25 января 1938 года родился Владимир Высоцкий

Jan 25, 2024 15:13





Сегодня Владимиру Высоцкому (1938-1980) исполнилось бы 86 лет. Сразу вспоминается одна из его песен:



Час зачатия я помню неточно,

Значит, память моя однобока,

Но зачат я был ночью, порочно,

И явился на свет не до срока.

Я рождался не в муках, не в злобе,

Девять месяцев - это не лет.

Первый срок отбывал я в утробе,

Ничего там хорошего нет.

В первую очередь, Высоцкий вошел в историю как автор-исполнитель песен под гитару. Он писал и пел о любви, о войне, а также о людях разных профессий.

Его тексты и манера исполнения были настолько яркими и живыми, что многие в Советском Союзе думали, что бард действительно занимался всем тем, о чем пел - воевал, работал на заводе, добывал уголь в шахте, играл в футбол и шахматы и так далее.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве​. С началом Великой Отечественной войны​ отец отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область​. В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву. Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. Учеба давалась ему плохо, а мама много работала и не могла следить за успехами сына. К тому моменту брак родителей практически распался: у каждого была новая семья.​

В 1946 году Высоцкие развелись. Мальчик стал жить с отцом и мачехой. В 1947 году они переехали в Германию, куда по службе командировали отца. О своих первых заграничных впечатлениях Владимир Высоцкий писал матери в Москву: «Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги». В свободное время Высоцкий учился играть на пианино.

В 1949 году Высоцкие вернулись в СССР и поселились в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь же Владимир Высоцкий пошел в пятый класс 186-й мужской средней школы. Его детские воспоминания о районе, где он жил и учился, позже легли в основу многих текстов.

В школе Владимир Высоцкий увлекся литературой: в 14 лет он вместе с одноклассником Владимиром Акимовым написал фантастическое произведение «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи») по мотивам романа «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого​. В 1953 году Высоцкий сочинил свое первое стихотворение-посвящение Иосифу Сталину

«Моя клятва»​

Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска. Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело…  Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде. Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца. Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной. В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей. Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.

«Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии», - Владимир Высоцкий

Некоторые эпизоды из школьной жизни он позже использовал в своих сочинениях. Одноклассник Высоцкого, Владимир Акимов, вспоминал:

«В 8-м классе, допустим, преподаватель зоологии дала ученикам задание вырастить плесень на куске черного хлеба. <…> Выполнил задание отличник и Володя… Он принес плесень на морковке - то ли вырастил, то ли случайно обнаружил и принес на урок. У учительницы было прозвище Морковка, поэтому простить эту выходку Высоцкому она не могла до окончания школы. Позже эта автобиографическая история попала в прозаическое произведение Высоцкого «Роман о девочках».

Параллельно с учебой и занятиями писательством Владимир Высоцкий участвовал в театральном кружке, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов. Ребята сами делали костюмы и декорации, ставили небольшие сценки и полноценные спек­такли.

После окончания школы в 1955 году Владимир Высоцкий хотел поступать в театральный институт, но семья не поддержала его. Он стал студентом инженерно-строительного института МИСИ. Однако уже после первого семестра отчислился и стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ​. В январе 1956 года Владимир Высоцкий вернулся в театральный кружок Богомолова.



У Высоцкого был неправильный прикус, плохая дикция и сиплый голос маленького диапазона - все это могло помешать ему стать большим актером. К тому же Высоцкий не походил на мужественного героя: за худобу и узкие плечи еще в школе его называли «высотой». Но он усердно работал над своей артикуляцией и физической формой. С таким же упорством он осваивал игру на гитаре.

«У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря - никого из людей искусства. Но моя мама очень любила те­атр и с самых-самых малых лет каждую субботу, лет до 13-14, водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе ка­ждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству», - Владимир Высоцкий



Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. Свою дебютную роль он получил уже на первом курсе в постановке «Гостиница «Астория» по пьесе Александра Штейна. На втором курсе стал пробовать себя в прозе - сочинил первую зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной - в частности…», затем - цикл рассказов про «собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина», рассказ про уволенного с работы.



