Усадьба ГОРОДНЯ, Калужская область, Ферзиковский район (часть 1 из 2)

May 17, 2013 19:07



Городня - имение знаменитой «усатой княгини» Натальи Петровны Голицыной. О её суровом нраве ходили легенды. Правила она железной рукой не только у себя в доме, но и в высшем свете. Как известно, прежде чем попасть в «общество», было необходимо пройти смотрины у г-жи «Мусташе», определявшей дальнейшую судьбу молодых людей. Обессмертил её великий Пушкин -  Наталья Петровна стала прообразом графини в повести «Пиковая дама». Строилась усадьба по проекту знаменитого зодчего, автора Казанского собора в Петербурге  Андрея Воронихина. После революции 1917 года в Городне была образована первая в Калужской губернии крестьянская коммуна "Красный городок"...

27 апреля 2013 г.

Усадьба
ГОРОДНЯ
1 часть.
История усадьбы и современные фотографии.

Бегичевы, Стрешневы, Голицыны

К А Л У Ж С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н Ф Е Р З И К О В С К И Й

Усадьба Городня. 1 часть. История усадьбы и современные фотографии.
Усадьба Городня. 2 часть. Старые литографии, фотографии и карты.



Некоторые исследователи считают, что древний Городенск, упоминаемый в летописи под 1158 г., волость Городенка, названная в духовной Ивана Калиты 1328 г., и, наконец, Городня, именование которой встречается в грамоте 1350 года, - та же деревня Городня, которую Дмитрий Донской в 1389 г. среди других владений завещал своим наследникам.

Писцовые книги 1631 г. также упоминают сельцо Городню, часть которого входила в поместье, а часть - в вотчину некоего «Епифантия Клементьевого сына Хитрово». Но в XVIII в. Городня считается уже издавна принадлежащей Голицыным.
Со второй половины XVIII века владелицей Городни была Н. П. Голицына, которую обессмертил Пушкин в образе старой графини в «Пиковой даме».

В ранней юности Наталия Петровна танцевала на придворных балах Елизаветы. Обладая властным и независимым характером, она играла заметную роль в петербургском высшем свете и пользовалась исключительным вниманием со стороны императорской фамилии. Даже в старости она продолжала выезжать и появляться при дворе Александра I и Николая I. Подобно героине Пушкина, она на склоне лет «участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу разрумяненная и разодетая по старинной моде».

Княгиня, родившаяся в 1741 г., более чем на полвека раньше Пушкина, пережила поэта, скончавшись 20 декабря 1837 г.
Мы обязаны Н. П. Голицыной единственным дошедшим до нас документом, подтверждающим авторство Андрея Никифоровича Воронихина в создании ансамбля усадьбы Городни. В письме от 1798 г. к дочери С.В.Строгановой княгиня, очень довольная всеми строениями, возведенными в усадьбе в ее отсутствие и ее личным флигелем, законченным уже при ней, просит передать свою благодарность «Андрэ», составившему проект.

Молодой Воронихин, крепостной графа А. С. Строганова, хотя и получил вольную в 1786 г., но продолжал в 1790-х гг. оставаться «своим художником» в семье графа. Вполне естественно, что «Андрэ» поручили составить проект застройки усадьбы княгини, на дочери которой, Софье Владимировне, в 1793 г. женился П.А.Строганов.



2. Городня расположена очень высоко и видна далеко с дороги на Никольский перевоз.  


3. Поля рядом с усадьбой Городня.  


4. Раньше дом был, сейчас все заросло и заметен только небольшой фрагмент.  


5. Справа моя машина.

Подобно строгановской даче в Петербурге и дому в подмосковной усадьбе Братцево, построенных Воронихиным, двухэтажный дом в Городне не был, по существу, жилым зданием. Небольшой, скромный, но очень изысканный, он являлся загородным павильоном, предназначенным для устройства в нем парадных приемов, торжественных обедов и блестящих вечеров. Обычно ко дню именин княгини летом в Городню съезжались ее дети со внуками и правнуками, гости из Калуги, из соседних усадеб и из Москвы. Одно из этих ежегодных празднеств (1825) детально описано в журнале «Сын Отечества». Очерк дает представление о количестве съезжавшихся гостей, о характере пышных семейных торжеств у богатых дворян в начале XIX в., а также содержит некоторые сведения об усадебном парке.

