14-я часть Братья Штрассеры
Отто и Грегор Штрассеры (Strasser) родились в семье баварских чиновников. Старший брат Грегор Штрассер (5 лет разницы) станет в будущем одним из вождей германского национал-социализма, но ненадолго.
Третий брат, Пауль Штрассер, ничем особым не отличился, но, что интересно, в своих мемуарах указал на значительное влияние отца в становлении мировоззрения Отто и Грегора. Под псевдонимом Пауль Вегер он написал идеологическую брошюру "Das Neue Wesen", где сформулировал основные принципы особого социализма, основанного на сочетании христианства и национального духа. Образно говоря, социалистические идеи в семье Штрассеров передавались по наследству.
Отто Штрассер пошел добровольцем на фронт (и был самым юным добровольцем во всей Баварии). Там он честно заслужил Железный Крест и военный орден Макса-Иосифа.
В 1919 году он основывает в Берлине "Университетскую ассоциацию активистов социал-демократов". Но через год он выходит из социал-демократов по причине несогласия с политикой партии, критикуя её за измену пролетарскому курсу и отказ от пункта о национализации в её программе.
К этому времени Грегор уже знал Гитлера и стал настойчиво звать брата в партию, но тот отказался примкнуть к национал-социалистам.
После неудачного выступления 1923 года, когда Гитлер оказывается под арестом, Грегор Штрассер вместе с Людендорфом фон Графе фактически оказались во главе национал-социалистического движения. По выходе из тюрьмы Гитлер поручает Грегору возглавить НСДАП на Севере Германии. Вот тогда Отто присоединился к брату.
Национал-социалисты в Германии далеко не сразу стали единой партией. Так, Грегор Штрассер в 1925 году начинает курс на автономию северо-германских национал-социалистов относительно Мюнхенского руководства. При этом "северный нацизм" имел откровенно левацкий, подчеркнуто пролетарский характер.
Во всех изданиях концерна "Кампф", принадлежащего Штрассеру, был взят очень радикальный тон. "Национал-социалистическая партия есть классовая партия созидательного труда" - написано в брошюре "Национальный или интернациональный социализм".
Там же, на севере, впервые проявил себя Геббельс. В своей брошюре "Наци - соци. Вопросы и ответы для националиста" он пишет:
"Нет ничего более лживого, нежели толстый упитанный буржуа, протестующий против идеи пролетарской классовой борьбы... Что даёт тебе право чваниться в сознании своей национальной ответственности и выступать против классовой борьбы пролетариата? Разве вот уже почти 60 лет буржуазное государство не было организованным классовым государством, которое с железной исторической необходимостью родило идею классовой борьбы пролетариата?.. Не стыдно ли вам, упитанным гражданам средней Европы, отказывать недоедающим, голодающим, изможденным безработным пролетариям в праве на классовую борьбу?
Да, мы называем себя государством рабочих. Это первый шаг. Первый шаг в сторону от буржуазного государства. Мы называем себя рабочей партией, так как мы желаем сделать труд свободным, так как для нас созидающий труд является движущим началом в истории, так как в наших глазах труд выше, чем собственность, образование, уровень благосостояния и буржуазное происхождение. Поэтому мы называем себя рабочей партией... Мы называем себя социалистами из протеста против лжи социального сострадания буржуазии.
Мы не желаем сострадания, мы не желаем вашего народолюбия. Мы плюем на ерунду, которую вы называете "социальным законодательством". Для того чтобы жить, этого недостаточно, а для того чтобы умереть, слишком много... Мы желаем иметь полную долю в том, что дало нам небо и что мы добыли трудом наших рук и усилиями нашего мозга. Вот что есть социализм!.. Мы протестуем против идеи классовой борьбы. Все наше движение есть один единый грандиозный протест против классовой борьбы... Но при этом мы называем вещи их именами: если в левом лагере 17 миллионов пролетариев видят в классовой борьбе свое последнее спасение, то только потому, что практика правого лагеря учила их этому в продолжение 60 лет. Это дает нам моральное право выступать против идеи классовой борьбы пролетариата, если сначала не будет принципиально разрушено буржуазное классовое государство и его не заменит новый социалистический лад немецкого общества".
