«Вопрос не в том, кто начал это в Украине, а в том, кто собирается это закончить»

Nov 03, 2023 07:49


National Interest пишет, что если сегодня немедленно не начать переговоры о мире, то завтра Украина перестанет существовать.



Запрет Зеленского на переговоры с Россией и позиция Вашингтона могут привести к полному уничтожению Украины, пишут профессор университета Род-Айленда Николай Петро и политический обозреватель Тед Снайдер в статье для журнала National Interest.



Даже если перспектива успешных переговоров кажется призрачной, выживание Украины накладывает моральное обязательство на все стороны попытаться это сделать.

В течение двадцати месяцев внимание Запада было сосредоточено на том, кто виноват в развязывании войны на Украине. Пришло время перестать спрашивать, кто это начал, и начать спрашивать, кто собирается это остановить.

Игра «Избавьтесь от вины»

Было бы удобно, чтобы на вопрос о том, кто начал войну на Украине, был простой ответ, как предложил президент Байден . Однако сложная реальность такова, что ответ на этот вопрос зависит от точки зрения действующих лиц.

Россия, безусловно, виновата в развязывании войны с Украиной. Хотя у России были опасения и опасения по поводу безопасности, и она, возможно, чувствовала, по словам ее посла в Соединенных Штатах, что они «дошли до точки, когда у нас нет места для отступления», это не делает легитимной упреждающую войну, начатую без неотложная необходимость самообороны и без разрешения Организации Объединенных Наций. Россия сделала выбор вторгнуться в Украину и несет за это полную ответственность, какими бы ограниченными она ни чувствовала свои возможности.

Однако ужасное решение вторгнуться в Украину не освобождает Соединенные Штаты и их союзников по НАТО от ответственности за провоцирование этого решения.

В конце «холодной войны» Россия надеялась выйти за рамки блоков и альянсов «холодной войны» и присоединиться к трансформировавшемуся международному сообществу, где она стала бы частью «целой и свободной Европы».

Но вместо того, чтобы отменить разделение Европы, как это сделали основатели Европейского Союза после Второй мировой войны, лидеры Запада после Холодной войны решили сохранить эти разделения и просто продвинуть их немного дальше на Восток. Это не только ликвидировало буферную зону между НАТО и Россией, которая поддерживала мир в Европе более пятидесяти лет, но и навсегда низвело Россию до статуса неевропейской нации. Это было сделано вопреки предупреждениям многих наиболее знающих и опытных чиновников Запада - от Уильяма Бернса до Джека Мэтлока, Джорджа Ф. Кеннана, Ричарда Дэвиса, Эгона Бара, Ганса Дитриха Геншера, Колина Пауэлла и даже Джо Байдена в 1997 году .

Путина широко высмеивали на Западе за его настойчивое заявление о том, что «угроза вступления Украины в НАТО является причиной, или, скорее, одной из причин проведения специальной военной операции». Тем не менее, это утверждение было недавно подтверждено генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, который публично заявил, что Путин «пошёл на войну, чтобы помешать НАТО, ещё большему приближению НАТО к его границам».

Европейские союзники Америки также несут свою долю вины за вспышку военных действий. Германия и Франция последовательно не смогли оказать давление на Украину с целью выполнения соглашения. После вторжения их бывшие лидеры Ангела Меркель и Франсуа Олланд признались, что они считали Минский процесс обманчивым снотворным, призванным усыпить Россию обещанием мирного урегулирования и в то же время выиграть время для наращивания вооруженных сил Украины. Бывший посол США в Советском Союзе Джек Мэтлок заявил, что война на Украине «вероятно, была бы предотвращена», если бы Минские соглашения были выполнены.

И Украина тоже несет часть вины за эту катастрофу, особенно за поиск военного решения, тогда как дипломатическое решение, которое вернуло бы Украине весь Донбасс, было легко разрешено, благодаря реализации Минских соглашений.

Читать по теме: Опять начали раздаваться голоса о перемирии

Время для дипломатического урегулирования

Кто бы ни был ответственен за начало этой войны, становится ужасающе очевидным, что от ее окончания выиграют все.

О том, что дипломатическое соглашение возможно, свидетельствует тот факт, что Россия и Украина как минимум трижды казались близкими к соглашению. Сначала в Белоруссии, затем на переговорах при посредничестве тогдашнего премьер-министра Израиля Нафтали Беннета и, что наиболее многообещающе, в Стамбуле, где они фактически парафировали предварительное соглашение. Поэтому мы знаем, что если бы не противодействие США и ключевых союзников, война могла бы закончиться на условиях, которые сохранили бы украинскую государственность и ее нынешнее правительство и даже позволили бы ей вступить в ЕС с благословения России, при условии только, что оно отказалось от членства в НАТО. Мы также можем с уверенностью сказать, что, несмотря на все произошедшее с тех пор, Россия была бы готова вернуться к Стамбульским соглашениям, если бы Украина согласилась на переговоры.

