События последних лет отчетливо продемонстрировали, что враги нашего Отечества предпринимают мощные усилия для разжигания вражды между православными христианами и российскими мусульманами.
При этом ареной подобных усилий стали уже не только Чечня и Дагестан, но и территория Республики Татарстан, которая еще недавно была редким оазисом межконфессионального мира. Особенности географического положения Татарстана, который находится в центре России, позволяют врагам надеяться, что в случае организованного там национального взрыва волны от него накроют другие мусульманские республики России. Главной движущей силой антироссийского подполья в ряде республик являются ваххабитские и террористические группировки. Их принято называть радикальными исламистскими, хотя давно уже не секрет, что за «российским» ваххабизмом в немалой степени стоят западные спецслужбы.
За последние два года от рук террористов на территориях Татарстана, Дагестана, Ставропольского края пали видные исламские богословы, верные сыны России - имам Валиулла Якупов, имам Магомедкамильхаджи Гамзатов, шейх Саид Афанди Ацаев, имам Басир Салахгереев, имам Магомед Сайпулаев, ректор Института теологии и международных отношений Максуд Садиков, заместитель муфтия Ставропольского края Курман Исмаилов, известный религиозный деятель Сиражутдин Исрафилов и др. Они были известны своей бескомпромиссной борьбой с ваххабизмом и исламистским подпольем. Патриотическая позиция этих людей, их сторонников и последователей крайне опасна для проповедников исламского фундаментализма, поэтому они пытаются запугать всех мусульман, не желающих его принимать. Однако ваххабиты действуют не только с помощью террора. Неменьшую роль в их деятельности играет оголтелая пропаганда, в которой особое место занимает русофобия. Русские, согласно ваххабитской пропаганде, являются оккупантами, исконными врагами мусульманского мира. Так, в статьях татарской журналистки Х.Хамидуллиной, публикуемых в мусульманской периодике, последовательно утверждается, что татарский народ жил в России, испытывая «многовековые притеснения, гонения и лишения», подвергаясь «насильственной христианизации», сопровождаемой «тотальным уничтожением всех до единой мечетей». В учебниках истории Татарстана утверждается, что Россия действовала в отношении татарского народа, «не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами». Эта фальсификация истории идет на фоне участившихся призывов татарских националистов к выходу Татарстана из состава России. Националистические круги разворачивают свою печатную пропаганду на весьма высоком финансовом уровне, с прекрасной полиграфией и самыми большими тиражами. Типичным результатом этой деятельности являются многочисленные статьи, которые наполняют татарскую прессу и Интернет. Так, Р.Мухаметдинов в газете «Татар, уян!» («Татарин, пробудись!») пишет:
«Все империи, чтобы сохранить свою систему угнетения и ассимиляции народов, использовали испытанное оружие: ложь, лукавство и демагогию. Русская не является исключением». Вот почему восстановление правды о положении мусульман в Российской империи становится уже не просто требованием исторической справедливости, но и вопросом выживания российского государства.
Нам, русским, пора начать мыслить по-имперски. Надо не страшиться этого слова, а, наоборот, признать наконец, что Россия может быть только империей. Как отметил генерал Л.П. Решетников:
«России предопределено быть Империей. Ее история закончится, если не будет таковой. И должна она состоять из сильных высокоразвитых регионов, а не из столиц и нескольких мегаполисов. Эту многомерность надо развивать, воспитывая в каждом забытое имперское достоинство».
Николай II (в центре) с офицерами Дагестанского конного полка Дикой дивизии. Владикавказ 1914 год (
Но что есть империя в русском понимании этого слова? Она означает - «держава». В Российской империи все ее народы были равны перед царем. Только в Российской империи представитель некоренного народа (в западном понимании «туземец») мог занимать государственные посты, в том числе и самые высокие. Так, например, при императоре Александре II армянин граф М.Т. Лорис-Меликов фактически был главой правительства. Все народы были объединены одним государством, одной территорией, общим законом. Понятие «метрополия» в Российской империи отсутствовало. В частности, верно пишет доктор исторических наук А.Н. Боханов:
«Россия никогда не была “колониальной державой” в общепринятом смысле и тем качественно отличалась от западноевропейских империй. У нее никогда не было метрополии как таковой: исторический центр был, а метрополии не было. Российская территориальная экспансия носила главным образом стратегический характер, диктовалась потребностями военной и государственной безопасности».
