Untitled Document
Царицыно запечатлено на акварелях О.И. Бове, В.Ф. Аммона и старых литографиях, в конце XIX века усадьба вдохновляла А.Н. Голицына (его акварель на титульной картинке). Царицынский дворец был своеобразным долгостроем для своего века. С 1775 по 1785 году архитектором был В.И. Баженов, а затем по указу Екатерины II М.Ф. Казаков предоставил на суд императрицы новые чертежи...
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 1. Знакомство с усадьбой.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 2. Церковь Пресвятой Богородицы, большой мост.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 3. Главный дворец, парк, павильон "Миловида" и Башня-руина.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 4. Нерастанкино, арка на острове и беседка "Храм Цереры".
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 5.1. Акварели, литографии и проекты Баженова и Казакова.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 5.2. Старые карты.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 5.3. Старые фотографии.
Старые акварели и литографии
Первая треть XIX века.
Вид с западной стороны села Царицыно от Москвы в 12 верстах. Акварель О.И. Бове. РГАДА.
Панорамный вид Царицына привлекает зрителя контрастами, разнообразием размеров, форм и конфигураций сооружений. В далевом восприятии они выстраиваются цепочкой и раскрываются эффектными группами. Слева перспективу открывает монументальный Моста через овраг. На всхолмии зрительно выделяется из всего дворцового ансамбля Третий Кавалерский корпус. Далее за деревьями проглядывают верха церкви. В значительном удалении едва виден Хлебный дом. Зато четко прописан Фигурный мост, к которому подымается широкая дорога. Справа доминирует Большой дворец со своими огромными шатровыми башнями.
1801-1850 гг.
Царицыно, Большой дворец. Вид в первой половине XIX века.
1835 год.
В. Ф. Аммон. Вид усадьбы Царицыно. Х., м. ГНИМА.
1851 - 1900 годы. Литография.
1870-е. годы.
Общий вид Царицына в 17 верстах от Москвы. Литография. Печ. В лит. А. Руднева на Никольской ул. В Москве. ГИМ
1893 год.
А. Н. Голицын. Общий вид села Царицына со стороны прудов.Б., кар., акв. ГИМ
1893 годы.
А. Н. Голицын. Вид на Большой дворец, Галерею-ограду с воротами и Кухонный корпус со стороны парка (с пилонами ограды начала XIX в.).Б., кар., акв. ГИМ
1893 год.
А. Н. Голицын. Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник»).Б., кар., акв. ГИМ
1893 год.
А. Н. Голицын. Фигурные («Виноградные») ворота. Б., кар., акв. ГИМ
1893 год.
А. Н. Голицын. Павильон «Нерастанкино».Б., кар., акв. ГИМ
1893 год.
А. Н. Голицын. Гуляющие в парке у Среднего дворца («Оперного дома»).Б., кар., акв. ГИМ.
1895 год.
А. Н. Голицын. Большой мост через овраг.Б., кар., акв. ГИМ
1896 год.
Большой дворец в селе Царицыне. Акварель А.Н. Голицына. ГИМ
1896 год.
А. Н. Голицын. Вид на Большой дворец и Галерею-ограду с воротами (со стороны двора). Б., кар., акв. ГИМ
Проект В.И. Баженова 1776-1785 годы
1776 г.
Панорама села Царицына («Генеральный фасад»). ГНИМА.
«Панорама села Царицына» - шедевр графического мастерства В.И. Баженова. Она представляет собой проектный чертеж и видовую перспективу ансамбля со стороны прудов.На панораме изображены все спроектированные архитектором строения ансамбля. Неосуществленными остались только Конюшенный корпус и Башня с часами.Поражают огромные размеры листа (62,5 х 315 см.) и виртуозная техника исполнения. «Панорама» подписная, на ней имеется автограф мастера: «Архитектор Василий Баженов Декабря дня 1776 года Село Царицыно» (нажмите на картинку, чтобы увеличить).
1776 г.
Генеральный план села Царицына. РГВИА
Первые чертежи царицынского ансамбля 1775 года до нас не дошли. В.И. Баженов предлагал сделать модель царицынских строений, однако Екатерина II, вначале с этим согласившись, на вопрос о модели в записке 3 декабря 1775 года ответила: «Нет в оном нужды». Из этой записки видно, что проект Царицына в конце 1775 года был уже утвержден.«Генеральный план села Царицына» и панорама Царицына, датированная 1776 годом, были выполнены В.И. Баженовым в одно время, что явствует из надписи на генеральном плане: «на оном не обозначено только конюшен и другова моста к оным, однако оное видно на генеральном фасаде», то есть на панораме, как ее именовал архитектор.На плане обозначены все утвержденные императрицей к постройке здания, за исключением Башни с часами, Конюшенного корпуса в Заовражной части и Большого моста через овраг. Эти сооружения видны на панораме Царицына.На плане показаны вначале предполагаемые дворцы Екатерины II и ее сына, наследника престола Павла Петровича. Между ними изображена отдельно стоящая оранжерея, впоследствии замененная корпусом для великих князей Александра и Константина.На плане отсутствует ограда с воротами, сооруженная позднее между зданием Кухонь и дворцом наследника.
1776 г.
План Малого («Полуциркульного») дворца Екатерины II. Б., кар., штриховка. ГЭ.
1776 г.
План первого этажа Среднего дворца («Оперного дома»). Б., кар., штриховка. ГЭ.
1776 г.
План Камер-юнфарского корпуса. Б., кар., штриховка. ГЭ.
1776-1778 годы.
План Третьего Кавалерского корпуса. Б., кар., тушь, акв. НИМ РАХ.
1776-1778 г.
План Фигурных ворот. Б., тушь. НИМ РАХ.
