Главная проблема и зло, с которым необходимо бороться в современной власти - это чрезмерная бюрократия и проистекающая отсюда волокита. Нет более опасного для дела и результатов призвания, чем «организационный гений», которыми кишат кабинеты власти. Они любят рисовать чудовищные схемы и создавать под них новые громко звучащие должности, которые, подобно генеалогическому древу, представляют разветвления власти до ее последних элементов.
Каждый элемент имеет свой титул и функции, строго ограниченные объемом и сферой деятельности. Заход на чужую "поляну", даже если чиновники видит возможность улучшить процесс и ускорить достижение целей, приводит к конфликту или к противоположному эффекту - все делают не так как лучше для дела, а противоположным образом, чтобы доказать неправоту инициатора, которого воспринимают агрессором.
Если рядовой чиновник желает обратиться к губернатору, даже с революционной идеей, то его путь идет через замначальника отдела, начальника отдела, замначальника департамента, начальника департамента, замминистра, министра, замгубернатора и всех помощников. Если он и сможет пробиться до губернатора, то пока он передаст ему то, что он хотел сказать, скорее всего, это все уже потеряло актуальность. Проходят недели, пока бумага рядового служащего дойдут до губернатора. Но когда бумага преодолела столько столов и дошла до этого всесильного лица, ее объем увеличился в разы целой горой пометок, критических отзывов, предложений и комментариев, которые вызывают сомнения у большого руководителя в целесообразности внедрения идеи и оно понятно. В итоге редко случается, что дело доходит до утверждения и реализации в принципе или в разумный срок, когда реализация имеет смысл.
И это не просто так происходит, а это технология странствия бумаги из кабинета в кабинет, где каждый старается свалить ответственность на другого, руководствуясь удобным принципом: "одна голова хорошо, а две лучше".
Кстати, в российских чиновничьих аппаратах есть и еще один принцип: бумага должна вылежаться. Это связано с тем, что у нас никто не хочет быть первопроходцем и все ждут, что кто-то реализует, а чиновник заявит: да у нас эта идея давно в работе и мы её раньше придумали и уже почти реализовали. У нас же оценивают по тому, как старался и что в работе, а не по результату. А может создатель бумаги просто забудет про неё и тогда вообще ничего делать не надо, да и рисков никаких.
Если бы во власти было больше делового, а не административного духа, то люди были бы объединены единой целью и им некогда было бы заниматься не своей работой и если идею можно реализовать на одном уровне, то бумага с идеей шла бы именно на этот уровень и на нем принималось бы решение.
Вторая причина почему так происходит - это подмена профессионализма статусом. Я начальник, ты дурак - это принцип управления в администрациях не из-за того, что начальник умнее, хотя, кстати, так и есть, потому что тех, кто умнее, не нанимают, но главное - раздувая статус, морща лоб и говоря многозначительные фразы: "оставьте я посмотрю, пока я занят", начальник создает ту самую бюрократическую модель, в которой четко очерчено - кто начальник, а кто подчиненный и закрепляется роль.
Меньше административного в управлении фирмы и больше делового подхода в администрации - это принцип Генри Форда, который позволил бы изменить многое в каждом регионе и в нашей стране.
Чиновникам надо определить общую цель, выстроить под цель систему работы и штат и как в управлении компанией, начать применять научные принципы управления, в конце концов, распространяемой сегодня в России "Производственной системы Тойота". Но у нас и TPS бессильна и о ней только разговоры, а чиновники продолжают тратить свои, подчиненных, граждан и государства ресурсы впустую, без получения какого-то результата.
@Роман Алехин