Мало кто знает, что Геббельс, прежде чем окончательно примкнуть к нацистам, довольно долго колебался между ними и Компартией Германии. Сейчас, из нашего времени, это выглядит несколько неожиданно.
Гитлер перетягивает одеяло
Гитлер, нуждаясь в финансовой поддержке промышленников, был крайне раздражён непокорным левацким крылом в партии. Он скупил акции издательства Штрассера, закрыл фирму и прекратил выпуск газеты, в результате чего социалисты остались без рупора своей идеологии. Гитлеру удалось соблазнить Грегора Штрассера постом шефа пропаганды, а потом и начальника организационного отдела НСДАП, а некоторых "леваков" попросту исключил из партии (гауляйтеров Силезии, Померании и Саксонии).
Самое интересное произошло с Йозефом Геббельсом. История сохранила его требование "исключить из национал-социалистической партии мелкого буржуа Адольфа Гитлера" (за то, что поддержал идею о возвращении княжеских земель их владельцам - так что, честно говоря, за дело).
На слёте в Бамберге, в 1926 году, центральным был доклад Гитлера о политических принципах партии. Некоторые пункты Геббельс очень жестко критиковал (цит. по А. Васильченко, "Война кланов", запись из дневника Геббельса):
"Говорил Гитлер. Два часа. Я был разбит. Кто он такой? Реакционер? Потрясающе неприличен и ненадёжен. Русский вопрос: абсолютно мимо. Италия и Англия - естественные союзники. Ужасно! Наша задача - разгром большевизма. Большевизм - это еврейская уловка! Возмещение князьям! Оно должно оставаться в силе. НЕ затрагивал вопрос о частной собственности. Чудовищно!!!"
Но уже через несколько месяцев самый рьяный революционер Геббельс переметнулся на сторону Гитлера, за что получил пост гауляйтера Берлина.
"Он (Гитлер) блестяще говорил. Я преклоняюсь перед величием его политического гения", - писал Геббельс уже в апреле.
В 1928 г. на службу к Гитлеру перешел Генрих Гиммлер, ставший рейхсфюрером СС. Лишь Отто Штрассер продолжал отстаивать свои принципы.
Открытый разрыв произошел в 1930 г., когда одна из газет О. Штрассера поддержала забастовку на саксонских предприятиях, владельцы которых финансировали Гитлера. 22 мая 1930 г. между Гитлером и Отто Штрассером состоялся резкий разговор. "Если вы хотите сохранить капиталистический режим, - заявил Штрассер, - то вы не имеете права говорить о социализме...". В ответ Гитлер обвинил Штрассера и его сторонников в марксизме. 4 июля 1930 г. Отто Штрассер и его приверженцы демонстративно вышли из нацистской партии под лозунгом "Социалисты уходят из НСДАП!".
В это же время немецкая Коммунистическая партия опубликовала "Декларацию-программу национального и социального освобождения немецкого народа", что привлекло на сторону коммунистов большинство антигитлеровских элементов левого национализма, в том числе - и из штрассеровского движения.
Далее наступил полный бардак - партии делились на фракции, люди шныряли туда сюда из партии в партию. Сам Отто пытался сблизиться то с нацистами, то с коммунистами...
Крах Штрассера произошел в 1931 году. Манифестацию штрассерианцев разогнали штурмовики (причем охранная группа штрассерианцев просто отказалась выполнять свои обязанности, не приехав в Гамбург) и Штрассер обратился к коммунистам, чтобы иметь возможность провести собрание. Результат: присутствовало около тысячи человек, среди которых было менее сотни штрассерианцев. Коммунисты оплатили зал, напечатали плакаты. Не удивительно, что полицейский комиссар написал по этому поводу: "Успеха достигла только компартия, коммунисты обращались со Штрассером, как со своим дворником".