Дискуссии по вопросам веры нужно вести в рамках богословских диалогов, а не с рядовыми верующими, ибо для любого верующего его вера является святыней, и любое неуважение к этой святыне для него есть оскорбление. Тем более когда речь идет о такой пламенной религии, как ислам. Погречески слово «мартирос» (мученик) дословно означает «свидетель». Первые христианские мученики именно свидетельствовали о своей вере во Христа, а не вели «богословские диспуты» с язычниками. И сколько язычниковримлян, этих самоуверенных, гордых властителей полумира, пораженных такой верой, уверовали в Спасителя.
Безусловно, между православием и исламом как вероучениями лежит непреодолимое расстояние. Для нас, православных, Господь Иисус Христос есть сын Божий, второе Лицо Святой Триединой Троицы, а для мусульман это только пророк. Но то, что мы разные, вовсе не означает, что нужно воевать друг с другом. Нелишне помнить, что в противостоянии православных и мусульман прежде всего заинтересованы враги России. Православным и мусульманам нужно искать не то, что их разделяет, а то, что объединяет. А объединяет нас с ними многое: вековое соседство, общность территории, общность культуры, общность истории. Кроме того, между мусульманами и православными есть соприкосновения в религиозном вопросе.
На обывательском уровне, особенно в мусульманской среде, нужно отбросить все праздные разговоры о наших различиях с исламом и подчеркивать, что русские и мусульмане в течение веков жили в одном государстве и служили этому государству - Российской империи. Что они вместе проливали кровь за нее и что мусульмане чувствовали себя хорошо и свободно в этой империи. В таких утверждениях надо опираться в том числе и на исламских авторитетов прошлого и настоящего. Особенно это касается мусульманских народов, населявших бывшую Российскую империю: татар, узбеков, черкесов, адыгов, таджиков. Сотни тысяч представителей этих народов верно служили матери России, оставаясь мусульманами. Об этом говорил и покойный Валиулла хазрат Якупов:
«Неопровержимым фактом является то, что именно в условиях Царской России богословская мысль у мусульмантатар к началу XX века переживает подлинный расцвет и опережает весь мусульманский мир. Этот научный успех был подготовлен в традиционной системе наших медресе. В царской армии действовали штатные должности священников, представлявшие не только православие, но и другие конфессии. Это и понятно, ведь в российской армии наряду с православными служили мусульмане, католики и лютеране, иудеи и буддисты. Соответственно, по мере необходимости вводились и штатные должности мусульманских имамов, католических капелланов, иудейских раввинов и буддийских лам. В крупных городах - Москве и СанктПетербурге, а также в некоторых городах Восточной Сибири и Северного Кавказа на штатные должности военных мулл назначались главы местных мусульманских приходов».
Этими словами выдающийся мусульманский духовный деятель наносил удар по всем клеветникам России.
Из истории отношений русских и мусульман
Связи между русскими и мусульманскими народами восходят к самому началу существования Древней Руси. Уже Владимир Святой при выборе религии для своей страны интересовался не только христианской верой, но и исламом. Русские с мусульманами жили бок о бок начиная с VII века, с того момента, как ислам был принят населением Волжской Булгарии. Мусульманами было основное население Хазарии, а мусульмане-половцы были даже военно-политическими союзниками русских и вместе пострадали от первого удара монгольских войск в битве на реке Калке в 1224 году.
