С.Е. Нарышкин: «2024 - год геополитического пробуждения»

Dec 11, 2023 16:39





Сергей Евгеньевич Нарышкин, директор Службы внешней разведки Российской Федерации

«Очевидно, что предстоящий год пройдет под знаком усиления противостояния двух антагонистичных геополитических принципов: англосаксонского «разделяй и властвуй» и континентального «объединяй и веди».



Однако специфика нынешней ситуации со­стоит в том, что Вашингтону и его сателлитам все реже удается в полной мере реализо­вать свои деструктивные замыслы. Ответст­венные мировые игроки, к числу которых, безусловно, относятся Россия, а также Ки­тай, Индия и многие другие государства, объединившись, демонстрируют готовность решительно противостоять внешним аван­тюрам и самостоятельно осуществлять кри­зисное урегулирование, как это происходит, например, в Сирии. Более того, сейчас уже даже ближайшие союзники США стремятся к диверсификации связей на фоне становя­щейся все более очевидной неспособности бывшего гегемона гарантировать их без­опасность. В этом плане отрезвляющим примером для многих западных политиков, привыкших делать ставку на особые отно­шения с Вашингтоном, стало беспрецедент­ное в XXI веке обострение в зоне палести­но-израильского конфликта.

Очевидно, что предстоящий год на мировой арене пройдет под знаком дальнейшего усиления противоборства между двумя обо­значенными выше геополитическими прин­ципами: англосаксонским, или островным, «разделяй и властвуй» и прямо антагони­стичным ему континентальным «объединяй и веди». Проявления этого ожесточенного противостояния в наступающем году будут наблюдаться во всех, даже самых отдален­ных регионах мира: от наиболее значимого для нас постсоветского пространства до Юж­ной Америки и Тихого океана.

Применительно к ситуации на Украине мож­но ожидать, что западные политики в силу объективной невозможности добиться во­енной победы над нашей страной будут пы­таться максимально затянуть боевые дей­ствия и превратить украинский конфликт во «второй Афганистан» в расчете на наше постепенное истощение в изнурительной борьбе потенциалов. Добиваться этого они станут, как и прежде, за счет комплекса экономических и военно-дипломатических мер, включая нарушающее нормы между­народного права санкционное давление и непрекращающиеся поставки Киеву воо­ружений и военной техники.

Тем не менее высока вероятность, что даль­нейшая поддержка киевской хунты, осо­бенно с учетом все большей «токсичности» украинской темы для трансатлантического единства и западного общества в целом, ускорит падение международного авторите­та Запада. Сама же Украина будет чем даль­ше, тем больше превращаться в «черную дыру», поглощающую материальные и люд­ские ресурсы. В конечном итоге США ри­скуют устроить себе «второй Вьетнам», с ко­торым придется иметь дело каждой новой американской администрации до тех пор, пока к власти в Вашингтоне не придет мало- мальски здравомыслящий человек, у кото­рого найдется достаточно смелости и реши­мости заткнуть это «жерло».

Ключевой ареной борьбы за новый миро­порядок в 2024 году останется и арабский мир. Здесь наиболее отчетливо видно, как разбиваются претензии глобалистских элит на роль гегемона, которым они возом­нили себя после распада СССР. Вторжение в Ирак, печально известная «арабская ве­сна», разрушившая мирные Ливию и Йе­мен, затяжная война в Сирии, появление чудовищной террористической группиров­ки ИГИЛ и, наконец, попытки столкнуть сун­нитский и шиитский «полюса» на Ближнем Востоке - вот далеко не полный перечень преступных проявлений стратегической мысли в Вашингтоне и некоторых других западных столицах. Этот концептуальный курс последовательно проводили сме­нявшие друг друга республиканские и де­мократические администрации в Белом доме, преследуя единственную цель - без­раздельное доминирование. Хотя, каза­лось бы, куда еще безраздельнее, прини­мая во внимание массированное военное присутствие США от Средиземного до Ара­вийского морей.

Главная причина краха такой однобокой и недальновидной политики Запада неве­роятно проста - это новое и на этот раз истинное пробуждение народов Ближнего Востока в отличие от срежиссированной Вашингтоном десять лет назад печаль­но известной «арабской весны». С одной стороны, это пробуждение проявляется в приходе к власти в целом ряде арабских стран сильных, суверенных лидеров, с дру­гой - в стремительном нарастании в реги­оне антиамериканских и, шире, антизапад­ных настроений. Многополярный мир - уже реальность, «отменить» которую глобали­стам не удастся. То, что еще вчера казалось почти невозможным: нормализация отно­шений между Саудовской Аравией и Ира­ном, их вступление вместе с Египтом и ОАЭ в БРИКС, возвращение Сирии в «арабскую семью», - сегодня - непреложный факт.

