Кредо туристов и экстремистов... Фильм «Турист»: геополитический фон и скрытые смыслы

May 26, 2021 17:54







Просмотр с пристрастием открыл в фильме «Турист» кое-что неожиданное. Дело, конечно, в личном отношении к военному кино.



Например, один из самых любимых фильмов «Офицеры»  (реж. Владимир Рогов, 1971 г.) убедил, что в послевоенном СССР сложилась  военная культура и выделилась оригинальная крупная фракция общества,  выбравшая защиту Родины профессией.



О том, как временное военное состояние меняет людей,  привычно было рассуждать с опорой на знаменитый «Белорусский вокзал»  (реж. Андрей Смирнов, 1970 г.).

Казалось и всё ещё кажется, что  служба в армии по призыву формирует субкультурые ориентиры, но потом  мирная жизнь вводит людей в свою географическую, этническую и  профессиональную культурную среду.

Об особом военном состоянии  душ напоминает и «Мимино» (фрагмент с помощью военного побратима,  исполненного Леоновым), есть важные фрагменты в фильме «Я, бабушка,  Илико и Илларион» (1962 -Абуладзе), «Хроники пикирующего  бомбардировщика», «На войне как на войне»...

Есть и многие другие  фрагменты военных фильмов и лент о послевоенном времени, подсказывающие  наличие не полного культурного обособления личностей, а временного,  частичного, вызванного участием в защите Родины в истребительной войне.

Пусть  академики досконально объяснят нам, чем субкультура отличается от  культуры, но пока они спорят, мы можем выбрать важный признак.

Субкультуры  непостоянны, перетекают одна в другую, часто зависят от мод и возраста.  Культура же - это «деятельность в её самых разных проявлениях, включая  все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания,  накопление человеком и социумом в целом навыков и умений». И это  глобально, это надолго, это для очень многих людей.



Недавно открывшийся публике фильм «Турист», как  показалось, открывает публике не беды и красоты Центральноафриканской  республики, а факт существования на планете культурного феномена  современных военных людей.

Возможно, намёком становится и позывной главного героя - это «турист» Турист.

В  отличие от коллег по отряду инструкторов военного дела, герой фильма,  сменив позывной с Пионера на Туриста, стремительно отделывается от  культурной оболочки человека, пожелавшего для исцеления душевных ран  уехать, сменить обстановку и «развеяться» в экзотической опасной  обстановке.

Он из морально-этического недоросля с позывным Пионер  становится в прямом смысле туристом, а потом вливается в культурный  (или субкультурный?) слой.

В какой слой влился, зритель может понять только в последнем эпизоде.



И, возвращаясь обратно «в ад, который ему нравится»,  главный герой кинофильма «Турист» остаётся Туристом (по позывному), но  уже иным человеком.

Он становится окрепшим воином с утверждёнными признаками личности, типичными для культурного слоя.

Турист теперь - это его псевдоним с ироничным подтекстом. Но герой отчётливо вписан в особый контекст - культурный.

Турист стал военным защитником «мирняка» не по призыву военкомата - по зову сердца.

А это уже культурный феномен, как кажется, а не субкультурный. Есть и ещё аспекты, но о них во второй части!

Геополитический фон

В  фильме «Турист» видим российских военных в военном облачении  отечественного образца. Интересный факт: сегодня американских солдат в  их типичной униформе со знаками принадлежности и различия не видно ни в  Йемене, ни в Ливане, ни в Израиле.

Тем временем, американское  военное ведомство распространяет ролики о выводе своих государственных  войск из многих районов мира, где им уже очень не рады.

И  одновременно в мире не тайна, что около 60 000 военных в составе  американских подпольных Сил специального назначения - это настоящая  армия.

Особый признак: они не носят государственную униформу, а  под видом участников гражданских войн могут ввергнуть страны-мишени в  гибельный хаос.

Сценарий войн нашего века приписывают  американскому адмиралу Цебровски. Специфическое воздействие псевдоармий  относят к типу «кливаж» - это термин из описания расслоения горных пород  под воздействием природных факторов непреодолимой силы.



И холодная война здесь ни при чём. Дело в том, что США  (в соответствии с действующей геополитической и военной доктриной)  перестали делить страны на «друзей» и «врагов».

Врагами могут теперь и не быть народы и страны с другой идеологией  (например, коммунисты) или религией, а стали все, кто не вхож в  глобализированную экономику финансового капитализма.

К исчезновению приговариваются все, кто размечтался быть независимым и стал непокорным.

Пример:  США начали войну в Ираке на основе идей американского историка Бернарда  Льюиса. Не так давно в The Wall Street Journal аналитики доказали связь  с его именем современной внешней политики США, ярко проявившейся после  терактов 11 сентября 2001 года. Доказано, что эта политика стала  реализацией «Доктрины Льюиса» / Lewis Doctrine.

Например, Льюис утверждал, что страны Ближнего Востока ощущают себя аутсайдерами, проигрывающими соревнование с Западом.

Вследствие  проигрыша они Запад ненавидят и завидуют, хотя проигрыш стал  результатом неразвитости демократических институтов в этих государствах -  итогом давления религиозных фундаменталистов, засилья диктаторов,  несвободы прессы, фактического отсутствия гражданского общества и тому  подобного.

Уклад стал фактором, тормозящими нормальное развитие  экономики, культуры и т.д. Популяризаторы объясняют, что (по Льюису) США  и Запад должны засеять Ближний Восток «семенами демократии».

И  тогда создание «подлинно демократических» стран (иракского государства,  например) будто бы способно вызвать цепную реакцию и полностью изменить  весь регион. Следует учесть, что «Доктрина Льюиса» - это не первая в  истории США крупная внешнеполитическая концепция. Многие из прежних  доктрин не прекращали действовать даже тогда, когда реализовывались  новые внешнеполитические идеи.

После такой огромной преамбулы  возвращаемся к первой ласточке современного геополитического кино о  культурном феномене постсоветского периода - к фильму «Турист», в  котором главные герои показали уклад военных людей, способных эффективно  действовать в современных условиях.

На 44 секунде  рекламного ролик раскрывается один из секретов («Американцы, они ж, за  демократию борются, а мы - за справедливость»)

image Click to view



Сами себе напомним, что уже в этом веке тысячи людей числились в  алькайедовских и игиловских войсках, особого рода военные формирования  громили Югославию и отгрызали у Сербии Косово, в Африке всякие «селеки»,  «антибалаки» и «бокохарамы» не являются ни государственными войсками,  ни бандами разбойников в полном смысле слова, ни ополчением стран,  ведущих национально-освободительную борьбу против колониального ига.

Более  того, часть этих «армий» обслуживает хозяев системы новейшей  колонизации, в том числе, в соответствии с доктриной Льюиса или в рамках  плана Рамсфельда-Церебровски, одновременно не вписываясь ни в один из  известных типов военных формирований или партизан.



После просмотра фильма «Турист» вдруг понимаешь, что  увидел через призму личной истории военного человека с позывным Турист  совершенно новое состояние людей, имеющих прямое отношение к военному  сословию (или касте), ставших человеческой частью культурного феномена  нашего века - современными воинами-профессионалами.

И в фильме мы  увидели, какими могут быть и уже есть наши - это солдаты, воюющие не за  американскую протезную «демократию», а за справедливость, понятную и в  России, и в Африке.

геополитика в кино, фильм турист 2021, геополитика, российский военный фильм, военное кино

Previous post Next post
Up