1776-1778 гг.
Фасад и план Шестиугольного павильона.Б., тушьa, акв. НИМ РАХ Павильон не сохранился. Был разобран за ветхостью в начале XIX века
1776-1778 гг.
Фасад и план Крестообразного павильона. Б., тушь, акв. НИМ РАХ Павильон не сохранился. Был разобран за ветхостью в начале XIX века
1776-1778 гг.
Фасад Фигурных ворот. Б., тушь, отмывка. НИМ РАХ.
1776-1778 гг.
Фасад Малого («Полуциркульного») дворца Екатерины II. Б., тушь, акв. НИМ РАХ.
1776-1778 гг.
Фасад Камер-юнфарского корпуса. Б., тушь, акв. НИМ РАХ Корпус, построенный в 1776-1778, был разобран в 1795 году.
Начало 1780 годов.
План первого и второго этажей Кухонного корпуса. Б., тушь, чернила. РГИА.
1781 год.
Генеральный план Царицынского архитектурного ансамбля. РГИА
План выполнен В.И. Баженовым в карандаше. Карандашный «прожект» 1781-го года интересен тем, что фиксирует изменения, произошедшие в Генеральном плане Царицына (см. выше) за пять лет строительства. Между предусмотренными ранее дворцами Екатерины II и Павла Петровича добавлен новый корпус, предназначенный для малолетних великих князей Александра и Константина. Показана отсутствовавшая на плане 1776 года Галерея-ограда с воротами между Хлебным домом (Кухонным корпусом) и дворцом. Изменено положение ближайшего к кухонному зданию так называемого Первого кавалерского корпуса: теперь он развернут углом к оврагу.
Начало XIX века.
Фасад и план Большого моста через овраг. Первая половина XIX в. Б., тушь, акв. ГНИМА
Проект М.Ф. Казакова 1785-1796 годы
1785 год.
Фасад Большого дворца. Первый вариант. Чертеж М.Ф. Казакова. ГНИМА
В течение десяти лет на месте разрушенного баженовского дворца М.Ф. Казаков возводил новое дворцовое здание, массивное и весьма представительное. По своим масштабам оно вполне сопоставимого с императорскими резиденциями в пригородах Санкт-Петербурга, за исключением своих «готических» форм. Внушительное трехэтажное сооружение с башнями, высокими кровлями и бельведером должно было безраздельно господствовать над всем царицынским ансамблем. Первоначальный баженовский гармоничный образ Царицына был изжит. Решающее значение приобрела парадная репрезентация царских апартаментов. Скорее всего, архитектурное решение нового проекта не зависело от личных художественных вкусов М.Ф. Казакова, но государыня Екатерина II пожелала увидеть таковой свою подмосковную резиденцию.
1795 год.
Генеральный план центральной части усадьбы Царицыно.
План помещен в Седьмой альбом казенных строений М.Ф. Казакова, что говорит о высокой степени достоверности графического источника. План усадьбы фиксирует перестройки, сделанные М.Ф. Казаковым в царицынском ансамбле. На месте сломанного баженовского Большого дворца зафиксирован новый дворец, но не осуществленный, а первоначальный вариант планировки третьего этажа с галереей, соединенной по проекту с аванзалами боковых корпусов. Перед дворцом по казаковскому проекту разбит курдонер - обширный парадный двор, традиционный для дворцово-парковых построек второй половины XVIII в. и тем более подобающий императорской резиденции. К портику дворцового фасада должен был вести пандус, а в центре курдонера предполагалось поставить обелиск. Он обозначен квадратом посередине клумбы. Все эти элементы, типичные для регулярной планировочной системы классицизма, отличались от «вольной» композиции царицынского ансамбля В.И. Баженова. Ради нового величественного замысла были разобраны баженовский Большой Кавалерский и Камер-Юнфарский корпуса (1776-1778 гг.), которые на публикуемом плане 1795-го года отсутствуют. За Фигурным мостом на всхолмье показаны Шестиугольный и Крестообразные павильоны, возведенные В.И. Баженовым в 1776-1778 гг. Они не сохранились: за небрежением строения быстро пришли в «ветхое состояние» и были снесены в уже начале XIX в. На плане обозначен и Дом управляющего делами усадьбы: за Галереей-оградой с воротами во внутреннем дворике между Кухонным корпусом и Большим дворцом. В.И. Баженов поставил небольшую постройку в 1783-1784 гг. Она была разобрана из-за «крайней ветхости» в 1803 г.
Конец XVIII - начало XIX в. ГНИМА
Фасад Большого дворца. Второй вариант. Фиксационный чертеж.
План незавершенного дворца во многом схож с баженовским первоначальным вариантом: планировочную основу составили два массивных корпуса, соединенных между собой узкой галереей. Размеры дворца несколько больше, чем возведенного В.И. Баженовым. В плане казаковское сооружение составляло 68 саженей в длину и 20 саженей в ширину (сажень - 213 см.). Углы корпусов были отмечены мощными гранеными башнями.
Начало XIX века.
План нижнего этажа Большого дворца. Фиксационный чертеж.
План незавершенного дворца во многом схож с баженовским первоначальным вариантом: планировочную основу составили два массивных корпуса, соединенных между собой узкой галереей. Размеры дворца несколько больше, чем возведенного В.И. Баженовым. В плане казаковское сооружение составляло 68 саженей в длину и 20 саженей в ширину (сажень - 213 см.). Углы корпусов были отмечены мощными гранеными башнями.
Ссылки
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12792&pg=226
http://www.retromap.ru/links/album1.html
http://www.tsaritsyno-museum.ru/ru/history/history/dachnoe/
http://www.tsaritsyno.net
Спасибо, есть что добавить?