Среди шквала статей о событиях в Казахстане много интересных, умных мыслей. И есть одна общая линия - пытаясь разобраться в том, что произошло в Казахстане, авторы всегда примеряют на эту восточную страну европейскую одежку. Отсюда сравнение с Украиной, майданом, цветными революциями…
Нет, коллеги, в Казахстане не цветная революция и не «майдан с кукловодами».
В Казахстане идет обычная для востока война между Жузами. В данном случае - между кланами Старшего Жуза. Подобные события постоянно случаются в Казахстане или Киргизии в разной степени воинственности, они случались и в эпоху нашего детства - в СССР.
Текущая война действительно особенно кровавая, потому что идет война ЗА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ в Казахстане между двумя мощными кланами Старшего жуза: клан Жалайыры (Токаев) и клан Шапрашты (Назарбаев). При этом клан Шапрашты (по преданиям) правит Казахстаном более двухсот лет и отдавать власть не собирается.
Что же светит русской диаспоре в Казахстане в этой войне.
Про политику Назарбаева (Шапрашты) могу сказать только одно - все эти 30 лет русские, которые остались на своей Родине (там, где родились), сидят на чемоданах и говорят такую присказку - пока сидит Назарбаев и нам можно сидеть. Если скинут Назарбаева - нам придется бежать.
Назарбаев, как и все восточные люди, разумеется, ведет многовекторную политику. На востоке иначе невозможно было бы долго удерживаться у руля, скинули бы раньше. Но он очень умный политик. Поэтому - и роль русского языка, и возможность русским относительно спокойно жить и работать в Казахстане - это заслуга Назарбаева. Другие кланы, придя к власти, эту ситуацию резко изменят.
Конечно, Назарбаев всегда понимал, что процесс выдавливания русской диаспоры из Казахстана идет, хотя и не так стремительно, как в других странах Средней Азии. Тем не менее, всем понятно, что рано или поздно русские уйдут совсем. И в этом неминуемом процессе для Казахстана есть проблема - ножницы ухода профессионалов.
Дело в том, что у Казахстана есть сложности с воспитанием своих этнических специалистов в сложных отраслях. Именно это (а вовсе не абстрактная любовь к России) заставляла Назарбаева все эти годы с одной стороны удерживать от утекания русскую диаспору, (насколько это позволяла политика балансирования между кланами Жуза), а с другой - пытаться всеми силами вырастить своих, казахских специалистов-профессионалов.
И надо сказать, что для выращивания своих этнических специалистов Назарбаев создал сказочные, даже фантастические условия. Если казахский ребенок проявляет хоть какие-то мало-мальские способности к математике (или других науках) - семья тут же получает государственную стипендию на него и немаленькую! Ребенок пестуется и отправляется за счет государства во всевозможные обучающие лагеря и форумы. Детям Казахстана дается господдержка в любом формате высшего образования - стипендии, оплата обучения за рубежом, в любой стране Мира. Но беда в том, что очень мало таких детей у Казахстана… Детей, которые способны обучаться. В основном этими благами пользуются все те же русские жители Казахстана, их дети. И работают на сложных производствах, естественно, не казахи - русские. А русские уходят из Казахстана.
Знаете, как был построен мой прекрасный город Шевченко (Актау)? В пустыне, на берегу соленого Каспийского моря, в том месте, где нет ни грамма пресной воды… Фильм «Белое солнце пустыни» помните? Вот это и есть наши места. Даже аналог таможни Верещагина сохранился - там был музей во времена моего детства.
Все что нужно для строительства города Л.И. Брежнев завозил в пустыню самолетами! Французские архитекторы спроектировали город из розового ракушечника, в котором дома не похожи друг на друга. Когда его построили - красота получилась необыкновенная! Розовый город на берегу синего моря в желтой пустыне…
Для того, чтобы обеспечить город Шевченко пресной водой Л.И.Брежнев построил первый в мире атомный реактор на быстрых нейтронах. Сначала был один реактор - на шесть самоваров, а позднее построили второй - на двенадцать самоваров. Второй построили перед самым развалом Союза. Сейчас работает в каком-то объеме только один реактор, второй законсервирован. Специалистов было мало, русские стали уезжать с развалом страны.
