Отличия Сибиряков от Великороссов.

Feb 18, 2015 13:04

Есть желание начать некий цикл публикаций, посвященный культуре и традициям Сибири

Почему именно Сибири?

А потому, что эти традиции имеют ряд таких замечательных особенностей, которые дают представление о культуре огромнейшего пласта Славянской культуры. Ну посудите сами: допустим в Белоруссии свои особенности традиций . На (в) Украине они несколько самобытны. В Поволжье снова отличаются. Псковщина, Смоленщина, Кубань, Польша, Сербия…Да жизни не хватит, чтобы рассказать о них всех. А у нас есть такая замечательная особенность..

[Читать далее]О ней чуть подробнее

Дело в том, что Сибирь - это огромная солянка, спаянная из культур различных местностей. И в первую очередь, Славянских культур. В течение нескольких столетий сюда шли люди, селились рядом, обменивались опытом и традициями, создавали новую общность.

Иногда у меня возникает ощущение, что сама История и Господь Бог задались целью на этой территории попытаться ВНОВЬ объединить разъединённые Славянские народы и культуры. Или создать нечто новое.

Эдакий "братский котёл народов" ,как упомянуто в творчестве местной этногруппы "Буготак"

Время покажет..

А пока же я хочу попытаться собрать сведения. Развеять многочисленные мифы ( Кстати, «в России» настолько забавное представление о Сибиряках, что я иногда впадаю в ступор…откуда они берутся) или подтвердить их ( Вот бывает, узнаю факт, скребу в башке и сразу проясняются некоторые особенности моего поведения)

Отличия Русских Сибиряков от Великороссов

Для начала немного обмолвлюсь. Многих собеседников очень коробит, когда территория до Урала называется «Россией». Никакого экстремизма и сепаратизма в этом нет. Просто так сложилось исторически, что Русский человек всей душой привязан к земле. И та земля, на которой он находится, называется его Родиной.

В лесной России положены были основы русского государства. Человек поминутно и попеременно приспосабливался к окружающей его природе, к ее силам. Неудивительно, что на просторах Восточноевропейской равнины издревле ковались в людях смелость, стойкость, трудолюбие, взаимовыручка. Лучшие качества проживавших здесь русского, фино-угорского, тюркского этносов сформировались во многом благодаря суровым реалиям вмещающего ландшафта.

Важной чертой русского характера стала терпеливость, обеспечившая выживание в природно-климатических условиях Восточной Европы. К этому добавились постоянные войны, потрясения, тяготы жизни в условиях 250-летнего татаро-монгольского ига. На Руси говорили: «Бог терпел и нам велел», «За терпение, Бог дает спасение», «Терпение и труд - все перетрут». Главным условием терпения была его моральная обоснованность.

Жизнь русского человека требовала объединения в трудовые коллективы, в артели, в общину. Личные интересы человека, его благосостояние часто ставились ниже благополучия общины, государства. Суровая жизнь требовала исполнения долга, бесконечного преодоления трудностей; обстоятельства часто выступали не на стороне человека, а против него. Поэтому, исполнение задуманного великороссами воспринималось как редкое везение, удача, дар судьбы. Вследствие низкой результативности и рискованности, непредсказуемости итогов, труд для русского крестьянина становился естественным богоданным занятием, скорее наказанием (страдание, - от слова «страда»).


Открытость границ и постоянная внешняя угроза воспитывали в русском человеке чувства самопожертвования и героизма. Сознание народа связывало иноземные нашествия с греховностью людей. Нашествия - это наказания за грехи и проверка на стойкость и угоду Богу. Поэтому, на Руси всегда было праведно «не щадя живота своего» защищать землю свою от «басурман».



Черты русского национального характера включают в себя иррациональность мышления, когда образные, эмоциональные формы превалируют над понятийными, когда практичность, расчетливость отступают на второй план. Это является и одной из сторон русского «двоеверия», то есть сохранения и взаимной интеграции язычества и православия.

Терпение и покорность шли рука об руку с вольнолюбием. О вольнолюбии славян еще в древности писали византийские и арабские авторы. Жесточайшее крепостничество вполне могло уживаться с вольнолюбием до тех пор, пока оно не покушалось на внутренний мир человека или пока не наступало беспредельного насилия. Протест выливался в восстания и, чаще всего, в уход на неосвоенные земли. Геополитические реалии Восточной Европы и Сибири позволяли это делать в течение многих столетий.

При этом происходила кристаллизация лучших черт национального характера. Например, в сознании казака в абсолют возводилась воинская доблесть и исполнение долга. В сознании сибиряка - несгибаемость, настойчивость и упорство.

Проще говоря, шли люди за Урал не просто так, а оттого что не в их характере было оставлять многое таким как было прежде. Либо от бед, либо от беззаконий, либо от любопытства, либо просто от русского «авось». А вот дальше сталкивались с тем, что меняло их ментальнось,характер. Или обостряло те черты,которые в России были несколько второстепенны.