Так что же мешает прекращению огня? Двумя наиболее очевидными камнями преткновения являются президентский указ Зеленского от 4 октября 2022 года, запрещающий любые переговоры с президентом России Владимиром Путиным, и непреклонное сопротивление США любому прекращению огня «прямо сейчас».

Тем не менее, сам факт того, что рамки соглашения были достигнуты ранее, предполагает, что самое изнурительное предположение об этой войне - что разногласия сторон непримиримы - не соответствует действительности. Фактически, именно готовность к переговорам, а не условия соглашения, сейчас стоит на пути к миру.

Памятуя об этом прошлом, можно было бы начать содержательные переговоры по тому, о чем могут договориться все стороны, а именно о том, что Украина должна продолжать существовать как независимое государство, имеющее хорошие отношения со всеми своими соседями. Это никто не оспаривает, даже Россия . Поэтому предметом разногласий являются ее границы, внешняя политика и отношение к меньшинствам.

Таким образом, дипломатическое урегулирование должно достичь трех целей. Во-первых, Украине должны быть гарантированы суверенитет, безопасность и потенциал процветания. Во-вторых, Россия должна получить гарантии того, что ее законные интересы безопасности будут уважаться. И в-третьих, русскоязычному населению Донбасса - и украинцам на любых новых российских территориях - должна быть предоставлена ​​правовая защита.

Для достижения этих трех целей в идеале должны быть соблюдены три условия. Во-первых, Соединенные Штаты и НАТО не могут быть чрезмерно вознаграждены за их желание расширить НАТО на Украину в нарушение обещаний, которые они дали о «неделимости безопасности» в Европе в Стамбульской декларации 1999 года и Астанинской декларации 2010 года . Стамбульской декларации : «(8) Каждое государство-участник имеет равное право на безопасность... Они не будут укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств... (9) Безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью Все остальные." Кроме того, как указывает Ричард Саква, это также нарушает собственные принципы НАТО, изложенные на встрече министров иностранных дел НАТО в Копенгагене 6-7 июня 1991 года , «не получать одностороннюю выгоду от меняющейся ситуации в Европе», не «угрожать законным интересам» других государств или «изолировать» их, а не «проводить новые разделительные линии на континенте».

Например, на стамбульских переговорах 2022 года Украина пообещала «не стремиться к членству в НАТО». В обмен Россия, как сообщается, согласилась на альтернативные меры безопасности, которые будут включать « предоставление Украине необходимых ей инструментов » для защиты в соответствии с «израильской моделью», а также двусторонние гарантии безопасности со стороны ряда стран, возможно, включая США, Россию, Великобритании, Франции и Китая.

Во-вторых, Россию нельзя слишком вознаграждать за вторжение в Украину, и ее следует поощрять к переговорам о статусе территорий, которые она присоединила в 2022 году. И, наконец, Украине нельзя причинять вред таким образом, чтобы это подрывало ее будущий потенциал для достижения гармоничного, безопасное и процветающее общество. Частично это потребует пересмотра своего подхода к коренному русскоязычному меньшинству и приведения его в соответствие с нормами современного и либерального общества.

Вопрос территории, очевидно, будет самым трудным для решения. Минские соглашения больше не могут служить образцом. Нынешняя реальность такова, что, как и в случае с Крымом, Россия вряд ли позволит Донбассу вернуться в состав Украины. Однако в отношении недавно присоединенных Херсонской и Запорожской областей эта позиция смягчается тем фактом, что признанные границы там не установлены. В ходе стамбульских переговоров Россия в принципе согласилась отойти на довоенную позицию. Поэтому вполне возможно, что Россия может быть готова вернуть некоторые части Херсонской и Запорожской областей в контексте более широкого всеобъемлющего урегулирования.

Россия также должна предоставить четкие гарантии того, что она не будет захватывать какие-либо дополнительные территории, включая Одессу и Харьков. Гарантии не захватывать Одессу или побережье Черного моря позволили бы Украине избежать превращения в то, что Джон Миршаймер назвал « неблагополучным государством». Потенциал процветания Украины, безусловно, будет увеличен за счет обязательств России оказать помощь в экономическом восстановлении Украины, включая льготные цены на нефть и предоставление технологий для энергетической и атомной энергетической инфраструктуры, если выгоды от таких инвестиций будут разделены с Россией.

Учитывая продемонстрированную Россией готовность атаковать Украину и ракеты большой дальности, поставленные Украине Западом, обеим сторонам было бы разумно создать демилитаризованную буферную зону и начать переговоры о той или иной форме взаимного сокращения стратегических вооружений.

Само собой разумеется, что Россия должна явно и значимо гарантировать суверенитет Украины. Украине необходимо позволить мирно сосуществовать как независимому государству и никогда больше не бояться нападения и поглощения Россией. На своей пресс-конференции на Генеральной Ассамблее ООН 23 сентября 2023 года министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что Россия признала суверенитет Украины на основании ее Декларации независимости 1991 года, которая включала обязательство не вступать в НАТО. «На этих условиях, - продолжил он, - мы поддерживаем территориальную целостность Украины ». Это заявление предполагает, что Россия была бы готова гарантировать суверенитет Украины в обмен на аналогичную гарантию того, что Украина не вступит в НАТО.

