Правительство vs Центробанк. Чья возьмёт?

Feb 10, 2023 14:09





Система управления финансово-экономическими процессами в России устроена таким образом, что федеральное правительство не обладает достаточными финансовыми ресурсами для обеспечения всех потребностей русской экономики. Федеральный бюджет консолидирует всего лишь несколько десятков триллионов рублей, бОльшая часть которых идёт не на поддержку экономики, а по социальным и оборонным статьям.



При этом, как показывает опыт прошедших трёх лет работы правительства Мишустина, кабмин может весьма эффективно распоряжаться даже ограниченным количеством ресурсов. Они концентрируются в мощный кулак и идут на поддержку ключевых отраслей экономики.

На днях в прессе появилась информация, что правительство якобы давит на ЦБ с целью смягчения денежно-кредитной политики. В частности, хочет, чтобы регулятор пересмотрел свой прогноз на 2023 год в позитивную сторону, а также дал сигнал рынку о смягчении ДКП. Позже пресс-секретарь Мишустина Борис Беляков опроверг данную информацию.

Не знаю, как всё было на самом деле, однако чисто логически, учитывая складывающиеся обстоятельства, экономика остро нуждается в смягчении денежно-кредитной политики ЦБ. Нынешняя ставка в 7,5% была актуальна примерно на середину лета. Но, как только инфляция стала резко замедляться и, даже, на протяжении долгого периода фиксировалась недельная дефляция, для дальнейшего снижения ставки не осталось никаких препятствий.

Даже если смотреть на показатель инфляции (что к ключевой ставке имеет косвенное отношение, несмотря на россказни либералов), то с начала года цены прибавили всего лишь 1%. То есть, темпы обычные.

Тема снижения ключевой ставки является традиционным вопросом, который постоянно задается Центробанку. Тем не менее, сейчас он приобрел особую актуальность.

Ведь что сейчас происходит? Экономика, по определению представителей финансово-экономического блока, переживает "структурную трансформацию". Хорошо, я тоже буду использовать этот термин, хоть он мне не особо и нравится. Он означает, что производственные цепочки полностью перестраиваются. В значительной части отраслей стартует собственное производство, пусть и, нередко, из китайских комплектующих.

Логично, что для запуска предприятий нужны инвестиции. Правительство, конечно, может субсидировать кредиты для отдельных отраслей. Однако чем выше ставка - тем больше нужно субсидий. А с бюджетом мы знаем, какие случились проблемы в январе. Рекордный дефицит в 1,76 трлн рублей.

Следовательно, единственный выход для продолжения инвестиционного цикла, который запустил Мишустин в 2022 году, это снижение ключевой ставки.

Инфляция в нашей текущей ситуации невозможна по той причине, что компании в виду валютных ограничений не могут конвертировать рубли в валюту и выводить её за рубеж. Подобное позволено делать только экспортерам, да и то по иной схеме (зачисление экспортной выручки на счета в зарубежных банках). Разгон импорта (и, как следствие, разгон цен) в виду внешних ограничений также невозможен.

Получается, что кредиты реальному сектору, поддержанные правительственными программами, пойдут по большей части исключительно на инвестиции в реальный сектор экономики. Инвестиции - это рост выпуска товаров и услуг. Рынок насыщается предложением, что, в свою очередь, является дезинфляционным фактором. В нашем случае работает обратная либеральной формула - сохранение ключевой ставки на высоком уровне или её повышение ведет к инфляции, поскольку осуществляется невозможность насыщения рынка товарами и услугами в силу ограничения импорта.

Завтра состоится заседание Совета директоров Банка России. С высокой долей вероятности ставка останется на предыдущем уровне - 7,5%. И это будет серьезный удар по правительству, которое, в силу прекратившегося потока нефтегазовых сверхдоходов, исчерпало возможности масштабной поддержки экономики, которая имела место в 2022 году. Теперь все зависит от ЦБ.  @К.Двинский

доходы населения, Михаил Мишустин, инвестиции, Центробанк РФ

Previous post Next post
Up