Россия всячески приветствует и в меру возможностей будет и далее способство­вать успеху этих процессов. Но главное, что все это говорит о настрое в арабском мире на взаимоприемлемое урегулирова­ние конфликтов, совместный поиск путей решения проблем в сфере безопасности, выстраивание предсказуемых конструктив­ных отношений, подкрепленных общими экономическими и гуманитарными интересами. В этом контексте нельзя не упомянуть и высокие темпы развития взаимовыгодных связей арабских стран с Россией и Китаем, несмотря на отчаянные попытки США и ЕС воспрепятствовать этому.

Главная причина краха ближневосточной политики США - это пробуждение народов Ближнего Востока, которое проявляется в приходе к власти в регионе сильных, суверенных лидеров и повсеместном нарастании антизападных настроений.

Очевидно, что бывшие метрополии не оставят попыток подорвать стремление африканцев к суверенному развитию, используя для этого проверенный «джентльменский набор» классических колониальных методов.

Африка в наступающем году тоже продолжит уверенно идти по пути становления в качестве одного из самостоятельных центров силы на мировой арене. Африканские страны проявляют растущую независимость во внешней и внутренней политике, их голоса все громче звучат на площадке ООН.

В перспективе будет повышаться и роль Африканского союза как глобального института, способного урегулировать кризисы в Африке без помощи извне. Фактически сейчас мы наблюдаем подлинную деколонизацию Черного континента, который начинает осмысливать себя в качестве отдельного субъекта международных отношений, а не просто как рынок дешевых ресурсов, каким его до сих пор видят англосаксы.

Яркие свидетельства набирающего оборо­ты процесса переосмысления Африкой сво­ей геополитической идентичности - Цен­тральноафриканская Республика и Мали. Новые власти в Банги и Бамако нашли му­жество встать на путь решительного отказа от покровительства Франции и «коллектив­ного Запада» в пользу установления тесных связей с нашей страной в экономической и военно-политической сферах и на практи­ке убедились в правильности сделанного ими выбора. Уверен, что их пример вдох­новит и другие государства Черного кон­тинента, заинтересованные в реализации суверенного политического курса, опира­ющегося прежде всего на национальные интересы и не зависящего от прихотей за­падных элит.

Вместе с тем очевидно, что бывшие метро­полии не оставят попыток подорвать стрем­ление африканцев к суверенному развитию, используя для этого проверенный «джентль­менский набор» классических колониаль­ных методов: от бесконечных обещаний финансового и военно-политического содей­ствия до намеренного разжигания межго­сударственных конфликтов, распростране­ния радикальной исламистской идеологии и прямых военных интервенций. Однако это будет только подталкивать региональных лидеров к поиску более надежных «постав­щиков» безопасности, которыми в их гла­зах являются Россия, Китай, Индия, а также аравийские монархии, не имеющие темного колониального прошлого, а главное - гото­вые предложить странам и народам Африки сотрудничество на равноправной и неидеологизированной основе.

Примечательно, что схожие процессы сей­час активно развиваются повсеместно, включая Латинскую Америку, которую аме­риканцы всегда считали своим «задним двором». Там тоже все настойчивее фор­мируется запрос на самостоятельные ин­теграционные структуры, не подвластные диктату англосаксов. Одна из них - Со­общество стран Латинской Америки и Ка- рибского бассейна, или СЕЛАК, в котором, что характерно, участие США и Канады не предполагается.

Теперь несколько слов о ситуации внутри самого евроатлантического блока. В сле­дующем году мы наверняка увидим в США и Европе повышение уровня общественной и политической разобщенности по целому ряду тем, начиная от поддержки Украины и заканчивая продвижением ЛГБТ-повест- ки. Одним из предвестников неизбежной бури стала Словакия, где на последних пар­ламентских выборах, несмотря на колос­сальное давление со стороны леволибе­ральных западных элит, победу одержала национально ориентированная партия «На­правление - социал-демократия» во главе с Робертом Фицо.

Полагаю, что в 2024 году большинство из­бирательных кампаний на Западе - от вы­боров в Европарламент до президентских выборов в США - будут проходить в ат­мосфере жесткого противостояния между глобалистами с одной стороны и привер­женцами реализма во внешней политике и традиционных ценностей в социальной сфере - с другой. И хотя сейчас вряд ли имеет смысл прогнозировать конкретные результаты будущих кампаний, можно с аб­солютной точностью предсказать, что ответ­ственность за неизбежный рост внутренней напряженности в своих странах западные политики будут по привычке пытаться воз­ложить на Россию, а также на Китай и дру­гие государства, имеющие смелость пред­лагать миру собственное, альтернативное тоталитарно-либеральному «концлагерю», видение настоящего и будущего.