Если в Городню полями и перелесками пройти 4-километровый путь от Грабцева, то дорога приведет на расположенную пол прямым углом к основной композиционной оси усадьбы деревенскую улицу, к которой примыкает парадный двор усадебного центра, отделенный от нее остатками каменной ограды с металлической решеткой (илл. 91). Двухэтажный главный дом стоит в глубине небольшого курдонера, где в свое время были разбиты великолепные цветники. Возведенный почти на краю крутого склона высокого холма, дом другим своим фасадом обращен к расположенному в низине пейзажному парку с большим и малым прудами, овражками, холмиками, живописными группами деревьев.

Два боковых жилых флигеля и корпуса официантских строго симметрично, в соответствии с традициями XVIII в., были поставлены слева и справа от главного дома по обеим сторонам парадного двора.

Одноэтажные деревянные флигельки (с антресолями и террасами), в одном из которых жила сама княгиня, а другой занимала ее дочь, графиня С. В. Строганова, приезжавшая к матери погостить, давно исчезли. Довольно плохо сохранились и каменные двухэтажные официантские, построенные «глаголем» и выходящие одним крылом в курдо-нер, а другим на улицу.

Небольшой регулярный парк, существовавший уже в середине XVIII в., разбит по другую сторону улицы. И, хотя его центральная аллея ориентирована по главной оси дома и ворот, ведущих в парадный двор, такое необычное расположение парка дает основание предполагать, что изначально главный дом стоял на площадке, которая теперь считается концом парка, но где в свое время он начинался.

Воронихин, выбрав для постройки основного усадебного комплекса другое, более живописное место, расположил его по композиционной оси старого дома и парка и, таким образом, включил его в новую планировку.
Вдоль улицы, по обе ее стороны, вправо и влево от усадебного центра, растянулись хозяйственные строения середины XVIII в. В некотором отдалении стоит сильно испорченная маленькая Успенская церковь, по-видимому, ровесница первого усадебного дома.



6. Разрушенная официансткая и главный дом.  


7. Деревня, в которой находится усадьба, называется Красное Село.



8. Регулярный парк.  


9. Аллея в регулярном парке.  


10. Регулярный парк «Роща» в плане - прямоугольник 180 х 380 м с продольной центральной и 8-ю диагональными аллеями, сходящимися в центре на круглых площадках.  


11. Напротив дома стоит памятник отцу революции.  


12. В конце аллеи при Голицыных стоял обелиск.  


13. Официантские располагались строго симметрично по отношению к главному дому.  


14. Официантские были построенны «глаголем» и выходящие одним крылом в курдо-нер, а другим на улицу.  
Главный дом внешне не претерпел существенных переделок: сохранились строгая симметрия и трехчастное членение фасадов с расположенными по их центру выходами в первом этаже и полуциркульными окнами над ними - во втором. Уцелела их скромная декоративная отделка: руст стен нижнего этажа, замковые камни над проемами, оконными и дверными, и круглые нишки с лепной розеткой по обе стороны полукружий верхних окон. Герб Голицыных украшает фронтон центрального, еле заметно выступающего ризалита главного фасада. Изящные балясинки (ныне утраченные) - имитация ограждения балкона - придавали полуциркульным окнам вид лоджий.

Пожар во время Великой Отечественной войны полностью 170 уничтожил интерьер дома. Но отдельные фотографии начала нашего столетия доказывают, что внутри дом был роскошно отделан в стиле русского классицизма конца XVIII в., в стиле, свойственном раннему периоду творчества Воронихина. Тонкий по рисунку лепной декор и роспись плафонов украшали парадные апартаменты.

В центральном зале второго этажа Воронихин еще раз повторяет излюбленный им в те годы прием пространственного членения интерьера на две части по высоте, примененный им в минералогическом кабинете Строгановского дворца и в гостиной на втором этаже в Братцевском доме. Надстроив над средней частью зала небольшой бельведер, он добился и здесь значительного пространственного эффекта.

