Представьте сюжет голливудской ленты: 1944, два героя - фронтовые кинооператоры, высаживаются вместе с армией США на Омаха-бич. Один - сирота-афроамериканец, а второй - васп из аристократичной семьи. Афроамериканец - грубый, неуравновешенный (в припадке убивает немецкого военнопленного), готов клепать на камеру фейки; неудачник в профессии и в любви. Зато васп - добрый, интеллигентный, знает иняз, успешно уговаривает немецкий отряд сдаться, снимает лишь правду жизни - и достигает успеха. Тонко намекается, что родители васпа могли состоять в ку-клукс-клане и когда-то грохнуть родителей афроамериканца.
Не можете представить? И правильно, в США нет Министерства культуры (не шучу - действительно нет), и нет государственного «Фонда Кино», который каждый год даёт ярды на съём антигосударственного шлака.
Фильм из первого абзаца - недавний шедевр
«Первый Оскар». Я лишь перенёс действие с Восточного на Западный фронт, а так-то - два персонажа, Иван Майский и Лев Альперин: первый - больной на голову антигерой; второй - тонкий интеллектуал, страдающий от кровавой гэбни и нарочито мерзких мужланов из простонародья; а всё - чтобы понравиться американским продюсерам и взять Оскар.
Несмотря на бюджет в ₽
290 млн (включая
безвозвратную субсидию Фонда Кино), американская часть сюжета снята в интерьерах - даже нарисовать на графоне общий план Лос-Анджелеса 1940-х годов для монтажной перебивки не удосужились. На широком экране фильмец провалился, набрав ₽
80,4 млн - в тепличных условиях, без западных блокбастеров в прокате.
Сеть пестрит материалами про
«10 самых абсурдных фильмов, оплаченных Фондом Кино» или про
₽41 млрд, которые Фонд Кино и Минкульт за прошлое десятилетие потратили на проекты, в большинстве провалившиеся в прокате.
В нормальной индустрии - 3% брака, 97% нормы. У «ФК» это соотношение обратное: редкие успешные проекты наподобие «Сталинграда» или «Движения вверх» посреди бесчисленных «Первых Оскаров». Неплохие и умеренно-патриотичные фильмы тут выходят случайно - как случайно в нормальной системе получается брак.
Почему?
Потому что одним из четырёх российских кланов до 2021 года был клан западников. У клана не было задачи чего-то производить (кроме русофобии), но у клана была задача кормиться. В кормление клану дали культурку. Как и в случае с «Роснано», клан на этом пилил. Например, Фонд Кино был соучредителем Банка Кроссинвестбанк, который размещал забалансовые
вклады на ₽3,5 млрд, а его руководство оптимизировало ₽5,3 млрд.
Но если Кроссинвестбанк лопнул и стал
ответчиком в судах - то у наших культурных героев ещё всё впереди. Попробуйте найти хоть один публичный отчёт: «за истекший год Фонд Кино потратил столько-то денег, поддержав N проектов (подробная раскладка, сколько субсидий получил каждый фильм), а заработал столько-то.
Или: «В Фонде столько-то сотрудников, на з/п уходит…»
Поскольку такой отчётностью Фонд не озаботился -
глянем сами. За последние 6 лет расходы на содержание его аппарата возросли почти вдвое (до ₽210 млн), в т.ч. расходы на з/п сотрудникам - в 1,5 раза (до ₽139 млн). Результаты - на широком экране.
Смотрим строку «проценты к получению»: сколько Фонд Кино заработал, размещая деньги на банковских депозитах (каждый год Правительство перечисляют Фонду «для поддержки кинематографа» около ₽3 млрд)?
В коронавирусный 2020-й, когда кинематограф нуждался в помощи, Фонд Кино заработал таким образом ₽293 млн. Среднегодовая ставка ЦБ - 5%; ставка по депозиту, допустим, 4%. Чтобы заработать такие деньги, на депозите в течение года нужно было держать ~₽7 млрд.
И - бинго, смотрим остатки средств Фонда: на начало 2020 - ₽5,25 млрд; на конец 2020 - ₽6,2 млрд. То есть моя гипотеза - что вместо «поддержки российского кинематографа» ФК тупо прокручивал ₽ на депозитах - подтверждается.
Клан западников, кстати, в 2021 перестал существовать как организованная сила.
«Цирк уехал - а клоуны остались».
Пока.
Эдвард Чесноков