Тем временем на пространстве Евразии складывается принципиально новая ре­альность, контуры которой начали вырисо­вываться с возвращением в состав России Крыма и реинтеграцией Луганской и До­нецкой народных республик, а также Хер­сонской и Запорожской областей. Уверен, что в 2024 году объединяющая роль Мо­сквы как центра ключевых интеграционных проектов континента будет только креп­нуть. На это указывает и формирующийся широкий альянс в составе России и наших союзников и партнеров по СНГ, ОДКБ и ШОС, а также нарождающегося «Большого евразийского партнерства». Важнейшее качество этих структур, принципиально отличающее их от западных блоков, - ненаправленность против третьих стран и нацеленность на формирование справедливого миропорядка на основе безусловного уважения суверенитета и соблюдения международного права.

Мощный потенциал с точки зрения построения справедливой и действительно демократичной архитектуры международных отношений имеет и такое представительное объединение, как БРИКС, полноправными членами которого в наступающем году станут шесть новых государств. В рамках кампании по дискредитации указанного форума запад­ные СМИ часто называют его продвигаемой Москвой и Пекином альтернативой Боль­шой семерке. Однако «семерка» - это США и «шестерка» обслуживающих их сателли­тов, причем порядки, царящие внутри блока, мало чем отличаются от тюремных, где право голоса есть только у старшего надзирателя, тогда как остальные вынуждены покорно ис­полнять его волю.

В свою очередь БРИКС, особенно в расши­ренном составе, - это союз равноправных держав, вернее, государств-цивилизаций, выражаясь словами Президента В. Путина, которые стремятся сообща найти ответы на наиболее злободневные вызовы и за­дачи современности. Уверен, что предсто­ящее в 2024 году российское председа­тельство в БРИКС придаст дополнительный импульс развитию этого поистине много­обещающего формата.

Можно с абсолютной точностью предсказать, что ответственность за неизбежный рост внутренней напряженности в своих странах западные политики будут по привычке пытаться возложить на Россию.

Безусловно, США и их союзники будут и впредь предпринимать шаги по оказа­нию прямого и опосредованного давле­ния на нашу страну, равно как и на всех других несогласных «закладывать душу» и «клясться в верности» неолиберальным ценностям. В наступающем году ожидаем усиления нападок англосаксов, в том чи­сле на международных площадках, пре­жде всего в ООН, а также в рамках раз­ного рода ревизионистских «саммитов за демократию» и многосторонних ad hoc форматов. Истинная цель этих поползно­вений видна невооруженным глазом: под предлогом коллективного реагирова­ния на российскую, китайскую или любую другую «угрозу» продолжить демонтаж сложившихся по итогам Второй мировой войны институтов управления, тем самым устранив последние препятствия на пути насаждаемого американцами одиозного «порядка, основанного на правилах».

Здесь позволю себе вновь процитиро­вать Президента России, назвавшего этот «порядок» «чушью» и попыткой подмены международного права. От себя добавлю, что в формирующемся многополярном мире этот «протухший товар» уже плохо продается даже среди западных политиков, не жела­ющих отстаивать узкокорыстные интересы англосаксонских элит и отдельных групп влияния. Что уж говорить об остальных. Ли­деры и народы подавляющего большинства государств планеты давно распознали дву­личную сущность Запада и более не верят его сладким посулам и лживым обещани­ям - глобальное пробуждение необратимо.

Убежден, что нам тоже нужно до конца про­будиться от либерального «дурмана»1990-х годов и вернуться к истокам. У нас свой путь. Россия - самобытная страна-циви­лизация с тысячелетней историей, которую нельзя забывать и уж тем более предавать.



Подавляющее большинство государств планеты давно распознало двуличную сущность Запада и более не верит его сладким посулам и лживым обещаниям - глобальное пробуждение необратимо.

Именно по этой причине нами принято ре­шение в целях восстановления историче­ской справедливости установить на терри­тории штаб-квартиры СВР России в Ясенево памятник выдающемуся государственному деятелю, основателю отечественной внеш­ней разведки Феликсу Эдмундовичу Дзер­жинскому - символу целеустремленно­сти, бескорыстия, решительности, герою, до конца остававшемуся преданным идее построения нового, справедливого мира.

Журнал «Разведчик» 4 (5) декабрь 2023 .

Службы внешней разведки России, Запад против России, Нарышкин

Previous post Next post
Up