История парохода "Шефъ"

Mar 20, 2015 12:54




Пароход «Шефъ» имеет очень удивительную судьбу..

Вообще, судьбе кораблей может позавидовать иной человек. Их удел, странствовать по миру и бывать во многих частях Земного Шара.

Родная стихия морского судна - море. И, в общем-то совершенно нормально, когда это судно, родившись на одном берегу океана, заканчивает жизнь на противоположном.

Судьба же парохода «Шефъ» состоит в том, что родившись на морском побережье, он проделал долгий путь в самый центр Евразийского континента. В страну гор.

[А каким образом, можно прочесть далее]Нет, он не был Украинской подводной лодкой )))) .

Он был первым пароходом на Телецком озере.
А судно это было не самое обычное. Построено было в Швеции. Паровой котел склепали в Италии. Сразу после постройки «Шефъ» стал прогулочой яхтой семьи Романовых. Затем принадлежал самому Петру Аркадьевичу Столыпину.



А затем..

Затем история сделала крутой финт в благополучной истории корабля.

Архиепископ Томский и Барнаульский Макарий, во время поездки на Алтай и  Телецкое озеро в том числе, отметил сложность перемещения по озеру, которая препятствовала окормлению местных жителей. И прибыв обратно в Томск, архиепископ развил деятельность по передаче Чулышманскому Благовещенскому монастырю на юге озера небольшого парового судна. В частности, последовало обращение к Министру Путей Сообщения с ходотайством о его бесплатной доставке.

Однако не вышло в этот раз.

А вышло через 5 лет, когда за дело взялся Иеромонах Чулышманского Благовещенского монастыря и мать его Наталья Васильевна Голландская.



На картине изображен Чулышманский Благовещенский монастырь

Г-жа Голландская видимо была очень хозяйственной особой. Ибо….

Впрочем… чего это я..? Давайте лучше обратимся к прессе тех времен.
Вот как описывает это событие в бийской газете местный корреспондент С. Коваленко 21 сентября 1912 года в статье под названием “ “Шефъ” Столыпина и Телецкое озеро”:

“В Горном Алтае близ Телецкого озера, в долине Чолушмана есть маленький и очень бедный мужской монастырь. Наместником этого монастыря состоит иеромонах Виктор. Он и мать его Наталья Васильевна Голландская, задавшись мыслью об изыскании средств к существованию монастыря, вздумали приобрести в собственность монастыря паровой катер, который им удалось купить в Петербурге за 6000 рублей.
Катер этот назывался “Шефъ”, роскошно отделанный, принадлежал когда-то бывшему министру Столыпину.
С этим катером у Натальи Васильевны, по ее словам, и вышла масса хлопот. Дело в том, что в наличности оказалось только 4 000 рублей. Деньги эти были последние, накопленные в течение многих лет. Уплатив их в Петербурге, на недостающие 2 000 рублей она сделала наложенный платеж и отправила катер по железной дороге в Новониколаевск, где предполагалось спустить его на воду и по Оби проследовать уже на нем до Телецкого озера.
В Новониколаевск катер прибыл десятью днями раньше против обыкновенного срока, в то время, когда Наталья Васильевна была еще в Петербурге, где хлопотала у разных высокопоставленных лиц по поводу изыскания источника доплаты остальных денег за катер.
При выкупе катера в Новониколаевске потребовалось, кроме наложенного платежа (2000 рублей), уплатить еще за перевозку и за хранение 778 рублей, а денег ни копейки.
Наместник Чолушманского монастыря отец Виктор, прибывший в Новониколаевск для выкупа катера, обратился к бийскому купцу И. П. Соломину с просьбой выкупить катер, на что Соломин изъявил согласие при условии уплатить ему через 6 дней по прибытию катера в Бийск 3278 рублей, в число коих входит % Соломину 250 рублей и расходы по снятию катера с платформы с доставкой его до Бийска - тоже 250 рублей.
Такие условия хотя и невыгодные были, но делать нечего, нужно было соглашаться.
Дальнейшие события таковы: госпожа Голландская, уплатив г. Соломину 2 278 рублей, попросила его доплату 1 000 рублей подождать. Он на это согласился, отсрочив платеж на 1,5 месяца, но не иначе как с передачей всех документов о покупке катера на его имя с предоставлением %, обещая по уплате ему 11 % (с долга) документы возвратить. Будучи в безвыходном положении, госпожа Голландская согласилась на эти условия. Но когда ей удалось достать означенные деньги раньше условленного срока и предложить их Соломину, то последний сказал, что катер он купил, деньги Голландской все сполна за него уплатил, и более никакого дела с ней иметь не желает.
Слова г. Соломина как громом поразили Наталью Васильевну и вот в глубокой скорби и со слезами, она обратилась к бийскому исправнику с просьбой помочь ее горю. К счастью, исправник принял горячее участие в этом деле. Благодаря умелым приемам исправника, все документы госпожи Голландской были возвращены и в настоящее время катер, вследствие мелководья, доставляется в разобранном виде сухим путем из Бийска на Телецкое озеро”.

