Андрей Борцов. Социализм без ярлыков (9-я часть)

Apr 18, 2024 14:03


8-я часть



Западность мышления интеллигенции

Д.С. Лихачёв в работе "О русской интеллигентности" честно писал: "Один из главных столпов интеллигентности - характер образованности. Для русской интеллигентности образованность была всегда чисто западного типа".



Ещё более откровенен Иван Солоневич в работе "Диктатура импотентов": "Для того, чтобы хоть кое-как понять русское настоящее, нужно хоть кое-как знать русское прошлое. Мы, русская интеллигенция, этого прошлого не знали. Нас учили профессора. Профессора частью врали сознательно, частью врали бессознательно. Их общая цель повторяла тенденцию петровских реформ начала XVIII века: европеизацию России. При Петре философской базой этой европеизации служил Лейбниц, при Екатерине - Вольтер, в начале XIX века - Гегель, в середине - Шеллинг, в конце - Маркс. Образы, как видите, не были особенно постоянными. Политически же "европеизация" означала революцию. Русская интеллигенция вообще, а профессура в частности, работала на революцию. Если бы она хоть что-нибудь понимала и в России, и в революции, она на революцию работать бы не стала. Но она ничего не понимала: её сознание было наполнено цитатами немецкой философии".

Интеллигенция придает идеям сверхценность в отрыве от действительности. Ещё одно пояснение к вопросу: С.В. Чебанов, "Интеллигенция: ценность палеонтологии и межкультурный диалог".
         "Интеллигентская образованность, даже на уровне азов, вполне исторически детерминирована. Гимназическая система образования сложилась на основе идеалов историко-филологического подхода, историко-филологической культуры и историко-филологической герменевтики, которые сложились в Германии в самом начале 19 века. Тогда была порождена новая модель отношения к действительности, согласно которой всё должно получить некоторую исторически адекватную интерпретацию и только через историческую адекватность можно придти к истинному пониманию какого-то предмета. В России историко-филологическое отношение к действительности укоренилось, начиная с Царскосельского лицея пушкинского времени.
         Европейская культура, согласно представлениям Шпенглера, была культурой истории, а не культурой психологии. Это означает, что психологическое измерение в ней практически отсутствует, а всё рассматривается через призму истории, сквозь призму смены социальных нормативов. Такой перекос в историзм и гуманитаризм определили то, что у представителей русской интеллигенции всегда были большие проблемы с математикой и техникой".

Помните, что началось всё с "одной антипатриотической группы театральных критиков"? Гуманитарная интеллигенция начала реализовать свою патологическую тягу к разрушению государства...

Борьба с преклонением перед Западом началась гораздо раньше 47-го года.

Вот, скажем, ещё адмирал Павел Степанович Нахимов говорил:
"Да зачем же прельщаться до такой степени всем чужим, чтобы своим пренебрегать. Некоторые так увлекаются ложным образованием, что никогда русских журналов не читают и хвастают этим... Понятно, что господа эти до такой степени отвыкают от всего русского, что глубоко презирают сближение со своими соотечественниками, простолюдинами".
         Между прочим, ещё адмирал сказал: "Жизнь и смерть каждого принадлежит Отечеству". Спрашивается, какого.., культурно выражаясь, рожна, надо терпеть на своей земле и в своем обществе тех, кто открыто призывает к космополитизму? "Пятая колонна" в явном виде, даже не скрывающая свою деструктивную деятельность. "Враги народа" (С)

Культура и всё такое

Чу! Слышу бубнение интеллигентов о зажиме свободы слова и творчества, о праве художников свободно творить разновсяческие "шедевры".

Ну что на это сказать? Попалось мне как-то "определение" объекта художественного творчества: всё, что угодно, если таковым его считает автор и ещё хотя бы один человек.

Конечно, перегибы были. Хотя и как-то не в плане "организованной недоступности иностранной художественной литературы; изъятия из музеев шедевров западной живописи", равно как и "крестового похода на поклонников и пропагандистов её в среде советских художников" и т.д.
         Перечисленное - очень даже было. Вот только не всё подряд.

Конечно, цензура - ещё то явление, но её отсутствие - ничем не лучше. Касательно шедевров... Огласите весь список, пожалуйста. Что-то я его не вижу, одно голословное заявление, причем тут важно не столько "изымали, сволочи, незабудем-непростим", а заявление о "шедеврах". Однозначных таких. Покажите, как они выглядели? А то, знаете ли, интеллигенты от искусства - они такие забавники.

