Последствия украинской войны ударили по немецкой промышленности. Во многих отраслях отсутствуют важные первичные продукты, такие как технический углерод. Черная субстанция находится в батареях, косметике и автомобильных шинах. Теперь целые цепочки поставок находятся под угрозой.
Страх прекращения поставок газа из
России в настоящее время держит немецкую промышленность в напряжении.
Хотя участники до сих пор борются за место в списке системообразующих компаний, получающих льготную поставку в случае ЧП, за кадром уже давно разыгрываются сценарии того, как отдельные производственные участки могут быть остановлены в ЧП без всей операции быть затронутым.
Ключевую роль здесь играет химическая промышленность, для которой природный газ является не только важнейшим источником энергии, но и сырьем. Узкие места в поставках приведут к выходу из строя целых заводов и вызовут цепную реакцию во всей перерабатывающей промышленности, которая нуждается в гранулятах, клеях или синтетических волокнах для их производства. Это становится особенно сложным, когда важные предварительные продукты больше не производятся в
Германии , а поставщики находятся в России.
Одним из таких стратегически важных веществ является сажа. С точки зрения обывателя, черное, жирное, липкое вещество, состоящее в основном из углерода, в быту имеет довольно дурную славу, но в хозяйстве незаменимо. И не только для производства шин или резиновых уплотнителей. Углеродная сажа также используется в строительстве, производители косметики используют ее, чтобы придать палочкам для ресниц необходимую глубину цвета, а краски и краски для стен даже содержат пигменты простого белого цвета. Электротехническая промышленность, с другой стороны, полагается в первую очередь на высокую проводимость вещества: сажа является основной добавкой в литий-ионных батареях. «Технический углерод не везде используется в том же количестве, что и в шинах», - объясняет Борис Энгельгардт, генеральный директор соответствующей отраслевой ассоциации. «Но практически ни в одной из областей применения его нельзя заменить».
«Нам придется жить с дефицитом в течение года».Управляющий директор ассоциации Борис Энгельгардт о замещении поставок из России
Взглянув на список крупнейших мировых производителей, можно увидеть, насколько сильно здесь российское руководство: около 60 процентов технического углерода поступает из России. Хотя немецкая экономика уже несколько недель упорно пытается найти замену, мощностей в других странах-поставщиках далеко не достаточно, чтобы так легко ликвидировать разрыв.
Хотя производители из
Индии , Китая и Саудовской Аравии также доступны, будущие партнеры по контракту все еще колеблются. Учитывая бедственное положение европейских покупателей, это неудивительно. «Нам придется жить с дефицитом в течение года», - предсказывает Энгельхардт. И после этого технический углерод точно будет значительно дороже.
Давление на химические компании велико, потому что дефицит уже заметен, что видно и по ценам. Только в апреле технический углерод подорожал на 20 процентов. Частные потребители тоже ощущают последствия - быстрее и яснее, чем может показаться на первый взгляд. Например, при покупке автомобильных шин. В них содержится не несколько граммов сажи, а несколько килограммов.
Поэтому несколько дней назад ганноверский производитель шин Conti скорректировал свой прогноз на текущий год в сторону понижения. Только в шинном подразделении группа ожидает, что затраты на закупки и логистику увеличатся примерно на 1,9 млрд евро по сравнению с предыдущим годом - почти вдвое больше, чем прогнозировалось несколькими неделями ранее.
В бизнесе с летними шинами развитие пока не отразилось со всей остротой, потому что их производство сравнительно мало пострадало от недавнего скачка себестоимости. Тем не менее, цена на отдельные шины с начала года выросла на 15 процентов. «Настоящего подъема можно ожидать осенью, когда начинается сезон зимних шин», - объясняет инсайдер отрасли.
Надежная замена в поле зрения
Французскому конкуренту Conti
Michelin пришлось прервать работу на некоторых своих европейских заводах вскоре после начала войны. В Conti говорят: «На сегодняшний день компания может продолжать производство». Наблюдатели рынка уже видят опасность дефицита шин в ближайшие месяцы.
В то время как Conti по-прежнему может переложить большую часть повышения цен на частных потребителей, ситуация для переработчиков каучука сложнее. Они имеют дело с крупными промышленными клиентами, которые могут использовать свою рыночную власть, чтобы избежать уступок. «Поставщики сталкиваются даже с программами жесткой экономии и односторонней передачей рисков», - говорит глава WDK Энгельхардт. В любом случае конца ценовой спирали не видно.
Однако в среднесрочной перспективе смена эпох также может оказаться благом. Потому что с разрушением производственных структур на рынке могли утвердиться совершенно новые процессы, которые к тому же гораздо более устойчивы, чем использовавшееся ранее сжигание природного газа. Стартап компании Pyrum Innovations из Саара разработал метод почти полной переработки сажи, содержащейся в использованных шинах, как и других компонентов, в реальном смысле: восстановленные материалы можно снова использовать в том виде, в каком они были на момент их изготовления. Происхождение и конец не как составные части цветочных горшков или спортивного покрытия на стадионе.
Первый завод уже измельчает и расщепляет старый каучук в промышленных масштабах, и ему осталось только доказать свою долгосрочную устойчивость. являются партнерами
Continental , Michelin и
BASF . Однако, по словам основателя компании Паскаля Кляйна, пройдет еще несколько лет, прежде чем будет построено достаточно систем, чтобы компенсировать нехватку поставок из России.
источник