Усадьба ЦАРИЦЫНО, г. Москва (часть 3)

Nov 21, 2013 17:20

Untitled Document
Из всех дворцовых построек Царицына единственной обитаемой на протяжении всего XIX века оставался сдававшийся в аренду под гостиницу и трактир Третий Кавалерский корпус. Царские особы не посещали Царицыно. Исключение составило посещение Царицына императором Александра II в сопровождении чинов двора и иностранных дипломатов во время коронационных торжеств в 1856 году. В окрестностях Царицына состоялась придворная охота, после которой её участники имели «фрыштык» (завтрак) в Валуевском доме. В конце XIX века на дворцовой земле вокруг Царицынского ансамбля возникли дачные посёлки - Воздушный сад, Поповка, а в начале XX в. сформировалось и Царицыно-Петровское. Среди знаменитых дачников можно отметить выдающегося историка И. Е. Забелина, писателей Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, А. Белого, изобретателя Д. П. Езучевского. Среди самых известных гостей, побывавших в Царицыне, - Л. Н. Толстой, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов...


6 ноября 2013 г.

Усадьба
ЦАРИЦЫНО

Часть 3.
Главный дворец, парк, павильон "Миловида" и Башня-руина.

Годуновы, Стрешневы, Голицыны,
Кантемиры, Романовы

М О С К В А

Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 1. Знакомство с усадьбой.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 2. Церковь Пресвятой Богородицы, большой мост.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 3. Главный дворец, парк, павильон "Миловида" и Башня-руина.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 4. Нерастанкино, арка на острове и беседка "Храм Цереры".
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 5. Старые фотографии, чертежи и карты.


В сентябре 1785 года глава Экспедиции Кремлёвского строения М. М. Измайлов известил архитекторов В. И. Баженова (1738-1799) и М. Ф. Казакова (1738-1812) о повелении императрицы «сделать планы о переправке» строений в Царицыне. Первым свой проект возил в Санкт-Петербург в декабре 1785 года Баженов. В январе следующего года Измайлов лично привёз на суд императрицы чертежи М. Ф. Казакова, и предпочтение было отдано этому проекту.

29 января Баженов был уволен от должности на один год, а 6 февраля появился указ императрицы «О разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве по том по вновь сочиненному архитектором Казаковым плану». Случай редчайший в истории архитектуры: «до основания» уничтожалось отстроенное и уже покрытое кровлей дворцовое здание! Разборка баженовского «главного корпуса дворца» была завершена к середине лета 1786 года. В первые годы работа шла быстро и хорошо финансировалась. К осени 1787 года были окончены цоколь, первый этаж и выведен под окна второй этаж дворца, а в 1788 году второй этаж был уже «сделан под карниз». Был покрыт железной крышей и неоконченный Баженовым Кухонный корпус. Но уже к 1790 году финансирование прекратилось. Возможной причиной были финансовые проблемы государства в связи с начавшейся осенью 1787 года второй русско-турецкой войной. Строительство возобновилось спустя три года. Этому предшествовало повеление императрицы «Главный корпус... каменным строением более не возвышать». Дворец должен был спешно достраиваться по сокращенному варианту: высота его уменьшалась на этаж, отделка фасадов, парапетов и башен была значительно упрощена. В этом легко убедиться, сравнивая первоначальный проект Казакова и осуществленный вариант.

В 1794 г. главный корпус дворца был вчерне завершён. Начались приготовления к созданию парадного двора, для чего по повелению императрицы в 1794-1795 гг. разобрали находившиеся перед главным фасадом Большой Кавалерский и Камер-юнгфарский корпуса. В 1796 г. началась внутренняя отделка дворца. В семнадцати комнатах первого и второго этажей делались «плотничною работою под полы накаты и наборным потолки». На этом этапе отделочные работы и прервались. В ноябре 1796 г. Екатерина II скончалась. Новый император Павел I посетил Царицыно весной 1797 года, а 8 июня высочайшим указом было определено «в селе Царицыне никаких строений не производить». Дворец так и не был отделан и уже через несколько лет воспринимался современниками как «мрачная развалина» или «руина».