Двухэтажные корпуса официантских когда-то имели четырехколонньиз портики, выходящие на парадный двор. Фасады их со стороны улицы и сейчас прорезают большие арки въездов в хозяйственные дворики, которых не было видно ни с курдонера, ни с улицы благодаря П-образному плану этих зданий. Частично уцелели и двухъярусные деревянные галереи, расположенные вдоль задних фасадов обоих крыльев корпусов.

Маленькая бесстолпная Успенская церковь середины XVIII в. когда-то была не скромным сельским храмиком, а нарядной домовой церковью, предназначенной для посещения ее только владельцами усадьбы и их дворовыми.

В перекрытой высоким куполом одноглавой церковке с овальными окнами второго света, с несколько вычурным, но изящным обрамлением, южный и северный фасад которой обработаны четырьмя пилястрами, заметны отзвуки барокко. Даже по сравнению с очень низенькими трапезной и пятигранной апсидой основной храм все же кажется миниатюрным. От большого количества существовавших при Н. П. Голицыной хозяйственных построек уцелела лишь незначительная часть.

Но существующие строения (используемые почти все до сих пор по прямому назначению) - скотный двор, погреб, ограды, конюшни, рига - блестящий пример мастерства неизвестных нам строителей XVIII в. Сочетанием рваного белого камня, основного строительного материала, из которого сложены службы, с кирпичом, использованным для откосов, сводчатых перемычек над оконными проемами и разгрузочных арок в кладке стен, контрастом фактуры и цвета созданы подлинные произведения искусства. Из всех этих зданий особенно интересно одноэтажное строение, условно теперь называемой «ригой», расположенное «покоем» вокруг почти квадратного двора.

Со стороны улицы двор замыкает деревянный навес с обшитой тесом наружной стенкой, в центре которой расположен широкий въезд во двор. Торцовые фасады двух боковых белокаменных крыльев, а также оба наружных угла строения обработаны в виде крошечных кирпичных павильончиков с пилястровым портиком, завершенным пологим фронтоном, и угловыми рустами. Оконные проемы трех крыльев П-образного здания выходят во внутренний двор. Кирпичные откосы и арочные перемычки окошек, высоко поднятых над уровнем земли, красочными пятнами выделяются на белокаменных стенах. С внешней стороны глухие стены, сложенные из неотесанных камней разной величины, эффектно и ритмично расчленены кирпичными разгрузочными арками.

Небольшой регулярный парк, расположенный, как уже сказано выше, напротив парадного двора усадьбы и решенный строго симметрично, включает два квадратных участка, в середине которых сходятся звездообразно восемь аллей. Эта «Роща», так называли старый парк Голицыны, была устроена еще в начале XVIII в. В описании Городни от 1825 г. говорится, что «одна половина оной насажена ее прабабкой, а другая попечением самой княгини».



15. Въездные ворота спрятаны. Раньше на них лежали сфинксы.  


16. "Обелиск".  


17. Дворцовая часть скромная, уютная, какая-то умышленно интимная. Лепка (голицынский герб во фронтоне, розетки) - тонкая, изящная, нисколько не вырывается из плоскости стены.  


18. Напротив дома был небольшой парадный двор с клумбой.  


19. Официантские были построены в середине XVIII века.  


20. Внутри дома после войны ничего не сохранилось, ниче­го - в самом точном смысле этого олова. А судя по един­ственной фотографии (интерьер зала), дом был отделан с необычайной изысканностью: нежнейшая лепка, роспи­си, печи и т. д.  


21.  


22. В августе 1965 г. ураганом сорвало и бросило в парк крышу дома.  
Изначально аккуратно стриженные шпалерами липы невысокими сплошными зелеными стенками оформляли радиальные аллеи, направленные к центру обоих квадратов.

В середине парка, где центральная аллея пересекается средней поперечной, разделяющей площадь «Рощи» на два квадрата, стоял обелиск. Подобными «малыми формами» любили в XVIII-XIX вв. украшать сады и парки.

