В 1937 году продолжалось строительство Московского метрополитена. На этом снимке первый поезд готов отправиться в путь по Покровскому радиусу Арбатской линии (участок «Улица Коминтерна» - «Курская»).
Расскажу-ка я Вам одну красивую историю про 1937-й год. Вернее, много кусочков историй маленьких. Историй, чудесным образом сплетающихся в одну. Причём там, где и не ждал.
На меня в очередной раз вывалилась волна «Да что ты знаешь про тридцать седьмой?». Дилетант я по всем вопросам и вообще не историк. А ну-ка, справку покажь!
Я даже спорить не буду. Не историк я, не историк, успокойтесь. И вообще к академической науке никакого отношения не имею.
Ровно такой же упрёк регулярно мне пишут про книги Петра Балаева. Мол, какой он историк! «Ветеринар», - хрипят! «Таможенный полковник!», - вскрикивают. «Да что он понимает!»
Хочется в ответ спросить - Вам шашечки или ехать? Лично я к идеям Балаева отношусь с большим интересом. Потому что он задаёт вопросы, на которые сходу не ответить. Неудобные вопросы.
По мне, так это и есть настоящий историк. Гораздо более настоящий иных дипломированных академиков.
История - не какое-то тайное знание, там циркуль на известном месте не рисуют. Любой может взять и проверить - вот так, да нас же дурят, братцы.
Работа историка как раз не с трибуны вещать сомнительные, а то и политизированные выводы. Он как раз должен завать вопросы. До которых человек непричастный даже не додумается.
Иной хороший вопрос - а как так быть-то могло - пары диссертаций стоит. Потому что иные либеральные мифы рушит как хлопушка карточный домик.
Так вот, Вы правы, я не историк. И диплома историко-архивного под мышкой не имею. Пару университетов закончил в юные годы, был грех.
И даже кандидатом в доктора сделался. Не по истории, по сугубо механическим наукам. Человек я механический, жестянщик я.
Кстати, звание жестянщика. Могу наврать сейчас, но кажется, конструктор ракет Королёв имел диплом именно жестянщика. Заканчивал любопытный техникум, который потом внезапно станет знаменитой Бауманкой. Но это так, к слову.
По наукам неестественным, кстати, тоже в юные годы диссертация была написана. И довольно любопытная. Но смысла вторую медаль на грудь вешать не было, издал монографией и защищать не стал.
Это факты моей биографии, к делу они отношения имеют мало. Важно другое. Я больше десяти лет упорно копаю крайне узкий период - конец тридцатых. Даже Великую Отечественную почти не трогал.
Перелопачено за эти годы материалов количество чудовищное совершенно. Что-то стал как магистр Йода говорить. Говорить стал как.
Это паровоз по праву считается символом той стремительной эпохи. И назывался он соответственно - «Иосиф Сталин», на этом фото 1937 года - его модификация ИС20-16. На испытаниях он разгонялся до скорости 155 км/ч. Другая его модификация - а именно ИС20-241 была представлен на Всемирной выставке в Париже и получила премию Гран-при.
От журнала Мурзилка тех лет до Известий и Правды. Мемуаров прочитано за три жизни не написать. Архивных документов видел столько, что в глазах рябит.
Я не спорю, я могу многого не знать. Где-то ошибаться. Важнее вопросы, которые у меня появляются. Попробуйте на них ответить, подспорье в понимании эпохи серьёзное выйдет.
И кто больше историк - свеженький балбес-студент с дипломом или мы с Вами, дилетанты-любители, вопрос непростой. Я тут одну штуку заметил, любопытную штуку.
Когда как марксисты учили, количество в качество перепрыгивает. Когда из мозаики моментов вдруг цельная история проглядывает.
Я Вам историю 1937 года обещал, натуральный пазл, мозаику из кусочков. Извольте.
Писал я тут для моей книжки про «1937-й Сталина» главу про визит американского посла в Артек. Ну что там можно вытащить? Скучнейшее дело, правда же?
Ну приехал иностранный чиновник. Провели, показали, написал отчётик о потраченном времени. Уснуть можно. Как бы не так.
Читаю книжку его замечательную, которую сам же переводил когда-то «Посол к Сталину». И вот мистер Дэйвис идёт по Артеку. Год на дворе тот самый, тридцать седьмой.