2. К середине XIX века обвалились железные крыши и межэтажные перекрытия. Большой дворец превратился в исполинскую развалину.  


3. Справа в лесах стоит Средний дворец (Оперный дом).  


4. Царицынский ансамбль Баженова называют «театром архитектуры».  


5. Аллея в сторону фигурного моста.  


6. Аллею за Средним дворцом (Оперным домом) завершают Фигурные ворота. Они построены В.И. Баженовым в 1777- 1778 годах и отмечают условную границу между дворцовой и парковой частями царицынского ансамбля.  
В XIX веке дворцовые и парковые здания постепенно ветшали и разрушались. Приходило в упадок и оранжерейное хозяйство. Из всех дворцовых построек Царицына единственной обитаемой на протяжении всего XIX века оставался сдававшийся в аренду под различные заведения (гостиница, трактир) Третий Кавалерский корпус. Изредка появлялись временные обитатели в пустовавшем Валуевском доме, именовавшемся «летним домом для приезда членов Императорской фамилии». В 1849 году император Николай I одобрил предложение об устройстве в Царицыне «образцовой» лечебницы для крестьян и богадельни для вдов придворнослужителей. Для этого к 1852 году была отделана часть Кухонного корпуса, однако лечебница в нем существовала лишь до марта 1859 года, а богадельня так и не была открыта.

Хотя в первой половине XIX в. Царицыно продолжало оставаться в ведомстве органов дворцового управления, сами особы царствующего дома в нем уже не бывали. Исключение составило посещение Царицына императором Александра II в сопровождении чинов двора и иностранных дипломатов во время коронационных торжеств в 1856 году: в окрестностях Царицына состоялась придворная охота, после которой её участники имели «фрыштык» (завтрак) в Валуевском доме.

В 1858 году была проведена ревизия управления московскими «государевыми» имениями, которая выявила многочисленные недостатки по управлению дворцовыми крестьянами. По результатам ревизии крестьяне Царицынской волости (1858) и архитектурно-парковый ансамбль в Царицыно (1860) был передан из ведомства Московской дворцовой конторы под управление Департамента уделов (с 1893 - Главное управление уделов), главной целью которого было извлечение максимальной прибыли от собственности императорской фамилии.  


7. К началу XXI века от Большого дворца остались лишь основные стены.  


8. В 2005-2007 годах была осуществлена полномасштабная реконструкция Большого дворца.  


9. В конце XVIII железные кровли дворца были выкрашены черной краской и придавали ему мрачноватый вид. Теперь они получили более приятный для глаз салатно-зеленый цвет.  


10. Название сооружения связано с его затейливыми формами и декором. С давних времен Фигурные ворота называют еще «Виноградными» из-за изысканного белокаменного узора внутри стрельчатой арки, слегка похожего по очертаниям на виноградную гроздь.  
Это во многом изменило статус Царицына: его земля должна была приносить казне доход. Управляющий Московской удельной конторой И. И. Маслов предложил отдать в аренду под дачи строения и участки царицынской земли и превратить Царицыно в благоустроенную дачную местность. Это стало возможным после открытия движения на Московско-Серпуховском участке Южной (впоследствии Московско-Курской) железной дороги (1866). Станция Царицыно (с 1904 Царицыно-Дачное) была первой остановкой поезда после Москвы, поезда ходили быстро (в начале XX в. - 18 минут от Курского вокзала до Царицына), в графике движения постоянно увеличивалось число «дачных» поездов, часть которых имела конечной остановкой Царицыно.