Ныне же парк в пасмурные дни производит немного мрачное впечатление. Местами старые липы сомкнули свои мощные ветви над аллеями, которые теперь кажутся недостаточно широкими. Зато в жару удивительно хорошо гулять под лиственными сводами.
В описании села Городни 1782 г. упоминаются только «два сада, один регулярный, другой с плодовитыми деревьями». Фруктовый сад, расположенный по соседству со скотным двором, существует и сейчас. Устройство же третьего пейзажного парка относится, очевидно, к 1790-м гг., когда Воронихин возводил новый ансамбль усадебного центра.

Нет сведений об его участии в создании чудесного парка между домом и речкой Городенкой. Возможно, что для этой цели был приглашен тот же английский садовод, работой которого по парку при строгановской даче на Черной речке так восхищался А. С. Строганов в своих письмах к жене сына. Пейзажный парк в Городне, безусловно, произведение большого мастера садово-паркового искусства.

Направо и налево от террасы перед главным домом, поставленным высоко над обрывом, спускаются по менее крутым склонам холма две дорожки. Они подводят с двух сторон к концам большого верхнего пруда сильно вытянутой формы, к довольно высокой и широкой насыпи - дамбе, окружающей пруд и отделяющей его от нижнего парка.

Местами этот земляной вал теперь осыпался, и берег пруда заболочен; но прекрасно сохранилась прогулочная дорожка по насыпи его западного берега. Пройтись по ней - исключительное наслаждение. Отсюда хорошо виден в разных ракурсах главный дом, возвышающийся над деревьями, растущими на склоне холма. То выглядывая из-за листвы, то скрываясь за ней, дом, господствующий над природным окружением, как бы показывает себя со всех сторон. В тихих водах пруда колеблется его отражение.

Значительно ниже насыпи - дамбы расположена часть парка, устроенная на слегка волнистом рельефе и спускающаяся до речки Городенки. Это так называемый «нижний сад», где также есть пруд (правда, небольшой), искусно составленные группы деревьев и солнечные поляны. Парк доходит до оврага, за которым начинается лес.

Лучше всего добираться из Калуги до Городни по шоссе по направлению к Никольскому перевозу через Оку; не доезжая Ждамирова, надо свернуть налево на проселочную дорогу, подводящую к усадьбе со стороны пейзажного парка. Рельеф местности не позволяет издалека охватить взглядом усадьбу при подходе к ней. Оттого особенно эффектно внезапное появление видовой перспективы - темно-зеленого квадрата густой зелени и белоснежного кубика дома на крутом холме, придающего еще большее очарование красоте окружающей его природы.



23. На старых литографиях пейзажный парк смотрелся совсем по другому.  


24. Сейчас отсюда уже не такой вид.  


25. Вид со второго этажа на пруд.  


26. Вид со второго этажа на регулярный парк.  


27. В отличии от служб, дом в XVIII веке был деревянным, и стоял он, вероятно, на том же месте, что и нынешний.  


28.  


29. Дом стоит почти на краю небольшой террасы, насы­панной, наверное, еще в середине XVIII века. Обрыв здесь стремительно уходит вниз, и ничто не заслоняет вида в сторону подъездной дороги.  


30. Нижний парк создавался одновременно с домом, но пруд, как и терраса, вероятно, середины XVIII века.  


31. На литографиях начала XIX века видно, что парк в этом месте был тщательно обдуман и все особенности рельефа, все его неровности тонко обыграны.  


32. В таком парке зелень, посадки должны были значить очень много, а именно это и есть самая хрупкая, самая легко искажаемая часть.  


33. С дорожки виден дом в его взаимоотношениях с природой.  


34. Спокойный и простой, дом отсюда выглядит необычайно поэтичным. Высоко вознесенный над прудом, он медленно поворачи­вается своим монолитным объемом - то виден в просвете между деревьями, то закрывается ими, а в воде дрожит его неверное отражение.  


35. Вдоль пруда по насыпи идет дорожка. Маршрут задан абсолютно точный, свернуть с него физически невозможно. Это место служит архитектуре.  