В дальнейшем Отто Штрассер образовал некий "Чёрный Фронт", который был немедленно запрещен, как только Гитлер пришел к власти, а его члены репрессированы. Отто Штрассер перебирается в Австрию, а с 1934 года в Чехословакию. В самой Германии антигитлеровские подпольные группы штрассеровцев действовали вплоть до 1937 года. Большинство было разоблачено.
В эмиграции Штрассер сотрудничал с союзниками и заявлял о полном пересмотре своих взглядов.
"Народу Германии нужно народное сообщество... Ему нужна свобода в собственном доме, то есть демократическое самоуправление; ему нужна свобода за границей, то есть равные национальные права с другими народами. Народу Германии нужен новый политический, юридический и экономический порядок внутри страны; ему нужен мир в Германии, мир в Европе и мир во всем мире". Будущее Германии и всей Европы он видел в возрождении христианских ценностей, восстановлении демократических свобод и замене "стремления к господству духом европейского сотрудничества".
Его идеи были отвергнуты всеми: нацистами, коммунистами, демократами.
Но нас интересует не столько Штрассер лично, сколько штрассерианство - как политическая идея "альтернативного немецкого национал-социализма".
Штрассерианство
Из книги Отто Штрассера "Гитлер и я".
"В чем же состояли идеологические расхождения между левой фракцией и гитлеровской группой? Штрассеровцы выступали за социализм, но не за реформистский "сотрудничающий с капиталом социализм СДПГ" и не за "антинациональный социализм КПГ", а за "национальный социализм". Этот их "немецкий социализм" носил в соответствии с национальными традициями явно выраженный этатистский характер.
Наиболее точную и лапидарную формулировку дал Геббельс в своей статье 1 сентября 1925 года в центральном органе НСДАП "Фёлькишер беобахтер" - "Будущее принадлежит диктатуре социалистической идеи в государстве". В ней Геббельс, главный теоретик левой фракции, пропагандировал национально ориентированный революционный социализм, который через абсолютизацию идеи тоталитарной власти, идею мощного, разумеется, пролетарского государства, ревизовал интернационалистский марксизм. Интересно, что и Компартия Германии (КПГ) стала выдвигать внешне схожие лозунги пятью годами позднее, причем немедленно была подвергнута за них жесточайшей критике со стороны Льва Троцкого". Ну, что такое троцкизм - вы в курсе.
А вот национал-социализм пролетарским быть не может. Как и предпринимательским. Национализм - это забота о всей нации, кроме тех, кто намеренно идет против её интересов. Конечно, очень часто крупный капитал предаёт национальные интересы (и в этом случае нужно применять санкции), но это уже вопрос тактики, а не стратегии.
Впрочем, честно признаю, что Штрассер это понимал и сам.
Идеализм "фёлькиш" предполагал отрицание классовой борьбы в рамках одного и того же народа. Вместо этого утверждалась идея "народной революции", общей для рабочих, крестьян и средних классов. Жертвами такой революции должна была оказаться только крайне незначительная прослойка угнетателей и эксплуататоров. Любые конфликты между немцами внутри нации строго осуждались.
Основными политическими требованиями Грегора Штрассера, руководившего "северными нацистами", являлись:
- высокие промышленные и аграрные пошлины;
- автаркия народного хозяйства;
- самое интенсивное обложение посреднических прибылей;
- корпоративное построение хозяйства;
- борьба против "желтых" профсоюзов;
- революционная оборона (читай - наступление) в союзе с СССР против империалистов Запада.
По последнему пункту он писал в передовице "Фёлькишер беобахтер": "Место Германии на стороне грядущей России, так как Россия тоже идет по пути борьбы против Версаля, она - союзник Германии".
Собственно говоря, из-за таких вот цитат Штрассеры и выплыли из забвения: в пику гитлерофилам кое-кто поспешил вытащить из могилы "другой - правильный, дружественный к русским - национал-социализм". Но - безотносительно "качества" - если понятно, что национал-социализм Гитлера не подходит русским, то зачем искать образец в другом, но тоже немецком? Что за западопоклонничество...