Постоянная борьба с экстремальными природными условиями, необходимость формировать быт, приспособленный к экстремальной погоде. Необходимость менять психологию человека…привела к тому, что,видя Сибиряков-старожилов в 1860-х гг. литератор и этнограф Н.С. Щукин написал: «Опытный глаз сразу отличит сибиряка от русского»



В самосознании русских людей в Сибири постепенно изменилось отношение к понятиям «малая родина», «Русь-Россия», «российские люди».

Этноним - «русские» специфичен содержанием: «Русские принадлежат Руси, относятся к ней, … производны от Руси» - отмечает историк И.В. Кондаков. Данные глубинные установки в славяно-русском сознании говорят опринадлежности этноса к земле (русь-ский человек). Россия это прежде всего русская земля. «Мать-сыра-земля» для россиянина была высшим судьей, кормилицей, «родительницей» народа.

В связи с перемещением части этноса в Сибирь, потомки их во втором-четвертом поколениях «землей-матушкой» считают свою новую «малую родину». Поэтому термин "Сибиряк" в этнониме нового субэтноса отражал и степень принадлежности к сибирской земле, и, одновременно, степень приспособления к сибирским факторам. Когда сибиряки называли прибывших из-за Урала, из «Рассеи», «российскими людьми», то оценивали их с позиций принадлежности России, а не Сибири.

Вот и всё! И нет поводов для возмущения!

Ну а в чем особенности-то?

А вот здесь постараюсь рассказать об известных мне отличиях.

-Ценность свободы.

Расстояния сделали своё дело. До начальства далеко,до Бога высоко. Да и не для этого ли шли мужички в эти края. «Сибиряки склонны жить без излишнего вмешательства властей и закона… они порицают те нововведения…, что ограничивают свободы…» - отмечал историк А.П. Щапов. Князь П.Д. Горчаков, генерал-губернатор Сибири писал: «Здешние поселяне, взросшие в полной независимости, мало знакомы с нуждой».


-Радушие и закрытость.

Выше писал я о двоякости и противоречиях в характере Русских. Вот он пример. Н.Д. Фонвизина за долгие годы проживания в Сибири, сумела выделить данные черты в ментальности старожилов. Сибиряк «ласков, добродушен, большой хлебосол, но не клади ему палец в рот - он без намерения, но откусит. Сибирское основное свойство: недоверчивость и осторожность, чтобы не дастся в обман, и если можно самому обмануть. Быть обманутым считается за стыд. Сибирская скромность, по-моему, скрытость». «Сибиряки весьма просмешливы. Все, что не согласно их умонастроению, понятиям, они непременно просмеивают. Ходят байки, как старожилы буквально изводили и насмешками постоянно сопровождали переселенцев. Но об этом позднее

Скрытость. Не показать чужому своей эмоции. Мало ли каких вокруг ходит.



-Рациональность в делах.

Вот здесь я позволю себе немного потешиться над жителями Подмосковья. В Российской традиции принято насмехаться над жадностью и скопидомством. Однако подобные насмешки не только не затронут Сибиряка, а более того, будут восприняты им как комплимент. Собственность, в понимании старожила, предназначена приносить доход. Это определяло рыночный характер мышления и установок поведения Сибиряка.

Традиционное российское неприятие «стяжательства», «скопидомства», богатства изменило свою полярность. Бытовавшее в сознании отрицательное отношение к зажиточности меняется; богатство становится мерой «угодности Богу». Соответственно богатым представал тот, кто «сытой мужик, полномочный, живет словутно» (достойно); середняк, «средней руки крестьянин», тот, кто «можно живет, ладно, сытно и словутно». Положительная оценка зажиточности - «живет словутно» - отражала оценку основной массы старожильческого населения. Подобное место зажиточности в картине мира сибиряков еще в начале Х1Х в. определил губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов, писавший что, хозяйства, в которых «до трех лошадей - относят здесь к бедноте».

Стремление к зажиточности большинством современников часто рисовалась как негативная привычка Сибиряка к «корысти, приобретению, наживе». Историк Л.М. Сабурова приводит высказывание ангарского старожила: «Я доможирничал, на прииска не ходил». Слово «жир» в словаре приенисейских сибиряков означало «довольство, богатство». «Жировать» - значить жить в довольстве, зажиточно. В данном случае «доможирничал» - приобретал высокие доходы своим хозяйством (домом) и, соответственно, жил в довольствии.

«Скуп, да в сале пуп!». В данной поговорке под понятием «скупость» скрывается слово «бережливость». Скупость не порицаемое качество. Это залог зажиточности, не жадность. Жадного человека называли иным словом - «жила», «жилистый». Представления старожилов и переселенцев из Европейской России оказались в противоречии. Поэтому, вполне естественным выглядит диалог в поле взаимного непонимания целей жизни: «К чему ты, братан, бездну копил? Ведь ты своей скупостью дьявола смешишь!» - говорит поселенец. «Я придерживаюсь батюшкиной пословицы, которую в старину баил: «Скупость не глупость, жив и так» - отвечал старожил.