Историческая мифология прочно соединила в обывательском представлении образ мусульманина с образом монгольского завоевателя. Это в корне неверно. До сих пор у нас нет точного представления ни о характере религии Золотой Орды, ни даже о национально-расовой принадлежности ее властителей. Но что совершенно точно - ни Чингисхан, ни Батый, ни большинство других монгольских ханов первого века их господства на Руси не были мусульманами. Более того, среди монгольских властителей в немалой степени было распространено христианство. Известно, что сын Батыя царевич Сартак и племянник были православными христианами. Первый обменялся нательным крестом с Александром Невским, став его побратимом, а второй в XIII веке верно служил Руси и был причислен к лику святых под именем Петр, царевич Ордынский. Дед преподобного Пафнутия Боровского был ханским баскаком. Другими словами, никакого мусульманского преобладания тогда в монгольской империи не было. Золотая Орда обратилась к исламу только в XIII веке, при хане Узбеке.
Такой же легендой является общее представление об участии казанских татар в походе на Русь. Оно основывается на термине «татаро-монгольское иго». В большинстве европейских источников XIII-XVI веков закрепился только один термин - «татары». После распада Золотой Орды в Западной Европе и в России название «татары» сохранилось как своеобразный этноним. Им стали обозначать совершенно различные народы, проживавшие на территории бывшей Золотой Орды. Но жителей Волжской Булгарии, так же входивших в состав Золотой Орды, русские летописи XIII-XIV веков не относили к татарам. С середины XIV до конца XVII века население этого региона традиционно именовалось булгарами или казанцами, а Казань считалась булгарским городом. Только после распада Золотой Орды летописцы автоматически переносили этноним «татары» на новые государственные образования с соответствующим уточнением: казанские, астраханские, крымские, ногайские и др. В середине XVI века С.Герберштейн писал, что название «татары» объединяет различные племена, находящиеся друг от друга на большом расстоянии, и употребляется из-за того, что у них одна вера. Иными словами, термин «татары» стал конфессионимумом, обозначая и ассоциируясь с мусульманством. То есть считалось, что все мусульмане - татары. Сами жители Казани не любили, когда их называли татарами. Только с XVI века это название стало закрепляться за жителями Казанского ханства.
Отношения русских и мусульман складывались в разные исторические эпохи по-разному. Случались между ними и военные конфликты, однако они никогда не носили межрелигиозного характера. Как отмечал известный исламовед кандидат исторических наук Р.А. Силантьев,
«у нас не было войн, в которых обе стороны воевали бы за распространение своей религии». Раздутая татарскими националистами так называемая «оккупация» Казанского ханства Иоанном Грозным на самом деле была во многом войной одних татар, принявших сторону Москвы, с другими, бывшими на стороне Казани. Достаточно сказать, что в армии царя татары составляли 40%. Первым на стены Казанского кремля ворвался полк касимовских татар во главе с ханом Ширали. Татары на стороне Иоанна Грозного поддерживали русского царя, так как считали его более законным наследником Чингисидов, чем казанский хан Едигер.
Ислам и его религиозные учреждения никогда не запрещались в России, хотя, конечно, добровольный переход в православие всячески приветствовался. Несмотря на это, никакого насильственного обращения в православие не было. Некоторые знатные татарско-ашкирские роды служили России, сохранив ислам: им были оставлены и даже дарованы земли, платилось жалованье, но было запрещено владеть крестьянами-христианами. В утвержденной Земским собором 1613 года грамоте об избрании на русский престол царя Михаила Федоровича стояли подписи семи татарских мурз, высказавшихся от имени мусульман России за возрождение единого Российского государства.
В 1732 году усилиями выдающегося дипломата, первого русского генерала-мусульманина мурзы Кутлу-Мухаммеда Тевкелева в российское подданство вошла Малая казахская орда. Кстати, Тевкелев стал основателем города Челябинска.
17 июня 1773 года императрица Екатерина Великая подписала указ о терпимости всех вероисповеданий в России. В 1788 году появилось Оренбургское магометанское духовное собрание, которое должно было осуществлять контроль над духовной жизнью всех российских мусульман, началось встраивание духовных лиц ислама в сословную структуру империи.