Помимо исполнения собственных песен под гитару, Владимир Высоцкий был популярным актером театра и кино. В 1984 году он был посмертно удостоен звания лауреата Госпремии СССР.

Свою творческую нереализованность Высоцкий стал выплескивать в поэзии​. Среди первых стихотворений - «Татуировка»​, «Большой Каретный»​, «Ленинградская блокада»​. Некоторые из произведений он стал исполнять под собственную гитарную музыку.



«Я однажды услышал магнитофон, услышал при­ятный голос, удивительные по тем временам мелодии. И, конечно, стихи​, которые я тоже узнал. Это был Булат​ [Окуджава]. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструмен­том и мелодией. Я попробовал это сделать сразу сам: тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка, - и вдруг это не ложилось на этот ритм. Я тут же менял ритм и видел, что это даже рабо­тать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди на­зывают это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль - под какую-то ритмическую основу», - Владимир Высоцкий



Большинство первых песен Высоцкий написал на криминальную тематику. Неожиданно для него самого они стали популярными.



Автор говорил от первого лица, поэтому многие думали, что он много лет провел в лагерях и пишет о своем опыте. На самом деле материалом для большинства сочинений Высоцкого послужили истории, услышанные в детстве и юности.



Чуть позже он пополнил свой песенный репертуар новыми темами и персонажами - они были логическим продолжением старых. Например, военные произведения «Штрафные батальоны»​ и «Все ушли на фронт»​ рассказывали дальше истории из прошлых песен о заключенных.



Параллельно с песенным творчеством Высоцкий продолжал искать «свой театр». Он с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник»​. Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке​, где и прослужил до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли. Первая заметная из них - Галилей в спектакле «Жизнь Галилея». В этой постановке Высоцкий играл без сценического грима, а все возрастные и душевные изменения ученого передавал актерски. Затем артист исполнил роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина​ «Пугачев»​. Критик Наталья Крымова назвала сцену с Высоцким «в силу особого дарования актера кульминационной».



Последняя съемка поющего Высоцкого. Концерт в малом зале Ленинградского БДТ. Запись 16 апреля 1980 г. Высоцкий приехал в Ленинград в последний раз в жизни. Он был приглашён участвовать в съёмках фильма. Как вспоминает режиссёр В. Виноградов: "В ту пору я снимал картину "Я помню чудное мгновенье…" В этом фильме был разговор о Вяльцевой, участвовал Леонид Утёсов, другие старики-эстрадники… А в финальных кадрах должен был быть Володя. Володя прилетел только на один день вместе со своим администратором Янкловичем. Он был болен - у него была температура, кажется, был какой-то абсцесс. Я помню, что он всё время держал в руках рукописный лист и, обращаясь ко мне, говорил: "Это я написал. Моя песня, мои слова". Он почему-то пытался отстаивать свои авторские права. Это был человек с ожогом - его же нигде не печатали в ту пору. Володя вымыл голову перед съёмкой, оделся в рубашку навыпуск землисто-зелёного цвета. Атмосфера была вполне рабочая. Будучи тружеником театральным и снимаясь неоднократно, он знал, что и как… После того, как он спел "Кони привередливые", я, для того, чтобы был какой-то монтажный ряд, попросил его спеть что-нибудь ещё, что он сам предложит. Тогда он спел "Купола российские", "Охоту на волков" и маленькое попурри из военных песен.

В этот же период Владимир Высоцкий начал публично выступать со своими песнями. В 1965 году артист исполнил песни «блатного цикла» в ленинградском кафе «Молекула», а через год - в Институте русского языка. Со временем география и репертуар концертов стали расширяться. Выступления проходили в институтах и домах культуры, в альпинистских лагерях и шахтах..



После кинодебюта в студенческие годы Владимир Высоцкий сыграл несколько ролей​ в фильмах «Стряпуха»​, «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги»​. Это были второстепенные персонажи. Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на более крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнил свои песни​.

Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина»​, «Песня о друге»​, «Свои обиды каждый человек»​ и другие. Писатель Николай Андреев отмечал, что после выхода киноленты «известность Высоцкого рванула… вертикально вверх». В газетах стали печатать тексты песен из картины, а через год появилась гибкая грампластинка с самими песнями.



Однако карьеру Высоцкого подорвала публицистическая кампания против его песен. Сначала газета «Правда» раскритиковала актера, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон». Затем газета «Советская Россия» опубликовала разгромную статью о песнях из репертуара Высоцкого, «что крутят по вечерам в подворотнях». Чуть позже в этой же газете напечатали материал «О чем поет Высоцкий»: «Под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных». В «Тюменской правде» Высоцкого нарекли исполнителем «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда».

«Я играю очень примитивно, часто слышу упреки в свой адрес по поводу этого. Примитивизация эта нарочная: я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст», - Владимир Высоцкий

Первой супругой Владимира Высоцкого стала актриса Иза Жукова. Они познакомились на первом курсе Школы-студии МХАТ, на репетициях спектакля «Гостиница «Астория». Вскоре у артистов завязались отношения, в 1957 году они стали вместе жить. Правда, брак не могли заключить: Иза Жукова была замужем. Поженились актеры в 1960 году. Однако семейная жизнь продлилась недолго. Сначала Жукова уехала служить в ростовский театр, затем переехала в Нижний Тагил, Высоцкий же остался играть в московском театре. Из-за работы они все меньше времени проводили друг с другом, и в итоге пара распалась.

В 1961 году во время съемок в картине «713-й просит посадку» Владимир Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Вскоре у них начался роман. Несколько лет они прожили в неофициальном браке: Высоцкий долго не мог развестись с первой женой. Наконец, в 1965 году Высоцкий и Абрамова поженились. К тому времени у них было уже два сына - Аркадий и Никита. Формально Высоцкий и Абрамова находились в браке до 1970 года, но в действительности супруги перестали жить вместе раньше.



Третьей женой Владимира Высоцкого стала иностранная актриса Марина Влади. Они познакомились в 1967 году. Влади вспоминала, что поначалу актер не произвел на нее особого впечатления. Однако, когда она услышала, как он поет, «забыла обо всем на свете. Видела и слышала только его, чудесным образом моментально преобразившегося из простоватого парня в незаурядного творца». Несколько лет артисты виделись урывками, живя на две страны - Францию и СССР. Зарегистрировали брак Высоцкий и Влади в 1970 году. Актриса надолго стала музой и надежной опорой мужа.

Одним из самых значимых событий в творческой биографии Высоцкого стала работа над образом Гамлета в Театре на Таганке. Премьера одноименного спектакля состоялась в 1971 году. Шекспировскую​ классику режиссер Юрий Любимов​ представил в современном прочтении: аскетичные декорации, костюмы - свитера и джинсы. Гамлет с гитарой в исполнении Высоцкого напоминал парня из соседнего двора.

«И Высоцкий, и гитара - в «Гамлете» для мыслящих «академически» были кощунством. Но для тех, кто жил современностью, спектакль и образ героя сразу обретали определенность. Это наш Гамлет, человек нашего времени. Было известно: все Гамлеты страдали от того, что «пала связь времен». Этот Гамлет будет страдать от боли и мук нашего времени… <…> На его стороне правда. И опять образ датского принца сливается с образом поэта, а не только актера. Негодует Гамлет и Высоцкий, издевается Гамлет - и Высоцкий, скорбит Гамлет - и Высоцкий. Гибнет и побеждает Гамлет - и Высоцкий», - литературовед Александр Аникст.

Роль Гамлета повлияла не только на Высоцкого-артиста, но и на Высоцкого-поэта. Так появилось стихотворение «Мой Гамлет»​, в котором автор рассказал о себе и своем сценическом герое. Под влиянием шекспировского персонажа Высоцкий сочинил «Песню конченого человека»​ и «Мои похорона»​. Продолжил Владимир Высоцкий писать и на военную тему - в этот период появились «Черные бушлаты»​, «Мы вращаем Землю»​, «Тот, который не стрелял»​. В своих произведениях автор чаще стал обращаться к детским и юношеским воспоминаниям. Они легли в основу стихов «Из детства»​, «В младенчестве нас матери пугали…»​, «Баллада о детстве»​.