Уже в конце 1866 года «в содержание для гостиницы» был отдан Валуевский дом (с 1883 он арендовался саксонским подданным Б. Диппманом, по фамилии которого участок вокруг дома на берегу залива Царицынского пруда получил название сада Диппмана). В Царицыне появились аптека, купальни и спасательная станция на прудах, продовольственные лавки и чайная торговля в парке. Настоящий перелом в дачном освоении Царицына произошел на рубеже 1860-1870-х годов, когда по правую сторону от железнодорожной станции был разбит дачный поселок Новое Царицыно. К 1873 году все его участки были отданы в долгосрочную аренду. В аренду были также отданы Первый и Третий Кавалерские корпуса с прилегающими участками земли (1871). Дачи в непосредственной близости от архитектурного ансамбля получили название Старого Царицына. К началу 1890-х гг. Царицыно превратилось в одну из наиболее популярных и престижных подмосковных дачных местностей.

В 1883-1885 годах приобрела современный вид церковь во имя иконы Божией Матери Живоносный источник: на средства местных крестьян и капитал, завещанный одним из дачников, доктором медицины А. И. Клементовским, расширена трапезная, возведена новая колокольня. Однако дворцовые постройки продолжали разрушаться, корпуса, отданные под дачи, перестраивались, утрачивали свой первоначальный вид. Существовали планы продажи на слом Большого дворца, которые, к счастью не были реализованы. В 1880-е годы из-за ветхости пришлось разобрать кровли двух башен Большого дворца, обрушились несколько стропил и крыша над средней частью.  


11. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров - ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов.  


12. Поляна напротив паркового фасада Большого дворца с реликтовыми лиственницами и сосной.  


13. В 1790-х годах М. Ф. Казакову не довелось украсить крыши дворца тем пышным архитектурным декором, какой им первоначально задумывался и был одобрен Екатериной Второй.  


14. Современные архитекторы украсили высокие кровли реконструированного здания множеством декоративных элементов. Некоторые из них даже позолочены и эффектно поблескивают в лучах солнца.  


15. Южный фасад Большого дворца практически повторяет архитектурные членения и художественный декор северного фасада здания.  
В 1889 года началась раздача в аренду под дачную застройку участков земли на Покровской стороне. На дворцовой земле вокруг Царицынского ансамбля возникли и другие дачные посёлки - Воздушный сад, Поповка, в начале XX в. сформировалось и Царицыно-Петровское. В 1894 году в Царицыне было более 240 дач, а к началу XX века в Царицыне и окружающих его деревнях - уже более тысячи.

Кажется, вся Москва побывала на рубеже XIX-XX веков в Царицыне. Среди знаменитых дачников можно отметить выдающегося историка И. Е. Забелина, писателей Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, А. Белого, изобретателя Д. П. Езучевского. Среди самых известных гостей, побывавших в Царицыне, - Л. Н. Толстой, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов.

Летом Царицыно превращалось в курортный посёлок с многотысячным населением. Крупные арендаторы плотно застраивали свои участки и отдавали постройки на лето субарендаторам. С дачниками в Царицыно прибывала многочисленная прислуга. Одну из самых привлекательных сторон дачной жизни в Царицыне представляли обширные пруды, которые использовали для купания, катания на лодках и рыбной ловли. На Нижнем Царицынском и Борисовском прудах находилась база Московского общества любителей рыболовства. В 1886 году была устроена дамба с мостом через рукав Царицынского пруда на Покровскую сторону и очищена прилегающая часть пруда. По просьбам дачников в Царицыне в 1880 году была открыта телеграфная станция, преобразованная в 1895 году в почтово-телеграфное отделение. В начале XX века оно было оснащено телефонной связью. При церкви во имя иконы Живоносный источник дачники учредили Царицынское церковно-приходское попечительство (1903), открывшее в 1904 году бесплатную амбулаторию в Царицыне для крестьян, прислуги и железнодорожных служащих. В 1908 году по образцу других обществ благоустройства в подмосковных посёлках дачниками образовано Общество благоустройства дачной местности «Царицыно», которое наладило уличное освещение в Царицыне, принимало меры по пожарной безопасности посёлков, организовало охрану дач, устроило детские площадки, установило первые таксофоны в Царицыне, в саду Диппмана проводило любительские и профессиональные спектакли, танцевальные вечера. Там же, в летнем театре в саду Диппман, в начале XX века давались сеансы синематографа.  