Помните, к примеру, приснопамятную выставку "Осторожно, религия! " в музее Сахарова 21 января 2003 года?
"Скажите честно, прониклись ли вы глубоким символическим значением (хотя бы одним из трёх предложенных) "Одежды для Мессии"? Испытали ли катарсис от лицезрения овечки Долли? Ощутили ли сострадание к животным при виде рогатого Кулика? Ну, может, хоть посмеялись, увидав гирлянду сосисок на кресте?
         Что до меня - я, собирая материал для этой статьи, начала понимать, за что Хрущев обзывал представителей авангардного искусства "пид...сами", а Гитлер, не говоря худого слова, отправлял их в концлагеря". Н. Холмогорова, "Пешки в чужой игре".
         Но дело даже не в том, что "произведения искусства", не имеющие никакого отношения к искусству, пытаются формировать эстетическое восприятие в сторону искаженных, дегенеративных форм.
         Искусство всегда связано с той культурой, из которой оно возникло. Пропаганда чуждой культуры неизбежно связана с пропагандой чуждых мемов.

Помните смешной такой тезис:

"Сегодня он играет джаз, а завтра - Родину продаст"? (Так вот: не все те, кто "играл" джаз, продали Родину, но все те, кто продал - играли джаз!).

Был ещё такой фильм "Мы из джаза". Про трагикомичные приключения "джаз-банды", которую никто не понимал (таки-да, вы правы - интеллигенция сняла фильм про себя).
         "20-е годы ХХ века, Одесса. Студент музыкального техникума Костя Иванов одержим джазом. У него есть заветная мечта - организовать свой джаз-бэнд. Однако не все разделяют его страсть к этому музыкальному жанру. Задача студента убедить партийцев, что джаз - это самое настоящее пролетарское искусство. Костя начинает с того, что расклеивает объявления по городу, чтобы найти музыкантов. Практически сразу к нему приходят два неунывающих молодых человека Степан и Жора. Чуть позже к ним присоединяется и саксофонист оркестра императорского двора Иван Бавурин. Все эти люди очень разные, они никогда не играли джаз, но Костя постепенно заражает их своей любовью к новым ритмам. У них нет денег, жилья, нет рекламных агентов, в общем, ничего, кроме инструментов и желания играть джаз...".
         Снят фильм был в 1983-м году, когда джаз стал уже академическим направлением в музыке. А вот "сегодня/завтра" относилось к другому времени.
         Фильм, кстати говоря, видели? Помните - там музыканты гуталинятся под негров для полной, так сказать, аутентичности? Очень наглядно.

Джаз сейчас не актуален, но возьмем, к примеру, рэп и его разновидности.

Цитирую статью "Да здравствует ширпотреб и черный расизм! Или что такое хип-хоп-"культура"?"
         "Началом зарождения (в прямом смысле слова) "рэперов" в России стал 1957 год, когда в Москву со всего света съехались представители разных рас на Международный фестиваль молодежи и студентов. После этого печального события у многих московских лимитчиц и просто бытовых шлюх появились цветные дети. А дети этих детей - наследники негроидных генов, превратились уже в первых из отечественных "рэперов" (генетика берет своё!). Они (рэперы) во всем мире берут пример с негров и их легко можно отличить от нормальных людей. Свой стиль одежды они объясняют пристрастием к чёрной музыке и подражанием облику нищих детей из негритянских гетто, которым, якобы, родители не могли покупать новые вещи по размеру, и поэтому им приходилось носить всё на вырост. Некоторые из нынешних российских рэперов даже гордо называют себя "белыми ниггерами"....
         Помимо зарабатывания денег, массовая хип-хоп-"культура" служит инструментом поддержания иллюзорных представлений молодого человека о смысле жизни и его предназначении в мире (судя по всему - это пейджер, пепси, MTV и коробка анаши), и, тем самым, переключение внимания людей с проблемного осмысления реалий жизни на восприятие развлекательной массовой продукции - дунул, бухнул, потусовался на дискаче, трахнул кого-нибудь в подъезде и "проблемы ядерной войны меня совершенно не (censored = волнуют)" - вот и весь смысл жизни. Т.е. основные социальные функции массовой культуры: вовлечение людей в существующую систему коммерческих отношений (вытягивание денег за рекламируемое по телевизору дерьмо) и превращение человека в окончательно законченного дебила - быдло, жующее телевизионную жвачку.
         Любая массовая культура, которой является в том числе и хип-хоп, уводит человека в мир грез и иллюзий, создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности ("Кто ты?.. Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?" и т.п.). Массовая культура хип-хопа создает контроль над умами масс и влияет на них с целью формирования стандартных потребностей, стереотипного мышления и приемлемых форм приспособления и приобщения к установившемуся миропорядку (покупают, что скажем, проголосуют как надо, процессов, происходящих в обществе не замечают и т.д.) ".
         "...в форме массовой культуры хип-хоп осуществляет частичное, но извращённое приобщение широких масс к отдельным ценностям чужой культуры ("наши чёрные братья", культ секса и насилия). В целом же массовая культура (коей является хип-хоп) принципиально противоположна подлинной культуре, нацеленной на духовное освоение мира, развитие культурно-исторического процесса, творческое развертывание духовного богатства человека и нравственное совершенствование личности. Поскольку хип-хоп преследует совершенно иные цели и пропагандирует другие ценности, то он общественно-опасное явление и является тупиковой ветвью человеческой эволюции. Как говорят в таких случаях медики: "Лучше сразу отрезать палец, чем ждать, когда гангрена поразит всю руку...".