36.  
После революции усадьба была национализирована. А в феврале 1919 г. здесь образовалась первая в Калужской губернии крестьянская земледельческая коммуна. Встал вопрос: как ее назвать? «Городней»? Как-то несовременно, не по-советски. Назвали «Красным Городком». Название закрепилось и за населенным пунктом, таким оно и дошло до наших дней.

В 1934 году коммуна была реорганизована в колхоз с тем же названием. В войну (декабрь 1941 года) оккупанты, отступая, сожгли центральную усадьбу колхоза, в том числе и единственное вКалужской области воронихинское творение. После войны главный дом (только он один) был восстановлен, и в нем разместилась школа.

В 1970 году к «Красному Городку» был присоединен колхоз имени Карла Маркса (д.Ждамирово), объеденное хозяйство назвали именем В.И.Ленина. И в парке стоит памятник Ленину. В годы перестройки колхоз стал сельхозкооперативом «Нива», сейчас это успешное хозяйство. И школа, и хозяйство стараются поддерживать усадьбу в приличном состоянии.



37. Большой пруд усадьбы.  


38.  
В 1759 г. в Московскую консисторию поступила челобитная князя Бориса Васильевича Голицына с просьбой построить в Городне церковь. Консистория отказала в строительстве церкви ввиду малочисленности прихожан. И только обращение в Святейший Синод позволило осуществить благое дело. Своим решением от 20 декабря 1759 г. Синод позволил построить каменную церковь на правах домовой.

Маленькая одноглавая двусветная бесстолпная Успенская церковь с высоким куполом середины XVIII в. когда-то была не скромным сельским храмиком, а нарядной домовой церковью, предназначенной для посещения ее только владельцами усадьбы и их дворовыми.

В перекрытой высоким куполом одноглавой церковке с овальными окнами второго света, с несколько вычурным, но изящным обрамлением, южный и северный фасад которой обработаны четырьмя пилястрами, заметны отзвуки барокко. Даже по сравнению с очень низенькими трапезной и пятигранной апсидой основной храм все же кажется миниатюрным.

Южный и северный фасады церкви украшали пилястры.

Престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа.Церковь была приписана к Воскресенской. Ближайшие церкви: на северо-востоке Воскресенская на Дубровке в 3 км, на юго-западе Рождество-Богородицкая в селе Калужка в 3 км. Недалеко от церкви находилась земская школа, открытая в 1897 г. в доме князя Голицына.Приходские селения: Городня и Натальино (по состоянию на 1914 г., когда церковь значилась приходской). По преданиям, от церкви к дому князей Голициных существует подземный ход.

Закрыта в 1929 г. и приспособлена под ремонтные мастерские колхоза им. Ленина. Церковное здание постепенно разрушается, через алтарную часть прошла трещина. При строительстве колхозных мастерских было ликвидировано кладбище.



39. От доголицынской Городни уцелел замечательный памятник - усадебная церковь, не слишком мудреной, но очень хорошей архитектуры середины XVIII века.  


40. Вид на главный дом от церкви.  


41. Старые деревья и спуск в нижний парк.  


42. Рядо с церковью расположена автобаза.  


43. Место Нового павильона.  


44. Долгое время в церкви был гараж.  


45.  


46. Небольшая кирпичная усадебная церковь в стиле барокко, построенная по храмозданной 1759 на средства князя Б. В. Голицына.  


47.  


48.  


49. Удивительно мастерски сделаны окна церкви.  


50. Прямоугольное окно первого этажа и овальное второго стянуты общим наличником, в окнах решетки.  


51. Оранжерея.  


52. На территорию церкви вход запрещен.  


53. Место бани.  


54. Скотный двор.  


55. Рига (сарай для сушки снопов).  


56. Остатки фруктового сада.  


57. Рига.  


58. На реке Городенка находилось древнее городище.  


59. Река Городенка в нижнем парке.
В следующей части будет очень много старых фотографий и литографий...

Городня, Пушкин, фото 2013, пруды, классицизм, Ферзиковский район, Голицыны, усадьбы, реки, Калужская область, абандон, барокко, весна, парки, церкви

Previous post Next post
Up