Авторский доклад Сергея Батчикова Изборскому клубу.
Предателей презирают даже те,
кому они сослужили службу.
Публий Корнелий Тацит
Пандемия и усугубленный ею экономический кризис, затянувшийся режим самоизоляции побуждают к поиску ответов на главные вопросы нашего бытия - о национальных интересах, о месте России в сегодняшнем мире, о справедливости и, конечно, о нашем будущем. Чтобы конструировать свое будущее, а не барахтаться безвольно в водовороте событий, необходимо оттолкнуться «от достигнутого», обратившись к недавней истории.
Ельцинское лихолетье
В восьмидесятые годы яковлевско-горбачевская пропаганда предлагала народам бывшего СССР возвращение к ленинским истокам (под этим соусом шло разоблачение «сталинских злодеяний», включая индустриализацию и коллективизацию), предлагала строительство «социализма с человеческим лицом», с отдельными элементами частной собственности. Под разговоры об «истоках» и демократизации на самом деле шла реализация тщательно продуманного плана по сносу социализма, о чем А. Яковлев позднее рассказывал не без гордости. Если бы истинные цели предателей не были тщательно упакованы в красивые обертки общечеловеческих ценностей, то «архитекторы» развала страны не усидели бы на своих местах и дня. Но у них были грамотные советники. Когда под прикрытием горбачевской демагогии и бесконечной лжи начались кровавые события в Вильнюсе, Тбилиси и Нагорном Карабахе, стало понятно, что ситуация «дозрела» до стадии «сноса» и тогда на смену «архитекторам» перестройки выдвинулись молодые и энергичные «прорабы». В отличие от Горбачева, которого в какой-то мере использовали втемную, все эти бурбулисы, гайдары, чубайсы, кохи, нечаевы и Ко, возомнившие себя носителями высших неолиберальных знаний и ценностей, отлично понимали, что творят и сознательно шли на предательство национальных интересов. Эта команда экономических убийц относилась к народу как к недостойной, косной, варварской массе, которая тормозит движение страны к прогрессу и процветанию. Обещая наполнить пустые прилавки, сохранив все социальные гарантии, и построить капитализм по образцу стран Запада, неолиберальные «мессии» отлично понимали, что никакого американского или европейского капитализма в России не будет, и что страна попадет в ловушку периферийного капитализма, со всеми вытекающими из этого статуса последствиями. Это был глубоко осознанный циничный обман, замешанный исключительно на собственных шкурных интересах. Ни о каком развитии страны речи не шло и не могло идти.
Получившие в советских вузах бесплатное фундаментальное образование, младореформаторы должны были быть хорошо знакомы с трудами латиноамериканских экономистов Р. Пребиша, Т. Д. Сантоса, С. Фуртаду и немецкого социолога А. Г. Франка, разработавших концепции зависимого развития и периферийного капитализма. В их работах убедительно показано, что экономически развитые страны центра динамично развиваются за счет периферии, что периферийный капитализм - это отнюдь не переходный этап к западному капитализму, а тупиковая ветвь развития. На основе концепции зависимого развития И. Валлерстайн разработал концепцию миров-систем, в соответствии с которой Центр (Запад), аккумулируя капиталы со всего мира, всеми способами эксплуатирует периферию, при этом зависимым странам навязывается политический и социально-экономический регресс.
О тупиковости зависимого капитализма предупреждали и российские ученые из Института Латинской Америки РАН, хорошо знакомые с опытом проведения неолиберальных реформ в Чили, Мексике, Бразилии и Аргентине. В своих работах они указывали, что периферийный капитализм не позволяет переступить порог зависимости, что функции принятия решений и выполнения исследовательских задач всегда остаются в центре, а периферии отводятся исполнительские функции, в ходе реализации которых происходит лишь подтягивание отсталой экономики до уровня требований системы неоколониальной эксплуатации. При этом, периферия всегда страдает от таких последствий, как истощение ресурсов, загрязнение, декапитализация, отсутствие единства внутренней экономики, фрагментарность научных исследований, утечка квалифицированных кадров и т. д. И вот, такую «привлекательную» модель в лучшем случае «мексиканизации», а в худшем «доктрины шока» по образцу режима Пиночета в Чили, младореформаторы, видевшие себя любимых фигурами цивилизованного Центра, обманом навязали России. Лживая демагогия «архитекторов», в сочетании с нагнетанием хаоса, дефицита, экономических трудностей, позволила парализовать волю уставшего от пустых горбачевских речей населения.
В лихие девяностые провозглашенная свобода и отсутствие контроля над обществом со стороны государства породили полный хаос и беспредел. Были разрушена промышленность, прикладная наука, системы жизнеобеспечения, весь жизненный уклад миллионов российских семей. Россия превратилась в хищнически эксплуатируемую территорию, население лишилось сбережений, а прорабы перестройки с удовлетворением пересчитали многомиллионные барыши в собственных карманах. Население России сокращалось на 600-800 тыс. в год. Тогдашний кризис не имеет аналогов в истории по своей глубине и продолжительности. Емкую оценку действиям «реформаторов» дал итальянский журналист Дж. Кьеза: «Будущим историкам нелегко будет разобраться в том массовом предательстве национальных интересов со стороны правящих классов после того, как они утвердились у власти путем развала СССР. В истории нет ни одного подобного случая самоликвидации страны и культуры. Есть примеры поражения государства в результате войны. Или в результате поглощения со стороны более сильных, организованных и развитых культур. Но никогда не было так, чтоб мировая держава, в каком-то смысле империя, имевшая величайшую культуру и науку мирового уровня в числе двух-трех первых держав мира, сдалась без боя и дошла за несколько лет до беспрецедентного самоуничтожения. Никогда не было такого побежденного, который возносил бы (причем искренно) хвалу победителю. Как такое могло случиться? Прежде всего, виноваты ликвидаторы, из которых состоит сегодняшний российский правящий класс».
Ельцинская вакханалия под мелодии МВФ в ходе азиатского кризиса 1998 г. привела к масштабному кризису российской финансовой системы, закончившемуся августовским дефолтом. Из провала дефолта страну сумело вывести правительство профессионалов-государственников Примакова-Маслюкова-Геращенко, единственное в новейшей истории России, руководствовавшееся национальными интересами. Правительство, совершившее настоящее экономическое чудо, пользовавшееся поддержкой всех депутатов Государственной Думы и действовавшее вопреки рекомендациям МВФ, представляло серьезную угрозу интересам глобального центра и потому, всего через восемь месяцев в мае 1999 г., по рекомендации западных советников, было отправлено Ельциным в отставку. Ненависть российского народа к Ельцину и «реформаторам» была накануне двухтысячных настолько всеобъемлющей и взрывоопасной, что для сохранения власти компрадорской олигархии необходимо было срочно решить вопрос о преемнике. Нужен был человек, являющийся по внешним признакам полной противоположностью Ельцину, но который бы смог гарантировать сохранение всех итогов лихих девяностых. И выбор пал на В. Путина, который в августе 1999 г. был назначен Ельциным на должность премьера, а с 31 декабря 1999 г. стал исполняющим обязанности президента России.
Страницы: 1
2 3 4 5