Чехов - первый русский блогер

Apr 27, 2010 14:35

Перечитывая старый, пожелтевший, 78 года выпуска сборник рассказов Чехова, найденный мной на чердаке, в деревне, поймал себя на странном ощущении - что читаю ЖЖ.
На самом деле - Чехов первый русский блогер, по всем статьям. Рассказы короткие, читаются на одном дыхании. Это раз. Персонажи нарочито выпуклые, выдавленные, что делает небольшой рассказ маленькой миниатюрой. Это два. Сюжет с одной стороны предсказуем, с другой стороны пересыпаны густо пикантными деталями и детальками, и оттого тянет перечитать ещё и ещё, смакуя именно их. Плюс сам язык - густо расставленные авторские мемчики, ухмылочки, акцентики, штрищки, манера очень характерная. Ну и наконец сама позиция автора. Сторонняя, весьма циничная, стебная-шутливая, бесконечное ерничанье и похихикиванье даже над тем - над тем хихикать собственно нельзя, а есть. Одним словом все черты современного блого-рассказа налицо.

В общем, если бы Чехов был блогером, он несомненно был бы тысячником.
Вот яркий пример, рассказ «Жалобная книга», чем не интернет сегодняшний, а?

ЖАЛОБНАЯ КНИГА
Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера!?»
Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я - морда твоя».
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».
«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».
«Никандров социалист!»
«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка... (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим... (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки... (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».
«Господа! Тельцовский шуллер!»
«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»
«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
«Лопай, что дают»...
«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
«Добродетелью украшайтесь».
«Катинька, я вас люблю безумно!»
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».
«Хоть ты и седьмой, а дурак».

P.S. Ну а мне сборник открылся сам, рассказом «Тоска». Бывает так, что книга сама открывается нужным местом. Почему меня задело, поймёте сами. Значит нужно так. Сел читать.

Книги, Миша, Лыдтыбыр

Previous post Next post
Up