Забавно, до чего доходила позиция "держать курс на сближение с Россией".
Геббельс в своей статье "Беседа с другом-коммунистом" (!!!), опубликованной в "Фёлькишер беобахтер", пишет: "Мне нет необходимости разъяснять своему другу-коммунисту, что для меня народ и нация нечто иное, чем для краснобая с золотой цепочкой от часов на откормленном брюшке. Русская Советская система, которая отнюдь не доживает последние дни, тоже не интернациональна, она носит чисто национальный русский характер. Ни один царь не понял душу русского народа, как Лении. Он пожертвовал Марксом, но зато дал России свободу. Даже большевик-еврей понял железную необходимость русского национального государства".
Честное слово - когда я прочел это в первый раз, то перечитал три раза. Можно, наверное, спорить, когда Ленин пожертвовал Марксом (хотя я даже не могу предположить, в чём именно). Но то, что Ленин создал русское национальное государство - ни в какие рамки не лезет. Может, имелось в виду, что он понял железную необходимость русского национального государства, и поэтому всеми силами старался его не допустить? Скажем, 27 июня 1918 года в "Известиях" было опубликовано специальное постановление советского правительства о необходимости борьбы с антисемитизмом. А о русских как и когда Ленин заботился?
Добавлю, что пункт "автаркия народного хозяйства" был утопическим. Это - с трудом и потерями, - может позволить себе Россия, а у Германии просто не хватит разнообразия ресурсов на своей территории.
"Немецкий социализм" противопоставлялся как либерализму, так и марксизму. Штрассер в отличие от Гитлера считал Маркса выдающимся мыслителем, давшим совершенно адекватный анализ периода дикого капитализма (интересно, что бы написал Маркс в наше время?).
Штрассер считал, что из марксизма следует вычесть идею "диктатуры пролетариата", "утопический коммунизм" и "пролетарский интернационализм". А что тогда, интересно, останется-то?
Резюме: "национал-социализм по Штрассеру" представлял собой эклектическую смесь отчетливо левых устремлений с национализмом. Были и отчетливо утопические элементы. Короче говоря, химера была изначально нежизнеспособна.
Да и вообще. Мы в этой работе говорим о социализме - том, который был и есть, а не о том, каким он мог бы быть (причем неизвестно, как долго). Реально же в Рейхе реализовался вариант Гитлера.
Социализм Гитлера
Существуют разные мнения на тему "был ли социализм в Третьем Рейхе".
Вот, например, очень эмоциональное выступление "против":
"В Рейхе никогда не было социализма!!! Вы думаете, что создатель Рейха - Гитлер? Нет! Cоздатель Рейха - доктор Шахт, абсолютно гениальный министр экономики. Именно он, а не Гитлер, вывел страну из кризиса.
Присущее Шахту умение виртуозно устраивать финансовые дела было направлено на оплату подготовки Третьего рейха к войне. Печатание банкнот было лишь одной из его уловок. Он проворачивал махинации с валютой так ловко, что, как подсчитали иностранные экономисты, немецкая марка одно время обладала 237 различными курсами сразу. Он заключал поразительно выгодные для Германии товарообменные сделки с десятками стран и, к удивлению ортодоксальных экономистов, успешно демонстрировал, что, чем больше ты должен стране, тем шире можешь развернуть с ней бизнес.
Создание им системы кредита в стране, у которой мало ликвидного (легко реализуемого) капитала и почти нет финансовых резервов, стало находкой гения или, как говорили некоторые, ловкого манипулятора. Изобретение им так называемых векселей "мефо" может служить тому примером. Это были векселя, выдаваемые Рейхсбанком и гарантируемые государством. Использовались они для выплат компаниям по производству вооружений. Векселя принимались всеми немецкими банками, а затем учитывались немецким Рейхсбанком.