В 1970-х годах у Высоцкого появились кинороли, которые, по мнению критиков, отличались «сложным психологизмом игры». Среди них - зоолог Николай фон Корен из фильма «Плохой хороший человек»​. В 1974 году благодаря этой картине актер получил приз «За лучшую мужскую роль» на итальянском Фестивале наций. Еще одним знаменательным образом в карьере Высоцкого стал Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». За этого персонажа в 1987 году артисту посмертно присудили Государственную премию СССР. Последним героем Высоцкого в кино стал Дон Гуан из «Маленьких трагедий»​.

«Он поэт и он мужчина. <…> Понимаете, пушкинские герои живут «бездны мрачной на краю» и находят «неизъяснимы наслажденья» существовать в виду грозящей гибели. Дон Гуан из их числа. И Высоцкий - человек из их числа», - Режиссер Михаил Швейцер​



Однако не все роли Высоцкого в кино были успешны. Картину Александра Столпера «Четвертый», где актер сыграл журналиста, критики встретили холодно. Еще одним малопопулярным фильмом стала «Единственная дорога», где Высоцкий исполнил роль шофера Солодова. Также неудачным оказалось участие актера в картине «Бегство мистера Мак-Кинли». Он сыграл уличного певца Билла Сигера и написал несколько баллад, обыгрывающих основную тему киноленты. В итоге большую часть песен из картины вырезали, и роль Высоцкого из центральной превратилась в эпизодическую.

В 1975 году сценический арсенал Высоцкого пополнила роль купца Ермолая Лопахина из пьесы Чехова​ «Вишневый сад»​. Сам артист считал ее второй по важности в своей карьере после Гамлета. В трактовке режиссера Анатолия Эфроса​ сквозной темой постановки стала многолетняя любовь Лопахина к Раневской. Эта трактовка раскрыла по-новому чеховскую пьесу​.



Дра­матург Александр Володин писал: «Я никогда не понимал Лопахина. Ну что Лопахин? Купец. Губит этих интеллигентных, хороших, утонченных, милых людей, покупает, скупает. Ему все равно - все под топор. А в «Вишневом саде» на «Таганке» я впервые понял простую-препростую вещь, почему он что-то тянет, не женится на Варе. Почему? А потому, что он любит Раневскую. Он любит ее. И в нем это было всегда видно… Он был самый положительный персонаж в этом спектакле».



Последним театральным персонажем, которого Высоцкий сыграл на сцене, был Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание» 1979 года. После этой постановки Высоцкий не брался за новые образы и все свое внимание посвятил кино, концертам, песенному творчеству.

В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на один год. В это время артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил. С постоянными творческими перегрузками Высоцкий боролся разгульным образом жизни. Здоровье артиста с годами все больше стало его подводить. 25 июля 1980 года Высоцкий умер. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.

Владимир Высоцкий, которому сегодня исполнилось бы 86 лет, посвятил одну из своих песен звезде советского кино Ларисе Лужиной во время съёмок с ней в фильме «Вертикаль».

Мы пять месяцев жили в палатках на высоте 4500 м над уровнем моря, на Эльбрусе, где вечный лёд. «Приют 11», где в том числе проходили съёмки - это отметка 4860 м. Мы шли туда пешком и потом сами спускались с ледорубами.

Все актёры были приглашены без проб. Самое смешное, что когда Говорухин начал съёмки, то сказал руководству студии, что у него в фильме будет Володя Высоцкий. Ему ответили: «Нет, не надо, нам эта головная боль не нужна». Говорухин тоже пошёл на принцип и заявил, что тогда фильм снимать не будет. А картина была нужна. Дело в том, что был конец года и не хватало одной работы до 15 фильмов, иначе бюджет студии на будущий год могли сократить. Поэтому разрешили снимать Высоцкого, но без песен.