Совершенно справедливо высказывание сибирского историка Е.А. Ерохиной о том, что «богатство, созданное преобразовательным трудом - один из самых важных атрибутов социального престижа» русских крестьян - старожилов.
Ради хозяйственной целесообразности жертвовали даже верой; так в 1858 г. Тобольской духовной консисторией рассматривалось дело «О пагубной привычке сельского населения Енисейской губернии работать в воскресные и праздничные дни».
В южных районах Сибири в XIX в. у крестьян имелись огромные покосы и большие табуны лошадей. Иногда происходил такой разговор:
- Зачем столько лошадей?
- Возить сено.
- Зачем покосы такие большие и сена столько косите?
- Кормим лошадей…
«Мертвый не без могилы, а живой не без подворья» - говорили сибиряки.



-Рациональность в поведении.

Отказавшись от «великорусского авось», сибиряк выполнял любое дело аккуратно, добротно, просчитывал результат. Во всем старался обеспечить «запас, на всякий случай». Старожилов отличали качества упорства, настойчивости, твердости духа и смелости, предприимчивости при одновременной диковатости, угрюмости, грубоватости. «На многие поступки, принципы и правила сибиряк смотрит гораздо свободнее, вольнее, смелее. Они жаждут новых впечатлений при монотонной замкнутости жизни. Часто можно видеть, как сибиряк, самый необразованный, расспрашивает о происхождении дождя, грома, землетрясения» - писал А.П. Щапов.
О рациональной организации и уме сибиряков высказывались декабристы, когда «заставали мирские сходки и удивлялись расторопному и умному ходу дел, ясному и простому изложению мнений умных мужиков». Рациональное сознание сибиряка формировало установки выдержки, спокойствия. В старожильческом «обществе» приветствовался «сурьезный человек», строгий (по-сибирски «свирепый») внешний вид, спокойная речь. Осуждалось эмоциональная невыдержанность, быстрая речь («тараторка»), легкомысленная («взъендывающая») походка. Однако, употребительным было не слово идти, а - бежать («Куда бежишь?», «Сбегай на пашню, посмотри…»).

Маленький пример въедливости: «Когда «возникла конфликтная ситуация в 1889 г. в с. Рыбном Богучанской волости лошади А.Ф. потравили хлеб В.П., хозяин потребовал компенсации из расчета «на ¾ дес. пашни в умолоте 12 пудов по общей оценке оценке 7 руб. 20 коп. за потравленный хлеб. Во время судебного заседания, ответчик А.Ф. произвел собственные расчеты и признал справедливым расчеты В.П.».
Ну и ещё один: «Истец из д. Кежемской Пинчугской волости Е.К.Р. жаловался в суд, что 11 собак задавили 3-х его овец. Оказалось, что владельцами данных одиннадцати собак были семь крестьян этой же деревни. Выборный волостной суд оценив ущерб в 6 руб., решил взыскать с ответчиков по 54 ½ коп. с каждой собаки: соответственно - 1,09 руб., 1,09 руб., 1,09 руб, 54,5 коп, 54,5 коп, 1.09 руб, 54,5 коп.».

Во второй половине ХIХ века публицист С. Турбин отмечал: «Если великоросский крестьянин шумит, ругается, сердце сорвет... протестуя, то сибиряк несравненно последовательнее. Сибиряк - разве что плюнет. Зная очень хорошо, что плетью обуха не перешибешь, он и не пытается...». «Рассудок сибиряка преобладает над чувствами. Сибиряк надеется более на себя, нежели на Бога» - отмечали современники.


-Постоянное соперничество.

Постоянное соперничество в ведении домохозяйства, землепашестве, в достижении уровня жизни, в повседневном поведении было довольно близко характеру граждан США, о чем отмечали в записках декабристы. «Каждый живет особняком», коллективное начало «мало развито», в борьбе за выживание, в условиях соревнования-соперничества в старожилах вырабатывались «удивительная выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах, мужество в опасностях» -писали о сибиряках в XIXвеке. Сибиряк постоянно стремился выглядеть в глазах односельчан, окружающих радушным и хлебосольным хозяином, сострадающим «сирому и убогому». Отмечалось, что «нигде в России так не подают нищим, как в Сибири».

И в качестве окончания:

Смелость, сметливость, повадка
Рыскать по стране.
Чистоплотность, ум, приглядка
К новой стороне;
Горделивость, мысли здравость,
Юмор, жажда прав,
Добродушная лукавость,
Развеселый нрав;
Политичность дипломата,
В речи при чужом,
Откровенность, вольность брата
С истым земляком;
Страсть отпетая к природе-
От степей и гор,
Дух, стремящийся к свободе
Любящий простор;
Поиск дела, жажда света,
Юной жизни кровь,
Без предела и завета
К Родине любовь;
Страсть отстаивать родное,
Знать, за что? Да как?
Стойкость, сердце золотое -
Вот наш сибиряк!

Сибирский поэт И.Ф. Федоров-Омулевский (1836-1883 гг.)

Сибирь

Previous post Next post
Up