Либеральная мина перед консервативным Конгрессом

Jan 21, 2015 18:38

Или быть Бараком Обамой - 3


Оригинал на http://izvestia.ru/news/582053 .

В начале каждого года президент США обращается к конгрессу с речью о состоянии дел в стране (в Союзе, как записано в Конституции). Это одно из главных политических событий в Америке.

Во вторник в 21.00 по восточному времени (5 утра в среду по Москве) 44-й президент США Барак Обама обратился к конгрессу в шестой и предпоследний раз (в 2009 году он только вступил в должность и поэтому «отчитываться» ему пока было не за что). По сути дела, это было его последнее программное выступление, последний шанс хотя бы риторически застолбить свое политическое наследие и защитить свою программу действий. Следующее послание на 90% будет игрой на кандидата от Демократической партии на президентских выборах 2016 года.

К моменту президентского обращения атмосферу в Белом доме определяли как хорошие, так и плохие новости. На действующую администрацию играли прежде всего экономические показатели ― в 2014 году был зафиксирован по меньшей мере 5-процентный рост экономики, впервые с 2008 года заметно (почти на 6%) сократилась безработица, значительно упали цены на бензин, а следом и на электроэнергию.

Результаты не заставили себя ждать. Согласно совместному опросу ABC и The Washington Post, сегодня работу Обамы оценивают положительно (или в целом положительно) 50% граждан, что на 9% больше, чем осенью. В этих результатах усомнились как консерваторы, так и самое известное рейтинговое агентство Gallup, но факт остается фактом ― это Рождество американцы встретили с куда лучшим настроением, чем предыдущее.

Однако и негатива накопилось немало. Совсем недавно, в ноябре 2014 года, на так называемых промежуточных выборах в конгресс и местные органы власти партия президента потерпела одно из самых сокрушительных поражений с 1920-х годов. В половине штатов и губернаторские посты, и, как бы у нас сказали, местные заксобрания контролируются республиканцами, при этом 31 штатом из 50 (включая такие демократические крепости, как Массачусетс и Мэриленд) сегодня управляет губернатор-республиканец.

В обеих палатах конгресса большинство сегодня также за оппонентами действующей администрации. А демократы разделились на тех, кто в ходе выборов-2014 отстраивался от курса президента, дабы примкнуть при случае к линии Хиллари Клинтон, и на тех, кто придерживался леволиберального курса, который всё в большей мере олицетворяет собой сенатор Элизабет Уоррен.

Всё это было очень хорошо видно сегодня. Когда Обама говорил о ветеранах и борьбе с терроризмом, его поддерживал весь зал. Когда же он выдвигал спорные тезисы, слишком мало присутствующих приветствовали его слова бурными овациями стоя и слишком много людей в зале оставались сидеть, даже не удосужившись разок хлопнуть в ладоши.

При этом небольшая, но очень дисциплинированная группа конгрессменов внимательно следила за реакцией сенатора Уоррен, и когда она вставала и аплодировала Обаме, ее группа поддержки вскакивала и рукоплескала вслед за ней. И новоиспеченный лидер левых либералов не преминула показать свое влияние ― на некоторые высказывания президента она реагировала с запозданием, и только тогда вставала вместе с ней добрая половина демократов.

Во отличие от 2014 года Обама выступал не перед расколотым конгрессом, он выступал перед довольно монолитным и враждебным законодательным органом. Телекамеры раз за разом выхватывали лица республиканцев, раздосадованно, а иной раз и раздраженно мотающих головой. Пару раз микрофоны улавливали реплики с мест: «нет», «неправда», «откуда эти цифры» и т.д.

Международные дела также преподнесли Бараку Обаме пару неприятных сюрпризов прямо накануне мероприятия. Очередной раунд переговоров с Ираном завершился безрезультатно, а шиитские повстанцы в Йемене (с очевидными связями с «Аль-Каидой») взяли штурмом столицу страны, Сану. И это была серьезная проблема для Обамы, поскольку в предыдущем послании президент приводил именно пример Йемена для иллюстрации достижений в борьбе с исламским экстремизмом и терроризмом, а также говорил об успехах американской дипломатии.

Как же со всеми этими плюсами и минусами сработал Обама? Очень просто. Он игнорировал плохие новости и говорил о хороших. Ни слова о заставляющих задуматься результатах выборов в конгресс. Ни слова о Йемене и базе Гуантанамо, которую президент обещал закрыть 6 лет назад. И ни слова о продолжающей безнадежно буксовать реформе здравоохранения.

Зато Обама с помпой представил освобожденного из кубинской тюрьмы Алана Гросса, а также капитана Скота Келли, который вскоре отправится на годовую космическую вахту в рамках подготовки к полету на Марс.

Да что там Марс! Было объявлено, что войны и рецессия позади, Америка «перелистнула страницу», «тени прошлого рассеялись» и самое время заняться во внутренней политике претворением в жизнь той повестки, которую Обама огласил еще в 2008 году.

Однако теперь эта повестка получила новое, как бы у нас сказали, креативное название ― «экономика среднего класса». Название, впрочем, мало отражает ее содержание. По сути, это попытка укоренить в Соединенных Штатах хоть какие-то основы социального государства, которое за всю историю США так и не прижилось и которое трещит по швам в Европе. Обама призвал ввести новые налоги, повысить размер минимальной оплаты труда, обязать все компании оплачивать декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, увеличить выплаты по больничным и даже ввести бесплатное начальное высшее образование (в так называемых community colleges).

Относиться к инициативам президента можно по-разному. Факт в том, что нет ни единого шанса претворить их жизнь ― республиканский конгресс не примет нужных Обаме законов и не пропустит бюджет, содержащий соответствующие затраты. Так что смелость заявленной программы компенсируется ее очевидной нереализуемостью.

Внешней политике 44-й президент - по сравнению с прошлым годом - уделил весьма немного времени. По Ирану ― попросил не вводить пока новых санкций, успехами кубинской разрядки похвастался и убеждал не мешать, про Ирак и Сирию заявил, что «американское лидерство, включая применение вооруженных сил, останавливает наступление ИГИЛ» ― как хотите, так и понимайте.

России же было посвящено всего несколько предложений, судя по всему, отражающих глубокие личные переживания президента.

«В прошлом году, ― вспоминал он, ― когда мы трудились в поте лица над санкциями, которые можно было бы ввести вместе с нашими союзниками, некоторые говорили, что агрессия мистера Путина была блестящим примером стратегии и силы. Да, да, некоторые так и говорили!.. Что ж, сегодня Америка сильна. Сегодня она едина со своими союзниками, а Россия изолирована, а ее экономика вся в лохмотьях».

Оставим эти слова на совести Обамы. В конце концов, с нашей экономикой нам разбираться самим.

Однако сказанное, на мой взгляд, очень точно характеризует его самого ― эмоционального и обидчивого выпускника Гарварда, которому уязвленное самолюбие подчас не дает взглянуть на вещи прагматически. Его президентство фактически подошло к концу.

Через 2 года в Белом доме будет новый человек, а до этого времени Обама будет по рукам и ногам связан конгрессом, который он в очередной раз умудрился сильно разозлить, произнеся слово «вето», по моим подсчетам, не меньше пяти раз.

Путин, выборы-2014, мнение, Америка, Известия, Обама, выборы в США, США, sotu-2015, выборы-2016, Россия

Previous post Next post
Up