Однако когда мы поехали в горы, песни у Володи начали рождаться сами, одна за одной. Высоцкий писал песни по ходу своих впечатлений.

Скажем, «Если друг оказался вдруг...». На наших глазах шли две группы, в одной из которых погиб альпинист. Мы помогли им, подружились. Альпинисты много рассказывали нам о случаях при восхождениях. О том, что значит дружба в горах, как она держит их вместе, как они готовы поделиться последним куском или своей курткой.

«Здесь вам не равнина - здесь климат иной...» Мы брали вершину на высоте 2860 м. Когда мы поднялись на неё в сопровождении альпинистки, сели уставшие и увидели горную красоту, там у Володи и родились строки, завершающие песню.



И там же, на съёмках «Вертикали», Высоцкий написал песню «Она была в Париже», посвящённую вам. Что его вдохновило?

- На высоте рано темнеет. Что делать? Развлекать друг друга. Фадеев хорошо рассказывал анекдоты, Воропаев - театральные байки, а я - единственная из нашей группы, кто бывал за границей. У меня к тому времени были Канны, Париж, Осло, Иран, Варшава, Дублин.

После моих рассказов Володя однажды возвращается после очередного отъезда и говорит: «Я тебе песню написал». Спел её, и она мне не понравилась - решила, что я в ней слишком легкомысленная. Высоцкий в ней от первого лица пишет, как парень влюбился в какую-то звезду, а она не понимает, какие красивые цветы на нейтральной полосе, не понимает смысла его песен. И конечно, эти слова в конце: «Пусть пробуют они, я лучше пережду» - это меня очень оскорбило. Я даже обиделась на него.

Теперь мне она нравится. Я всем говорю: «Представляете, своей песней он продлил мне жизнь. Меня не будет, а песня будет ещё долго звучать. И внуки скажут: «Это посвящено нашей бабушке - или нашей прабабушке».

О строке одной из самых знаменитых песен Высоцкого - «Мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий…» - есть интересное свидетельство богослова и философа Виктора Тростникова.

В этом свидетельстве история песни связывается с пережитым Высоцким опытом клинической смерти:

«Однажды мы посидели в дружеской компании, где он спел пару своих песен, и стали расходиться. В коридоре я оказался с ним с глазу на глаз и спросил, правда ли, что его “Кони привередливые” отражают загробный опыт. “Да, правда - ответил Высоцкий. - Только не думайте, что я там и вправду видел коней. То, что я там видел, невозможно передать людским языком, для этих образов у нас на земле не выработано названий, ибо тут их нет. Поэтому мне пришлось взять такие земные образы, которые ближе всего передают чувства, возникшие во мне от созерцания того, что мне предстало: быстрое движение, неуправляемые кони, собственная беспомощность, пропасть…”».



Официальных регалий Высоцкий не имел, зато о нём ходили легенды! Владимир Семёнович начинал со стилизаций «блатных» романсов, а пришёл к лирической исповеди, не забывая и про эксцентрику. А как мудро и изобретательно написаны его аллегорические песни-сказки! К Высоцкому стоит возвращаться. В его огромной дискографии всегда можно найти неожиданно актуальную песню, тонкий афоризм, ошеломляющую интонацию. Он по-прежнему узнаваем, любим, необходим



Он ушёл «на цифре 42», но его наследие огромно. Десятки ролей в Театре на Таганке и в кино, среди которых - незабываемо яркие Гамлет и Галилей, Свидригайлов и Лопахин; поручик Брусенцов в «Служили два товарища» и капитан Жеглов в «Место встречи изменить нельзя», арап Петра Великого и Бродский в «Интервенции». Сотни концертов, а главное - стихи и песни, без которых миллионы людей в Советском Союзе не могли прожить и дня. В 1970-е он был, без преувеличений, «голосом эпохи» - хриплый, надрывный, правдивый.



использованы материалы: RT на русском, журнал «Фома», Культура.рф

Владиир Высоцкий, поэты, артисты

Previous post Next post
Up