Сейчас оставшийся реактор (МАЭК - мангыстаузский атомно-энергетический комбинат), который обеспечивает город водой, как-то работает. Но специалистов остается все меньше. В городе в ванной из кранов течет техническая слабо-соленая вода. Пресная только на кухне… Очень надеюсь, что Казахстану все-таки удастся воспитать специалистов для подобных предприятий и катастрофы не случится.
Назарбаев эту проблему понимает. А Токаев нет. Токаев ведет политику, которую у нас в свое время вела банда Ельцина (Гайдар, Березовский, Гусинский, Чубайс и прочие) - то есть мечтают сделать из Казахстана сырьевой придаток Запада или Китая, кто купит. А русских конечно изгнать - мешают… Уже сейчас в нефте-газовой отрасли, которая в значительной степени кормит Казахстан до 75% составляет доля иностранного капитала, в основном США.
Мне очень хочется, чтобы победили Шапрашты. Будут наши вмешиваться или не будут - не знаю. С одной стороны - это внутренние дела суверенной страны, а с другой - пожар у ближайшего соседа и нужно помогать тушить. Надеюсь, наши политики примут единственно верное решение.
ИНТЕРЕСНОСТИ ПРО КАЗАХСКИЕ ЖУЗЫ
В Казахстане есть патриархальный Юг - Старший Жуз, космополитичный промышленный Север - Средний Жуз и дикий Запад - Младший Жуз. Казахи говорят: «Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага».
Три жуза - загадочная веха казахской истории. Точно неизвестно, когда они появились. Слово «жуз» в переводе «союз» или арабское «ветвь». Разброс в датах порядка тысячи лет - от тех времён, когда тюрки расселились по Великой Степи до эпохи войны с джунгарами, когда распалось Казахское ханство. Иногда жузы называют «ордами», «улусами», «ханствами» - но это неверно. Как бы то ни было, с одной стороны все три жуза существовали как разные государства со своими ханами, но никогда не забывали, что они один народ, не воевали между собой и при надобности объединялись против внешнего врага. Их кочевья сходились близ одинокой горы Улутау в 120 км от нынешнего Жезказгана, в той стороне находится и мавзолей 13 века, где погребен мифический Алашахан - Объединитель.
Вообще, лишь в ХХ веке, стараниями советской власти, была затёрта главная степная единица - племена. Каждый степной народ, хоть башкиры, хоть туркмены, хоть монголы изначально - это совокупность племён. Племена делятся на роды, и по идее каждый казах обязан знать родословную до 7-го колена - дело в том, что в старину лишь при такой глубине отсутствия родственников брак не считался кровосмешением. Всю это информацию содержат «Жеты-ата» (Семь дедов), генеологические справочники рода, племени, жуза.
И в 21 веке казахи не забывают родства - каждый назовёт как минимум свой жуз, что же до племён, то мне кажется, казахи и это в основном помнят, но русских без надобности не посвящают - скорее всего, просто исходя из того, что таких подробностей неказахам уже не понять. Но в любой части Казахстана от местных можно услышать примерно следующее: «Ты там дальше будь осторожнее! У нас тут народ гостеприимный, а там смотри - другие живут - злые, хитрые!» (читай - «там другое племя живёт!»).
Вообще, формирование Казахского ханства произошло в общем-то на крошечном пятачке его огромной территории. В 1428 году распалась Золотая Орда. В её среднеазиатской части Белой Орде правил Абулхаир, потомок Шибана - одного из сыновей Джучи, который был старшим сыном Чингисхана и получил в улус тюркскую степь. Также на трон претендовали султаны Жанибек и Керей - потомки Орда-Эджена, старшего сына Джучи. Подняв мятеж, они откочевали в Семиречье, то есть степь между Балхашом и Тянь-Шанем, а после смерти Абулхаира покорили его владения. Внук Абулхаира, Мухаммед Шейбани пытался бороться, но проиграв борьбу в степи, откочевал в нынешний Узбекистан со своими сторонниками. Так произошло деление одного народа на казахов и узбеков, чьё соперничество за главенство в Средней Азии продолжается до сих пор.
Далее