова­ние, финотчет и ЕГЭ. Конечно, может быть, все наладит­ся само собой. Обнаружится, что на вопрос: «Кто субъект модернизации в стране?» есть лишь один ответ: «Ни-кто». Что ж, наверху умные ребята си­дят, придумают что-нибудь. Куда де­ваться? Да и лучшее лекарство от бес­покойства - неинформированность.

А для продолжающих беспокоиться - другое лекарство: имитация.

Сегодня налицо активное потака­ние социальной ограниченности моло­дых. Но ведь когда я забиваю весь скот на мясо, я знаю, что в следующем году не будет ни мяса, ни молока. Когда мы выжигаем имитациями целое поколе­ние, странно ждать, что оно переймет в качестве личных компетенций не ими­тации, а реальную ответственность.

В системе «начальник - исполни­тель» нет ответственности исполнителя за все дело. Есть ответственность за вы­полнение конкретного распоряжения. Моло­дежь сегодня - в роли исполнителя. «Что хочешь исполнять, исполнитель? Проя­ви инициативу исполнения». У такого подхода ограниченный ресурс времени до резкого изменения правил игры.

Что происходит после смены правил игры? Снимаются старые ограничения, не подкрепленные мотивами лиц, при­нимающих решения. То есть исчезает то, что опиралось только на слова. Если я не передаю свои реальные компетен­ции, то с моим уходом придут люди с другими компетенциями. Запрограм­мировать ограниченность надолго не удавалось никому.

При смене правил игры выигрыва­ет тот, у кого больше сил. Сила - ар­мия, подчиняющаяся твоим командам. Кто создал такую армию, тот и диктует правила. Если в ограниченное время (максимум - 5 лет) появится добро­вольческая армия модернизации и ин­новаций, готовая подняться за инициа­торами, как за Мининым и Пожарским, то правила поменяются на поддержку модернизации и инноваций: типа «дави в себе отсталость».

Если сформируется армия под ло­зунгом «Наши, дави не наших!», то все будут давить «не наших» - такие будут правила.

Есть ли «не армейские» варианты (формирование своей банды - не в счет)? Пока еще не дискредитирован вариант формирования смысла под вы­боры. Как ни странно, многих серьезно настроенных на реальное изменение дел можно обнаружить в молодежных парламентах регионов. Некоторые из них пошли уже настолько далеко (на­пример, в Томске), что получили право «всамделишной» законодательной ини­циативы. Понятно, что при этом есть множество условностей и ограничений. Но это уже похоже на действительную передачу компетенций. Другое дело, как и из кого формируются сегодня мо­лодежные парламенты, представлены ли там реальные лидеры молодежно­го общественного мнения или «детки» сильных мира сего. Это тоже к вопросу об имитациях и смыслах.

Что можно сделать, например, в регионе? Изменить смысл про­исходящего. Сделать так, чтобы поя­вились новые смыслы. Для того чтобы они появились, провести последова­тельность коммуникационных площа­док (назовем их «Форсайт-клубами»). На них обсудить темы, находящиеся в государственной компетенции: доро­ги, образование, демографию, транс­порт, финансы, медицину, армию и пр. Участники площадок - молодежь, де­путаты и эксперты по темам. Вопросы для обсуждения: «Как было? Как есть сейчас? Что будет, если ничего не ме­нять? Что поменять, чтобы состояние стало приемлемым?».

Проводить «Форсайт-клубы» раз в неделю в приличном конференц-зале. Снимать на ТВ, монтировать и выпу­скать в специальной передаче. Эксперт­ные оценки - использовать другими СМИ, как новостные поводы. Протя­женность проекта - 1 год.

Что получим на выходе? Иное виде­ние тем государственного управления, чем на старте проекта. Депутатов, осна­щенных темами очередных выборов. «Включенную» молодежь, увидевшую размерность компетенций управления. Группу молодежи, прошедшую проект и готовую задавать вопросы для специ­ального обучения.

Цена вопроса, к слову, - соответствует стоимости средней избирательной кампании по городско­му округу. Наверняка найдутся те, кто готов рискнуть такой суммой. Осталось им только понять, ради чего.

Попробуем заглянуть в будущее на чистом «здравом смысле», без аналити­ки. Надо же понять, к чему с этой моло­дежью возиться. Берем и рисуем трен­ды (назовем так процессы, которые мы с вами изменить не можем, и они более или менее устойчивы). Перечислим не­которые из них, представляя в уме со­стояние дел в упомянутых отраслях: демография, промышленность, дороги, транспорт, ЖКХ, здоровье, образова­ние, финансы. Да, этих отраслей зна­чительно больше, но этого достаточно. Прочертим линии вперед, в будущее - лет так на пять-восемь вперед. По­степенно представляем себе мир, в ко­торый мы едем. Представили? Пока мы едем туда, как под горку.

В том мире есть проблемы. Но есть и возможности. Для того чтобы эти проблемы решать и возможности ис­пользовать, нужно хотя бы увидеть то, что происходит. А перед этим - захо­теть это увидеть.

.

тревога, политика, пермь, Пермский край, выборы, Сапегин, стратегия, инновации, вызовы, обсуждение, поколенческие разрывы, молодежные парламенты, государственная молодежная политика, Пермь, будущее России, поколения, модернизация

Previous post Next post
Up