«Русские мусульмане» проявили себя с самой лучшей стороны и во время войн России с Наполеоном. Так, в Заграничном походе 1813-1814 годов высокую доблесть показали 33 башкирских и татарских конных полка, проявили свою отвагу мусульмане Поволжья, Приуралья, Крыма, Белоруссии. В ознаменование героизма воинов этого полка император Александр I построил в Москве мечеть. Крымскотатарский эскадрон участвовал в боевых действиях на стороне России при осаде турецкой крепости Варна во время войны 1828 года. Воины эскадрона принимали участие в сражениях во время Крымской кампании 1854-1855 годов.
Самое кровавое и длительное столкновение русских с мусульманами в Кавказской войне опять-таки было вызвано не религиозным фактором и не захватническими устремлениями России, а геополитическим значением Кавказа, территория которого активно использовалась с враждебными намерениями геополитическими врагами России. При этом патриотизм и верность исламу кавказских народов были цинично использованы Великобританией и Турцией в своих корыстных интересах. В результате это поняли многие вожди кавказцев, в том числе и сам имам Шамиль. Великодушно принятый и обласканный императором Александром II, Шамиль писал государю:
«Мой священный долг - внушить детям их обязанности перед Россией и ее законными царями. Я завещаю им быть верными подданными Царя России, верно служить новому Отечеству... Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению Белому Царю, благородством которого он пользуется».
Чеченский историк А.Авторханов, проживавший на Западе, в частности, писал: «Во время покорения Кавказа Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей. Как завоеванные народы, так и добровольно присоединившиеся Россия не считала колониями, подобно западным державам. Она считала их подданными русского царя. Государственная тенденция заключалась в том, чтобы сделать инородцев одинаковыми подданными русского царя. Русский империализм не был связан с грабежом и насилием».
Мусульмане состояли в самых элитных частях русской Императорской гвардии, даже в личном конвое императора. Русские государи всегда с большим уважением и заботой относились к мусульманамконвойцам. Граф А.Х. Бенкендорф составил правила обращения со служившими царю горскими мусульманами:
«Не давать свинины и ветчины... Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними... и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы с охотой занимались этим в свободное время... Телесным наказаниям не подвергать. Эффендию разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах... Чтобы во время молитвы горцев дворяне им не мешали... Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменить ее...»
Служба императору считалась у кавказцев очень почетной. Черкес генерал С.Г. Улагай вспоминал, как почти в каждой сакле у них висел портрет русского царя («нашего падишаха»), за которого ежедневно молились. Лорд Дж.Н. Керзон описывал, как в начале 90х годов XIX века он присутствовал на встрече императора Александра III с его нерусскими подданными. В три шеренги были построены князья и ханы кавказские, закавказские и туркестанские, одетые в русские мундиры. Керзон отметил, что подданные британской короны не служат ей с таким усердием, как служат инородцы русскому царю.
Последним регионом с преобладающим мусульманским населением, вошедшим в состав России, был Туркестанский край, включавший в себя часть казахской степи и среднеазиатские ханства. Императорское правительство делало много для поддержки и развития присоединенных мусульманских народов. Отпускались значительные суммы на строительство мечетей, школ и при них караван-сараев (больших придорожных построек, обычно окружавших двор, где караваны останавливались для ночного отдыха). При покорении Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств императорское правительство проводило такую же уважительную политику в отношении ислама. Сразу по завоевании Ташкента, в 1865 году, первый военный губернатор Туркестанской области генерал М.Г. Черняев принял на себя обязательство сохранять в неприкосновенности ислам и все его институты.
Российский ислам и религиозная политика Николая II
Мусульмане составляли после православных второе по численности религиозное сообщество Российской империи. К концу XIX века по материалам первой всеобщей переписи населения 1897 года из 130 млн населения России примерно 14 млн составляли российские мусульмане. Особенно значительно «магометанство» было представлено в Поволжье, Приуралье, Крыму, на Кавказе (около трети населения) и в Туркестане (более 90% жителей). Подавляющее большинство их было суннитами, только на Кавказе и на Памире (современный Таджикистан) часть мусульман принадлежала к исламу шиитского толка.