Ну думаю, там же дети Испании должны быть. Которых от Гражданской Союз спас. Половина стран мира отказалась, а мы приняли. Хотя нет, вряд ли, наверное, их в Артеке позже разместят.
И вдруг мистер Дэйвис так и пишет. Мол, встретил тут испанских детей с полсотни. С суровыми лицами. Не скоро их друзья пионеры и крымское солнышко отогреет.
Идут дальше, а там пионерский костёр. Посол им, мол, детишки, как отдыхается. А они ему вопросики тоже. Не бровь совсем вопросики.
Мол, гражданин посол, а чего это Ваша страна покрывает пиратов? Откровенных фашистов, которые наши мирные корабли топят?
Встаёт девочки и читает стихотворение про теплоход «Комсомол». Который вез мирную марганцевую руду. А его остановил боевой корабль под британским флагом.
А потом наш корабль потопили там же. Расстреляли из пушек пособники фашистов генерала Франко с другого корабля. Бандитизм и пиратство как есть.
Сильная там сцена, когда пионеры один за одним встают вокруг пионерского костра. И клянутся положить все свои силы, чтобы у Советской страны было множество таких кораблей. И чтобы никто не посмел больше навести пушку на мирное Советское судно.
И вот тут щелкает у меня. Да ведь знаю я историю теплохода «Комсомол». И как держали в тюрьме наш экипаж франкисты. Как приговорили в полном составе мирных моряков к повешению.
Как шили ночами из последней рубашки в камере флаг погибшего «Комсомола». Как прятали его на груди. Да и флаг я этот видел. Потому как лет через тридцать ветераны «Комсомола» для фильма этот флаг принесли. Хранили бережно, как последнюю память о стойкости.
Да тот ли это «Комсомол»? Тот, не сомневайтесь. И наследника его видел, новый теплоход «Комсомол». В честь старого названный. В том же историческом фильме героев первого «Комсомола» на новый корабль пригласили. В возрасте уже моряки, трогательно не передать.
Кстати, какая у капитана потопленного «Комсомола» знакомая фамилия. Опять щёлкает накопленный исторический багаж. Да не тот ли это капитан… Да-да, тот самый.
Который, только-только освободившись из франкистской тюрьмы, в тот же год возглавил небывалый поход. Когда на корабле «Харьков» прошёл через половину шарика.
Десяток морей и пару океанов преодолел. От Чёрного моря до самого правого края карты Союза.
Да не просто прошёл, притащил за собой огромный плавучий док. И это не просто плавучая штуковина на буксире!
В плавучем доке с комфортом доехала лихтерная баржа и пара катеров, названных в честь наших знаменитых лётчиков.
Да не те ли это лётчики, что с Чкаловым вот только что штурмовали полюс. Да-да, те самые. Как оно так всё складывается.
И опять щелкает. «Харьков», да где же я слышал название этого корабля? Чем же он знаменит? Не тот ли это пароход…
Да-да, он самый! Самый большой пароход мира, нос в Севастополе, корма в Константинополе. Или наоборот.
Подвиг-то экипажа «Харькова» не только в походе через половину глобуса с плавучим доком на буксире. Подвиг в том, что только что этот корабль покоился на дне морском разорванный на две части.
Да не его ли с огромным риском поднимали с подводного хребта водолазы севастопольского «Эпрона»? Главные мореходы мира, англичане, считали что спасти погибший корабль просто невозможно!
Глубина большая, хребет и место такое, что не утихают шторма ни весной, ни осенью. Не спасти разорванное судно, никак.
А наши эпроновцы смогли. Пришли морем, заварили обе части парохода как отдельные плавучие куски. Один оставили на ремонт в Стамбуле. Второй отбуксировали в Севастополь.
А потом в Севастополе сделали то, что никто ещё не делал. Выставили обе части парохода ровно напротив. И сварили пароход обратно.
И вышло отлично, потому как пароход героический переход выдержал на отлично. Поразительная история.
И можно эти кусочки мозаики копать дальше и дальше. Каждый раз находить крайне любопытное продолжение этой истории.
Что мы с Вами знаем о тридцать седьмом годе? Да практические ничего, россыпь несвязанных кусочков героических, забавных или просто любопытных фактов.
А вот когда эти кусочки станут складываться в цельную картину… Годы работы нужны для этого, но результат стоит того. Тогда эти кусочки превращаются в подлинную картину. Превращаются в историю.
источник