16. В парке.  


17. Осеннее Царицыно.  


18. Павильон "Миловида".  


19. В первые годы XIX века царицынский парк обогатился рядом архитектурных сооружений в стиле ампир. Большинство из них были построены по проектам или под надзором замечательного московского зодчего той эпохи Ивана Васильевича Еготова.  


20. Самым занимательным является павильон «Миловида». К нему можно подойти по боковому проспекту-аллее от Большой поляны или по «Утренней дорожке» от Фигурных ворот. Изнутри галерея украшена шестнадцатью колоннами тосканского ордена вдоль стен, а свод расписан в технике «гризайль».  


21. Вся постройка первоначально декорирована скульптурами на античные теми и вазами.  


22. Здание представляет собой элегантную сводчатую галерею с четырьмя сводчатыми маленькими угловыми помещениями.  


23. Павильон «Миловида» реконструирован в 2006 - 2007 годах.  


24. Декоративные росписи в его внутренней галерее восстановлены художницей Еленой Патлажановой, а скульптурное убранство - Виктором Крючковым (статуи вакханки, богинь Авроры и Венеры, медальоны на фасадах) и Александром Сусликовым (сфинксы).  


25.  


26. Пасторальное ( как любили в XVIII - XIX веках) название павильона указывает на действительно «милый вид», открывающийся из его галереи на Верхний Царицынский пруд.  


27.  


28. Дорожка по склону пруда ведет от павильона "Миловида" к "Башне-руине".  


29.  


30.  


31. «Башня - руина» создана в 1804-1805 по проекту архитектора И. В. Еготова.  


32. Башня-руина сложенная из «дикого камня», отражает моду XVIII - начала XIX века на устройство руинированных архитектурных форм в парках, имитирующих древние развалины.  


33. Такие творения эффектно дополняли пейзажные картины, побуждали романтические натуры к философским размышлениям.  


34. Вид от "Башни-руины" в сторону павильона "Миловида".  


35.  


36. К концу XIX столетия «Башня-руина» изрядно обветшала и превратилась уже в самую настоящую историческую развалину. Ее прозвали тогда «Чертовой лестницей» из-за опасности подъема по сломанным ступеням.  


37. После реставрации в 2006 - 2007 годах «Башня - руина» обрела свои первоначальные формы.  


38. По удобной лестнице можно теперь подняться на верхнюю площадку башни и полюбоваться оттуда парковыми ландшафтами и водной гладью Верхнего Царицынского пруда.  


39.  


40. Царицынская «Башня - руина» похожа на фрагмент старинной крепости со смотровой площадкой и частью оборонительной стены. Она построена с нарочитой небрежностью из грубо отесанных блоков известняка вперемежку с краснокирпичной кладкой.  


41. Сооружение смотрится экзотической театральной декорацией на фоне парковой зелени и синевы пруда.  


42. Верхний пруд образовался в середине XVII века после сооружения плотин на речках Городня (Городенка), Язвенка и Черепишка.  


43. К середине XVIII столетия этот пруд украсился несколькими насыпными островами с порослью деревьев и кустарников. На одном из таких остров в 1804 год построили "Арку-руину".  


44. В следующей части рассказа дойдем до Нерастанкино, грота и беседки "Храм Цереры".

Спасибо, есть что добавить?

Николай I, И.В. Еготов, Городня, пруды, усадьбы, Стрешневы, гризайль, Черепишка, Черная Грязь, М.А. Врубель, Годуновы, Л.Н. Андреев, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, ротонды, Л.Н. Толстой, музеи, классицизм, Френсис Рид, гроты, дворцы, Борис Годунов, межевые столбы, барокко, Екатерина II, фото 2013, Кантемиры, А. Белый, Баженов, Царицыно, Романовы, церкви, скульптура, И.Е. Забелин, готика, Голицыны, реки, И.А. Бунин, масоны, осень, Язвенка, курганы, руины, парки, Москва, Потемкины, М.Ф. Казаков, Александр II

Previous post Next post
Up