Император Николай II с первых же лет своего царствования особое внимание уделял продвижению России на восток. В замыслах царя была реализация его «Большой азиатской программы». Особое значение он придавал отношениям с мусульманским миром. Российское продвижение на восток вызывало острое сопротивление со стороны Великобритании, которая пыталась настроить мусульман против России. В разговоре с военным министром генералом А.Н. Куропаткиным, имевшем место 6 августа 1897 года, Николай II выразил свое твердое убеждение, что ни в коем случае нельзя идти против мусульман: «Мы с ними лучше ладим». Куропаткин сказал:
«Мы привязываем к себе туземцев человечностью и сердечным отношением к ним. Для нас туземец прежде всего такой же человек, как и мы. Мало того, в то время как англичане роют между собой и туземцами пропасть, наши сближаются полностью и даже принимают наружный облик туземцев. Надевают туземную одежду. Так, наши казаки, например в Сибири, носят тюбетейки, принимают речь и даже говорят покиргизски между собой. В таком явлении заключается глубокое символическое значение, символ».
На эти слова Николай II с большим оживлением ответил:
«Да, и я сам так думал. В этом наша сила».
Николай II рассматривал мусульманскую аристократию как надежную опору престола, проявляя к ней неизменное благоволение. Так, по случаю коронации Николая II хивинский хан Сеид Мухаммед-Рахим Богадурхан был зачислен генераллейтенантом по Оренбургскому казачьему войску, несмотря на то что армия Хивы насчитывала всего 2 тысячи нукеров, несших в основном полицейскую службу. После смерти Мухаммед-Рахима на хивинский престол вступил его сын, Сейид-Богатур-Асфандияр-хан, которому высочайшим указом были присвоены титул высочества и звание генералмайора свиты его императорского величества. Хивинский хан был награжден многими орденами Российской империи, а также бриллиантовым портретом императора для ношения на груди.
Общеизвестно, что Николай II был глубоко верующим православным христианином. Но именно глубокая православная вера делала царя веротерпимым человеком. Любой искренне верующий в Бога человек, пытающийся соблюдать Его заповеди, пусть даже представитель иной веры, вызывал в государе чувство уважения. Он понимал, что верующий благочестивый человек никогда не будет способен творить зло. Значительную часть мусульманской светской элиты составляла наследственная родовая знать - потомки Чингисидов, других именитых фамилий. С детских лет императора Николая II связывала тесная дружба с одним из таких представителей - Бухарским эмиром Саидом Алимханом.
Бухара входила в состав Российской империи на основе унии, формально оставаясь независимой и ограничиваясь в отношении империи «союзом младшего брата со старшим». Личные встречи и переписка царя и эмира свидетельствуют о чувствах, бывших гораздо глубже обычной дипломатии. Николай II был одинок в своем благочестии, только в кругу своей семьи находя понимание и душевное участие. Большинство элиты, составлявшей ближайшее окружение монарха, было охвачено вольномыслием и жаждой «свобод», обманывало его доверие, интриговало, не разделяло приверженности государя к православию.
Николай II нашел в эмире далекой Бухары родственную душу. Саид Алимхан получил блестящее европейское образование, но остался мусульманином, глубоко верующим человеком. Эмир хорошо понимал ту духовную атмосферу, в которой приходилось царствовать императору Николаю II. Так же как и русский император, Алимхан страдал от непонимания бухарской элиты, охваченной стремлением к революционным преобразованиям (недаром именно из Бухары вышло большинство революционных лидеров Туркестана). Встречи российского императора Николая II и эмира Бухарского всегда отличались особой теплотой и сердечностью. Чтобы быть ближе к царю во время его пребывания с семьей на отдыхе в Ливадийском дворце, эмир Бухарский купил участок в Ялте, заложил там парк, построил дворец «Дилькисо». В 1910 году на средства эмира в Ялте была построена городская бесплатная лечебница для приходящих больных. Это был большой двухэтажный дом с ожидальней на 100 человек, аптекой, хирургическим и гинекологическим кабинетами, комнатами для служащих, лабораториями.