А вот - цитата из книги "Великая шахматная доска" Збигнева Бжезинского:
         "Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти 3/4 мирового рынка. Популярная американская музыка также занимает господствующее положение и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже одежде всё больше подражают во всем мире... Поскольку подражание американскому пути развития постепенно пронизывает весь мир, это создает более благоприятные условия для установления косвенной и на вид консесуальной американской гегемонии".

Всем всё понятно, надеюсь?

Проникновение в массовую культуру чужеродных элементов ослабляет культуру национальную, мешает национальной идентичности, приводит к тому самому космополитизму...

И не надо думать, что это делается нечаянно.

Анатолий Иванов, "Вечный зов". Цитата.

".... Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её! - сморщенные веки Лахновского быстро и часто задергались, глаза сделались круглыми, в них заплескался, заполыхал яростный огонь, он начал говорить все громче и громче, а под конец буквально закричал: - Да, развращать! Растлевать! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!...
         - Газеты, журналы, радио, кино... все это у большевиков, конечно, есть. А у нас - ещё больше. Вся пресса остального мира, все идеологические средства фактически в нашем распоряжении.
         - Весь этот остальной мир вы и можете... оболванить, - почти крикнул Полипов. - А народов России это не коснется.
         - Как сказать, как сказать... - покачал головой Лахновский, спрятал табакерку, начал опять острием трости ковырять в ковре. А поковыряв, произнес со вздохом:
         - Сейчас трудно всё это представить... тебе. Потому что голова у тебя не тем заполнена, чем, скажем, у меня. О будущем ты не задумывался. Окончится война - все как-то утрясется, устроится. И мы бросим всё, что имеем, чем располагаем... всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить! Как, спрашиваешь? Как?!
         Лахновский по мере того, как говорил, начал опять, в который уж раз, возбуждаться, бегать по комнате.
         - Мы найдем своих единомышленников... своих союзников и помощников в самой России! - срываясь, выкрикнул Лахновский.
         Полипов не испытывал теперь беспокойства, да и вообще всё это философствование Лахновского как-то не принимал всерьез, не верил в его слова. И, не желая этого, всё же сказал:
         - Да сколько вы их там найдете?
         - Достаточно!
         - И всё равно это будет капля в море! - из какого то упрямства возразил Полипов.
         - И даже не то слово - найдем... Мы их воспитаем! Мы их наделаем столько, сколько надо! И вот тогда, вот потом... со всех сторон - снаружи и изнутри - мы и приступим к разложению... сейчас, конечно, монолитного, как любят повторять ваши правители, общества. Мы, как черви, разъедим этот монолит, продырявим его. Молчи! - взревел Лахновский, услышав не голос, а скрип стула под Полиповым. - И слушай! Общими силами мы низведем все ваши исторические авторитеты ваших философов, учёных, писателей, художников - всех духовных и нравственных идолов, которыми когда-то гордился народ, которым поклонялся, до примитива, как учил, как это умел делать Троцкий. Льва Толстого он, например, задолго до революции называл в своих статьях замшелой каменной глыбой. Знаешь?
         - Не читал... Да мне это и безразлично.
         - Вот-вот! - оживился еще больше Лахновский. - И когда таких, кому это безразлично, будет много, дело сделается быстро. Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом, мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишённым такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и, в конце концов, превратится в стадо скотов. Что и требуется! Что и требуется!

Горло у Лахновского перехватило, он, задыхаясь, начал чернеть и беспомощно, в каком-то последнем отчаянии, стал царапать правой рукой морщинистую шею, не выпуская, однако, трости из левой. Потом принялся кашлять часто, беспрерывно, сильно дергая при этом головой, вытягивая шею, словно гусь при ходьбе. Откашлявшись, как и первый раз, вытер платком глаза.
         - Вот так, уважаемый, - произнес он голосом уже не гневным, но каким то высокопарным. - Я, Петр Петрович, приоткрыл тебе лишь уголочек занавеса, и ты увидел лишь крохотный кусочек сцены, на которой эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия о гибели самого непокорного на земле народа, об окончательном, необратимом угасании его самосознания... Конечно, для этого придется много поработать...".