Очень типичная история. Ничего со временем не меняется.

Однако история не закончилась. Пароход доставили в Артыбаш в разобранном виде. Попросту говоря, в виде груды металла. Но это Россия. И её история совершается людьми. И на сцену выходит следующий персонаж ,Гавриил Никитович Гладков, который буквально по винтику, заново собрал пароход и являлся эго капитаном до 1944 года.



А тогда, весной 1913 года «Шефъ» начал свое плавание по Телецкому озеру.
Впрочем уже не «Шеф», а «Св.Иннокентий».

Благополучная жизнь парохода прервалась в 1918 году, когда группа идейных товарищей экспроприировала судно и, по сути, угнала его в Бийск. По пути безнадежно сломав. Бийск-горная река с многочисленными порогами и морское судно совершенно не приспособлено к плаванию по нему.
И снова, в 1925 году, его доставляют на Телецкое озеро и восстанавливают.

А также снова дают новое имя «Партизан»


Необходимо отметить очень важную особенность “Шефа” - это было самое экологически чистое и экономичное самоходное судно на озере в XX веке. На его эксплуатацию в одну навигацию требовалось “лишь две малые бочки машинного масла”, ежегодно доставляемые из г. Бийска. Топливом же для его котла служили дрова, неисчерпаемые запасы которых были разбросаны по всем берегам озера в виде сухого плавника. Важно отметить, что это был постоянно возобновляемый запас, которому не грозило оскудение или полное исчезновение. На борту всегда содержалась дюжина хорошо наточенных двуручных пил. Пароход мог “заправиться” топливом в любое время и в любом месте озера. При этом в заготовке дров с удовольствием и весело участвовали все засидевшиеся пассажиры. Паровая же машина и механизмы были неприхотливы в эксплуатации и выдержали 44-летнюю эксплуатацию (в т. ч. 32-летнюю телецкую) успешно, без каких либо серьезных, угрожающих жизни судна, поломок.

Так или иначе, но до 1944 года пароход прослужил верой и правдой.

В тот год он был поставлен на отстой в Камгинском заливе, где и простоял 4 года. В 1948 году его доставили в п. Яйлю, оборвав якорь на глубине 17 м. В поселке с него сняли паровой котел, а корпус оказался в п. Иогач и долгие десятилетия служил отстойником-охладителем на поселковой электростанции.

И снова Личность появляется в судьбе. Валентин Селегей.

Именно он спас первый пароход от забвения. Вот, что он рассказывает:

Работая на Телецкой озерной станции в п. Яйлю, я долго присматривался к бесхозно валявшемуся на берегу паровому котлу “Шефа”, отлично сознавая его большую музейную ценность. В июле 1977 года, заплатив трактористу “соввалютой” (двумя емкостями “Московской”), доставил его волоком в гору, где расположено здание станции. При помощи талей (котел весил два, а то и три десятка пудов) мы не без труда водрузили его на невысокое скальное основание рядом с метеоплощадкой. Под словом “мы” я имею в виду поддержавшую мою идею “исторической ценности котла” команду теплохода “Восток”.
Истратив еще почти половину месячной зарплаты, мне удалось на отшлифованном куске космической ракеты “Протон” с помощью новосибирского гравера написать историю-легенду “Шефа” и намертво прикрепить ее к котлу. К сожалению, сведения, которыми я располагал в ту пору, были не совсем точны, поэтому в надписи есть некоторые неточности, которые я с удовольствием бы исправил сегодня. Для полной гармонии морскому памятнику недоставало якоря. Я пригласил томский клуб аквалангистов “Дельфин”. Ребята долго и упорно искали на месте последней стоянки “Партизана” оторванный якорь, но на глубине 17 метров в заливе даже в яркий солнечный день была такая тьма, что поиски оказались безрезультатными.
Это оказался первый и пока единственный исторический памятник новейшей истории Телецкого озера. Сегодня памятник посещают туристы, иностранцы, гости озера и местные жители.
Место для памятника я выбрал не случайно. В 70-е годы все еще собирались строить ГЭС и поднимать уровень озера, а возле метеоплощадки, расположенной на 55 метров выше уровня озера, его никогда не подтопит. Метеорологическая станция входит в “реперную” (опорную) сеть станций Всемирной метеорологической организации и ее невозможно закрыть или перенести. В этом гарантия сохранности памятника первому самоходному судну на Телецком озере.


Вот такая история первого Телецкого парохода.

Стокгольм - Санкт-Петербург - Новониколаевск - Бийск - Телецкое озеро.
«Шефъ» - «Св.Иннокентий» - «Партизан»


Алтай

Previous post Next post
Up