За свою патриотическую деятельность Саид-Алимхан получил из рук Николая II высокую награду Российской империи - орден святого благоверного великого князя Александра Невского. В этом видится символическое значение, ведь Александр Невский завещал крепить оборону на Западе и искать друзей на Востоке. К намечавшемуся приезду Николая II в Бухару по приказу эмира в городе Коканд построили собор в честь святителя Николая Мирликийского. Этот храм действует до сих пор.
По просьбе эмира Бухарского в Санкт-Петербурге была заложена большая соборная мечеть, которая возвышается и сегодня на Петроградской стороне северной столицы и является одной из ее достопримечательностей. Разрешение на приобретение земли император Николай II подписал в Петергофе 3 июля 1907 года. Земля была приобретена на средства эмира Бухарского за 312 тысяч рублей в размере 150 квадратных саженей.
Церемония официальной закладки мечети состоялась 10 февраля 1910 года и была приурочена к 25летнему юбилею правления эмира Бухарского и его визиту в русскую столицу. 21 февраля 1913 года в еще недостроенной мечети было проведено первое богослужение, посвященное 300летию царствования дома Романовых.
Император Николай II всегда очень чутко относился к религиозным нуждам своих подданных, в том числе и мусульман. Так, на возведение мечети в Тверской губернии, где в начале ХХ века уже проживало немало мусульман, государь выделил часть собственных средств. Возводились мечети на мусульманских окраинах России и в честь 300летнего юбилея царствующего дома Романовых, широко отмечавшегося по всей империи в 1913 году.
Разумеется, эти действия Николая II были вызваны интересами Российского государства. Царь хорошо знал, что мусульмане в своем подавляющем большинстве верны России и престолу. Подтверждением этому служит, в частности, намерение одной из мусульманских общин Терской области возвести мечеть в 1907 году
«в честь Государя Императора... в память благополучного избавления от покушения на его жизнь» (речь шла о попытке революционеров убить царя). На телеграмме, присланной по этому поводу генералгубернатором Терской области, Николай II наложил резолюцию со словами искренней благодарности.
В царской православной России все дети мусульман были обязаны посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. И экстремистских сект среди российских мусульман никогда не было. Государь всячески покровительствовал и тем мусульманам, которые перешли в православие. Так, на личные средства императора содержались школы для крещеных татар Казани. Весьма характерно, что до революции 1917 года мусульмане наряду со своими праздниками отмечали и Рождество Христово, называя праздник Раштулла.
Во время революции 1905-1907 годов и в последующие годы мусульмане, как и весь народ, стали объектом революционной пропаганды. В борьбе с крамолой государь искал поддержки у духовных лидеров, в том числе и у мусульманских. Большая часть исламских авторитетов поддержали царскую власть. Николай II осознавал необходимость создания единого мусульманского духовного центра, который стал бы союзником правительства и защитником мусульман от революционной агитации. В 1910 году на предложение начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска «открыть духовное правление... высший орган... мусульман», чтобы ослабить влияние религиозных зарубежных центров и авторитетов на горские общества, император наложил резолюцию: «Пожалуй, наказной атаман прав, если не с теоретической, то с практической точки зрения».
Между тем мусульманское духовенство в начале ХХ века переживало тот же кризис, что и все русское общество. Яд революции проник и к мусульманам. Часть из них стали требовать права избрания муфтия (он назначался императорским указом), пытались политизировать медресе и духовную жизнь мусульман. Царским указом муфтием был назначен имам Санкт-Петербургской соборной мечети Нурсафа Баязитов, убежденный монархист. Он немедленно был подвергнут нападкам со стороны левых и революционеров. Примечательно, что одним из первых указов Временного правительства после захвата власти было устранение Баязитова.
Петр Валентинович Мультатули родился в 1969 году.
Историк, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных исследований РИСИ, руководитель интернетсайта «Академия российской истории».
продолжение следует