Как вы уже знаете, редакция ЖЖ проводит конкурс-марафон #мойтоп. Я уже составлял
список своих самых любимых усадеб России. Сегодня я хотел бы рассказать вам о самых красивых, необычных и любимых мной усадебных храмах Подмосковья.
Только взгляните на эту красоту! Старинные храмы, которые строили русские помещики, настолько великолепны в своих архитектурных формах, что могут запросто сравниться с кафедральными соборами многих европейских городов. Давайте вместе полюбуемся на подмосковные церкви и в очередной раз поймем, насколько удивительна наша страна!
Для вашего удобства к краткому описанию каждого объекта я прикрепил активные ссылки на более развернутые материалы по этим достопримечательностям.
А какой храм впечатлил вас больше всего? С какими достопримечательностями из списка вы знакомы лично? Напишите, какие храмы в России и в вашем регионе кажутся вам самыми красивыми!
1) Церковь Рождества Богородицы в усадьбе Подмоклово.
Этот удивительный по своей красоте и нетипичный для Подмосковья храм был построен в 1714-1722 годах. Удивительной красоты строение является ярчайшим примером воплощения стиля итальянского барокко в России. Сохранившимся прототипом этого храма являются часовня-ротонда Темпьетто в Риме, возведенная одним из наиболее видных представителей архитекторов периода Высокого Возрождения Донато Браманте. Храм в форме ротонды окружен аркадой, на которой установлены статуи двенадцати апостолов и четырех евангелистов. В Московской области существует еще один храм, возведенный в стиле итальянского барокко - это церковь Знамения в усадьбе Дубровицы.
Статуи двенадцати Апостолов.
2) Знаменская церковь в усадьбе
Дубровицы Этот невероятно красивый храм можно запросто считать одной из главных достопримечательностей России. Он уникален! Храм был построен целиком из белого камня в 1690-1704 годах по заказу воспитателя Петра I кн. Б.А. Голицына. Этот шедевр зодчества из белого камня является редчайшим образцом храмового сооружения в стиле западного барокко в России.
Храм украшен богатой резьбой, в которой преобладают растительные мотивы. Декоративное убранство нетипично для русской церковной архитектуры: это и присутствие скульптур, и наличие барельефов с латинскими текстами, и нетрадиционное завершение храма - в виде башни, увенчанной позолоченной короной вместо купола.
Общий вид на усадьбу.
3) Церковь Рождества Христова в усадьбе Юркино
Это один из самых старых усадебных храмов Подмосковья. Большинство исследователей склоняется к тому, что церковь в Юркино была построена одним из итальянских зодчих, работавших в Москве в 1490-1500 годы. В 1948 году после разбора трапезной, был обнаружен древний терракотовый фриз итальянской работы. Аналогичный ему фриз мы можем найти только в декоре собора Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре, построенном в 1501-1503 гг.
Рождественский храм был построен на деньги боярина Я.С. Голохвастова, предки которого были выходцами из Литвы. Основной его деятельностью при дворе был наем итальянских зодчих для строительства зданий в Москве. Возможно, Голохвастов и пригласил итальянца в свою вотчину, тем самым устроив себе одну из первых усадебных храмовых усыпальниц. Известно, что у южной стены храма в 1505 году был погребен и сам Я.С. Голохвастов.
4) Храм Спаса Преображения в усадьбе
Остров Необычные архитектурные элементы Преображенской церкви сочетаются с традиционными строительными приемами, рождая неповторимый образ. Особенно поражает большое количество кокошников в местах перехода от одной формы к другой - их более 200.
Известно, что зодчие строго следовали канонам, выработанным в греческой архитектуре, - пропорциональная соразмерность сооружения во всех частях и во всех составляющих. А волшебное умение русских мастеров вписывать сооружение в окружающую природу лишь усиливает это впечатление. Впрочем, и здесь мастера следуют закону тогдашней строительной практики: храм не должен терять связи с живой природой. Сложенная из белого камня церковь в Острове по своим декоративным и конструктивным приемам относится ко времени Иоанна Грозного.
5) Владимирской Божьей Матери в усадьбе
Быково Жемчужиной всей усадьбы Быково, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная, предположительно, по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже - церковь Владимирской Божьей Матери.
Большинство архитектурных приемов Владимирской церкви не имеют аналогов в русской церковной архитектуре: это и парные колокольни со шпилями по бокам от фасада церкви, и изогнутая лестница, ведущая к верхнему храму (церковь двухэтажная, в верхнем храме сохранилась отделка в стиле классицизма), и апсида, украшенная "лесом шпилей". Владимирскую церковь можно отнести к красивейшим храмам России. Рядом с церковью в 1883 году была возведена колокольня, близкая к самой церкви по стилю (предположительно, архитектор Иван Трофимович Таманский). Церковь была задумана и построена как память об умершей супруге князя Измайлова, Марии Александровне. Об этом говорят уникальные барельефы, размещенные по периметру церкви, которые в аллегорической форме рассказывают о жизни супругов.
6) Храм Гребневской иконы Божьей Матери в
усадьбе Гребнево Гребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма - Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа. В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.
7) Никольская церковь в усадьбе
Царево Авторство Никольского храма в селе Царево приписывают архитектору И.В. Еготову, который был учеником знаменитых зодчих В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Церковь в готических формах была возведена в 1812-1815 годах, когда владельцами села являлись представители рода Дурасовых. Еготов также создавал для Н.А.Дурасова усадьбу Люблино, работал в Кузьминках и проектировал павильоны «Миловида», «Нерастанкино» и беседку «Храм Цереры» в Царицыно. Фасады здания, расчлененные сильно вытянутыми стволами каменных трехчетвертных колонн, опоясаны барельефным фризом прекрасного рисунка работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева.