От проигрыша к взаимовыгодному: почему дипломатическое урегулирование выгодно всем

Сказать, что окончание войны пойдет на пользу всем, - это банальность. Но это уже не просто выгода для Украины; теперь это важно для его выживания.

Несмотря на то, что Запад в настоящее время покрывает более половины государственных расходов страны и отложил погашение до 2027 года, долг Украины в этом году составляет более 88 процентов ВВП и, как ожидается, вырастет до более чем 100 процентов в 2025 году. Соединенные Штаты потратили на восстановление Афганистана столько же, сколько на план Маршалла. Столько же он потратил и на сегодняшний день в Украине, ничего не восстановив.

Миллионы покинули страну. Население Украины, которое в 1990 году составляло более 50 миллионов человек, сегодня, вероятно, составляет менее 32 миллионов человек . Бывший руководитель администрации президента Кучмы Виктор Медведчук, ныне находящийся в изгнании в России, считает, что за пределами Украины украинцев больше, чем внутри. Чтобы иметь хоть какую-то надежду на процветание в будущем, Украине необходимо, чтобы большая часть этих людей вернулась, а этого можно добиться только в том случае, если условия внутри страны будут мирными и будут способствовать созданию семьи.

Как бы несправедливо ни было то, что Украине приходится договариваться о чем-либо после таких ужасающих потерь, завтра вполне может быть еще хуже. Бен Уоллес, бывший госсекретарь обороны Великобритании, нечаянно раскрыл, что средний возраст солдат на фронте превышает сорок лет . Если представить эту цифру в перспективе, средний возраст американских солдат, погибших во Вьетнаме, составлял чуть более двадцати трех лет, а средний возраст британских военнослужащих во время Второй мировой войны был близок к двадцати пяти годам . И едва ли кто-то удивился, когда заместитель министра обороны Украины Наталья Калмыкова упомянула в телеинтервью, что число уклонистов в настоящее время исчисляется «десятками, сотнями тысяч человек».

Возможно, это одна из причин того, что один из самых верных союзников Украины, президент Польши Анджей Дуда, недавно назвал Украину « тонущим человеком », который может утянуть вниз тех, кто пытается помочь ему. Грубо говоря, более длительная война означает уничтожение Украины. Отказ от переговоров в таких условиях граничит с моральным разложением, особенно когда, как выразился бывший советник президента Зеленского Алексей Арестович, альтернатива заключению сделки «позволила бы нам сохранить 80% нашей территории ».

Конечно, прекращение войны пойдет на пользу России, и многие сочтут это фундаментально несправедливым. Но Россия тоже потеряла много жизней и должна учитывать возможность того, что дальнейшая эскалация войны приведет к большим потерям и принесет больше рисков и опасностей, включая возможность того, что нынешние друзья России на Глобальном Юге также могут устать от потерь. этой войны. За столом переговоров, скорее всего, она принесет то, что она ищет, гораздо быстрее, чем на поле боя.

Наконец, прекращение войны пойдет на пользу страдающим экономикам Европы. Возможно, это также принесет пользу Соединенным Штатам, которые, хотя и получают выгоду от ослабления России, не могут получить никакой выгоды, подталкивая ее все ближе и ближе в объятия Китая. Вместо того, чтобы изолировать Россию и усилить гегемонию США, война усилила экономическую и политическую многополярность и укрепила российско-китайское стратегическое партнерство. Продемонстрировав мастерство своего военного оружия в предотвращении российской экспансии, Соединенные Штаты теперь могут продемонстрировать мастерство своей дипломатии, способствуя прекращению этого мрачного конфликта посредством переговоров.

Даже если перспектива успешных переговоров кажется призрачной, выживание Украины накладывает моральное обязательство на все стороны попытаться это сделать. Пора перестать спрашивать, кто виноват в развязывании войны, и сосредоточиться на том, что нужно сделать, чтобы ее остановить.

Николай Н. Петро - профессор политологии Университета Род-Айленда и автор книги «Трагедия Украины: чему классическая греческая трагедия может научить нас о разрешении конфликтов» (Берлин и Бостон: Де Грюйтер, 2023).

Тед Снайдер - постоянный обозреватель внешней политики и истории США на сайте Antiwar.com и The Libertarian Institute . Он также часто публикует статьи в журналах «Responsible Statecraft» и «The American Conservative» , а также в других изданиях.

National Interest 

P.S.

Авторы статьи обратили внимание на то, что Москва и Киев весной 2022 года уже были близки к заключению мира, который сохранил бы Украину в целости. По их мнению, это доказывает, что стороны способны прийти к соглашению. Заключению мира препятствует исключительно нежелание Запада вести переговоры, считают авторы.

💬«Говоря начистоту, продолжение войны означает полное уничтожение Украины. Отказ от переговоров в этих условиях находится на грани полной аморальности», - отмечают эксперты, ссылаясь на экономические и демографические данные.

Переговоры РФ с Украиной, Стамбульские переговоры, СВО, Байден, США, Минск-2

Previous post Next post
Up