Они не фигурировали ни в бюллетенях национального банка, ни в государственном бюджете, что позволяло сохранить в секрете масштабы перевооружения Германии. С 1935 по 1938 год они использовались исключительно для финансирования перевооружения и оценивались в 12 миллиардов марок. Разъясняя однажды их функцию Гитлеру, министр финансов граф Шверин фон Крозиг робко заметил, что они были всего лишь способом "печатать деньги".
Бесспорно, "неизменная" партийная программа НСДАП провозглашала зловещие призывы национализировать тресты, справедливо делить доходы в оптовой торговле, "коммунилизировать универмаги, сдавая внаём торговые места в них за невысокую плату мелким торговцам" (пункт 16 программы), провести земельную реформу и отменить проценты на закладные. Однако промышленники и финансисты вскоре поняли, что в намерения Гитлера не входило считаться с каким бы то ни было её пунктом, что радикальные обещания были включены в неё лишь для того, чтобы получить голоса избирателей. Экономическая модель Рейха может быть охарактеризована как военный национал-капитализм. Все псевдосоциалистические потуги были сделаны с целью создать максимально эффективную в условиях войны систему, сохранив при этом капитализм".
А вот - не менее эмоциональное мнение "за".
"Вот скажите, между блокляйтером и гауляйтером есть разница? А между рядовым и генералом? А почему она не должна существовать между рабочим и фабрикантом? Это его завод, его производство. Всё, что он накопил, если это не вредило государству, - его. Дело государства не отбирать нажитое, а следить за тем, чтобы зарплаты для рабочих были приемлемы, а цены не росли.
Теперь обещанные примеры. Кто в Рейхе устанавливал тарифы? Думаете капиталист, как в любом "нормальном" обществе? Не-а. Министерство экономики. И минимальную заработную плату тоже не капиталист устанавливал, а министерство при содействии Рабочего фронта (в составе которого были заводские комитеты, согласовывавшие все вопросы, возникавшие на том или ином предприятии между рабочими и владельцем). И цены были фиксированы специальными комиссарами по ценообразованию, так что "олигархи" не могли их взвинчивать по своему усмотрению. Известный певец бесконтрольного капитализма Л. Мизес писал, например, что немецкий НС гитлеровского варианта фактически превратил капиталиста в простого директора завода, лишив его хозяйственной самостоятельности. Это, конечно, преувеличение, но хорошо демонстрирующее ситуацию. Я не понимаю, зачем кого-то дожимать. Классический НС нашел прекрасный баланс между социализмом и капитализмом. Любой уклон, будь то левый или правый, уже теряет право называться "НС". Это будет либо "национал-капитализм", либо "национал-коммунизм".
А вот какими "всемогущими" были в Рейхе "олигархи". "Олигарх" Тиссен (между прочим, не мелочь какая нибудь, а "стальной король", владелец крупнейших металлургических предприятий) был противником "прорусского" курса Гитлера в 1939-40 гг. и потому написал Гитлеру гневное письмо, а сам был вынужден бежать во Францию, а затем в Швейцарию. Гитлер взял, да и национализировал все предприятия Тиссена.
Или, допустим, концерн "ИГ Фарбениндустри": руководство было "аполитичным" (по мнению партии). Взяли, да и сменили в 1936 г. старых директоров на директоров НС: Боша отстранили от руководства, ввели в правление Крауха, отправили на пенсию 3-х директоров, заставили остальных вступить в партию и т.д. Концерн остался в частных руках, но его позиция по большинству вопросов стала равна позиции партии. Так что никаких "могучих олигархов", руливших всем, в Рейхе не было и близко. Их к "рычагам" и близко не подпускали. Миф о том, что Гитлер был приведен к власти крупным капиталом и управлялся этим капиталом - это большевицкий миф".
Примечание. Приношу извинение, не сохранил авторство - сделал выписку, но, уже когда писал статью, решил не пересказывать тезисы, а процитировать: тут имеет значение эмоциональный фон.
Мнения, как видите, весьма эмоциональны. И это неспроста: чем вопрос актуальнее, тем больше он мифологизируется. А в случае Рейха имеется сразу два актуальнейших вопроса: национализм и социализм.