Качество советских изделий: автомобили

Вернемся от литературного экскурса к фактам.

Так сказать, общеизвестно, что советские изделия в подметки не годятся товарам народного потребления с Благословенного Запада. А если подумать? И посмотреть картину "во времени"?

Вот, скажем, автомобили. Кто только и как только их не охаивал. Мол, даже завод, сделанный для того, чтобы выпускать "Форд", выпускает "Жигули"...

Но есть и другое мнение. И. Архипов, "Советский автопром: каким он был":
         "Начнём с печального. По объективным оценкам автомобильная промышленность России отстает от среднемирового уровня на 10-15 лет. Отставание по технологии, низкое непостоянное качество сборки и комплектующих - болезнь всех без исключения автозаводов России. Но всегда ли так было? Попробуем ответить на этот вопрос.
         Обратимся к далекому победному 1945 году. 19 июня 1945, в канун парада Победы, в Кремле группа инженеров Горьковского автозавода (ГАЗа) показала Сталину новую модель М-20 "Победа".... В 1947 году "Победа" была удостоена медали всемирной автомобильной выставки в Брюсселе, и вскоре пошла на экспорт в страны Западной Европы. "Эта машина... настоящий русский танк. Ей нипочем любое бездорожье... салон теплый и комфортабельный..." - писал один из бельгийский автомобильных журналов.
         Спроектированная в годы войны "Победа" стала законодателем мировой моды. Это была первая в мире модель, у которой не было выдающихся за пределы кузова колесных арок. Быстро перехваченное Западом новшество было применено на всех последующих легковых автомобилях. Сомневающимся предлагаю сравнить "Победу" (в окончательном виде была готова к лету 45-го) с моделями "Вольво" пятидесятых годов - найдете немало похожего.
         ...В 1956 году появилась "Волга" ГАЗ-21, также удостоенная (наряду с "Москвичом-407") медалей Брюссельской выставки.
...Что касается "Жигулей", наивно считать, что ВАЗ-2101 есть точная копия ФИАТ-124. "Копейка" получила современный двигатель с верхним расположением распредвала, задние барабанные тормоза (стоявшие на ФИАТе дисковые в наших условиях требовали замены тормозных колодок каждые 1500 (!) км.), усиленный кузов. Автомобиль был максимально приспособлен к условиям эксплуатации, после чего был поставлен на конвейер."

Вот так все интересно. И не надо тыкать пальцем - мол, ты что, не видишь, что сейчас по улицам ездит?! Никто не спорит: с 90-х годов ничего на мировом рынке мы предложить не смогли. Основные экспортные модели устарели и перестали пользоваться спросом. Лишь старушка "Нива" продолжала удерживать планку спроса на крайне низкой отметке, но этого было мало. Потеряны экспортные рынки в Канаде, Великобритании, Австралии, Бельгии, Голландии....

Да и в 80-х на иномарки смотрели уже завистливо.

Но является ли это следствием социализма?

В. Беляев, будучи гендиректором ОАО "ГАЗ", как то высказался: "Меня часто спрашивают, могу ли я сделать автомобиль не хуже "Мерседеса". Могу, но и стоить он будет столько же, сколько "Мерседес", а то и дороже. Все комплектующие придется везти из-за границы, а они облагаются пошлиной. В России поставщиков мы не найдем."

Действительно, трудно сделать современный автомобиль без развитых заводов "смежников". Высокотехнологичный автомобиль - продукт высокотехнологичной страны. В современной России с её разваленной промышленностью сделать ничего современнее "Жигулей", к сожалению, нереально. А вот в Советском Союзе времен Сталина это было возможно.

Причем, обратите внимание, автомобили проектировались и изготовлялись с учётом условий нашей страны - "танки". В расчете на долгую эксплуатацию, а не чтобы менять авто на новое каждые несколько лет. Автомобиль, знаете ли, должен быть средством передвижения, а не предметом роскоши.
         Даже представительский автомобиль ГАЗ-3105 разрабатывался полноприводным и с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Первые опытные образцы были собраны в 87-м... Но мы все знаем, что тогда было. Гласность, перестройка и реформы, убивающие отечественное производство на корню. В период с 1992 по 1996 год было выпущено всего 55 автомобилей, и то в "промежуточной" комплектации, скажем, мотор был мощностью 170 л. с. вместо планировавшихся 200. Ну а в 1996 году проект прикрыли.

Так в чем дело - в социализме как строе или же как раз в том, что социализм все более превращался в свой призрак, начиная с середины 50-х?

продолжение следует

русское западничество, автомобилестроение, Культура РФ, музыка, либеральная интелигенция, автопром, промышленность СССР, русская интеллигенция, история СССР

Previous post Next post
Up