8) Покровская и Васильевская церкви в усадьбе
Чиркино В конце XVII века Покровская церковь была перестроена боярином Василием Шереметевым. Бесстолпный трехапсидный храм приобрел композицию «восьмерик на четверике». Также у него появилось декоративное убранство второго восьмигранного яруса в стиле московского барокко.
В.Б. Шереметевым также была возведена Васильевская церковь, окруженная открытой галереей-гульбищем. Храм, построенный в стиле московского барокко, использовался как родовая усыпальница. Ярусный столпообразный Васильевский храм “под звоном” сложен из кирпича. Он представляет собой уникальный вариант вотчинных храмов-колоколен периода расцвета московского барокко.
9) Спасский храм в усадьбе
Уборы Спасская церковь в Уборах была построена в 1690-1697 годах по проекту выдающегося зодчего Якова Бухвостова. Этот невероятно красивый храм относится к редчайшим образцам нарышкинского барокко. Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное декоративное убранство. Глиптография, (глиптика, резьба по камню) достигающая во втором ярусе кружевной ажурности вовсе не аппликативна или статична, она носит необыкновенно объёмный, сочный и темпераментный характер. Резной белый камень здесь настолько пластичен, что поначалу представляется лепниной, скульптурно выступающей на гладкой терракотовой поверхности стен.
10) Преображенская церковь и звонница в усадьбе
Большие Вяземы Церковь Преображения - это четырехстолпный пятиглавый храм крестовокупольного типа с двумя симметричными приделами, поставленный на подклет и с трех сторон окруженный открытыми галереями. Столбы и стены храма до уровня закомар сложены из белого камня, венчающие части здания и галереи - кирпичные. Рядом с храмом с северной стороны стоит звонница в виде трехпролетной стенки, поставленной на открытую террасу - гульбище. В архитектурной обработке звонница близка убранству церкви. Она сделана из кирпича, с деталями из белого камня. Этот храм был построен вероятно с 1584 по 1600 годы.
11) Спасская церковь в усадьбе
Вороново Спасская церковь сооружена во второй половине XVIII века. Яркий представитель архитектуры барокко, она по стилистическим признакам приписывается творчеству К.Бланка. В советское время храм не закрывался, благодаря чему первоначальный интерьер сохранился до наших дней. Церковь Спаса - тип храма «восьмерики на четверике», трактованный по-новому в соответствии с композиционными приемами, характеризующими формирование стиля русского классицизма. Крепованные фасады, обработанные в ордерных формах, насыщены архитектурной пластикой. Развитые карнизы, наличники сочного рисунка, картуши и лепнина над окнами сообщают им почти скульптурную выразительность.
В колокольне, сооруженной, по-видимому, тоже Бланком, но несколько позже церкви, сохранен традиционный ярусный строй, свойственный русским башенным композициям допетровского времени. У колокольни уникальная разработка ордерной структуры, богатство декора, введение больших арочных проемов, благодаря чему здание пронизано светом и воздухом и кажется необычайно легким, как бы сливающимся с окружающей природой.
12) Введенская церковь в усадьбе
Введенское Введенская церковь выстроена по проекту Н.А. Львова в 1812 году, уже после смерти самого архитектора. Сочетание шпиля, характерного для западной храмовой архитектуры, и классического стиля, делают храм удивительно красивым.
13) Казанская церковь в усадьбе
Ярополец Чернышевых Казанский храм, построенный в усадьбе Чернышевых, одни ошибочно называют театром, другие относят его к масонским памятникам. На самом деле в архитектуре и убранстве церкви отсутствует масонская символика, а театральные представления здесь никогда не проводились. Идея З.Г. Чернышева об объединении усадебной церкви и усыпальницы в одно целое породила композицию, уникальную для русской архитектуры.
Первый храм на Чернышевской половине Яропольца появился в 1742 году. В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».В ряде поздних документов указывается дата освещения храма 1798 год. Возможно, графиня Чернышева обратилась к архитектору Баженову за проектом внутреннего оформления храма. Баженов предоставил вдове свои рисунки, сочинил программу убранства и рекомендовал из своей команды художников и лепщиков. Интерьеры храма и усыпальницы выполнены на более высоком художественном уровне, чем наружная архитектура. Храм решен в виде просторного прямоугольного зала, замкнутого в глубине полукружием алтаря. Храм чудом дошел до наших дней и нуждается в реставрации.
14) Церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе
Абрамцево Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, построенная по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова в 1881-1882 годах. Храм в Абрамцеве стал семейной усыпальницей Мамонтовых, их последним «земным прибежищем». В 1907 году у стен церкви появилась могила дочери Мамонтовых Веры (в замужестве - Самариной) - той самой «девочки с персиками», которую когда-то изобразил Серов на своей знаменитой картине. Строителям храма удалось создать необычайно выразительный архитектурный образ, в котором прочитываются черты разных школ русского церковного зодчества. Сам облик храма напоминает своей внушительностью новгородские церкви звонница над входом характерна для псковской архитектуры, а керамические вставки вызывают в памяти ярославские храмы.
15) Церковь Николая Чудотворца в
усадьбе Петровское Каменная шатровая церковь Николая Чудотворца - древнейшее сооружение усадьбы Петровское. Она поставлена ещё в 1685 г. при И.М. Милославском. В это время владельцами Петровского были бояре Милославские. Примерно в это же время был построен еще один шатровый храм в усадьбе Аннино, другой вотчине Милославских. Патриарх Никон в это время уже издал запрет на возведение шатровых храмов. Поэтому подобный жест со стороны бояр Милославских, являющихся противниками реформы, был явно оппозиционным. Храм был возведен на месте старой обветшавшей деревянной церкви.