Good night, and good luck!

Jun 14, 2012 13:28

Снятый в далеком 2006 году Джорджем Клуни фильм "Доброй ночи, и удачи!" удивительным образом оказалась актуальной при просмотре ее сегодня, в контексте ситуации, имеющей место сегодня в нашей многострадальной стране. Картина совсем не про это, поэтому приходится буквально-таки насильно заставлять себя не проводить никаких параллелей c США 50ых. Российская политика, имхо, всем изрядно успела наскучить - в достаточной мере, чтобы полностью освободить от нее рецензию такого замечательного кино как "Доброй ночи, и удачи!".
Если быть кратким, то я искренне рекомендую ознакомиться с этим фильмом, который был многократно номинирован на Оскар и завоевал немалое количество других наград. Это интересная и необычная картина, сочетающая в себе историческую достоверность описываемой эпохи и удивительную зрелищность подлинной драмы.





Кинолента «Доброй ночи, и удачи!» решительно выделяется на фоне остальных не просто потому, что это качественная историческая драма, которая, покрывая события середины прошлого века, умудряется оставаться актуальной и по сей день. Джордж Клуни умудрился снять удивительно стильный и эстетический доставляющий фильм, где каждый актер удивительным образом находится на своем - и только - месте. Включая сенатора Джозефа Маккарти, который - как бы это странно не прозвучало - играет в фильме самого себя.
Нет, конечно, республиканец Джозеф Маккарти, прославившийся как один из самых страстных охотников на красных ведьм, никого не играет, - в фильме он присутствует в виде документальной хроники, вставленной в фильм (кстати, интересный факт: на тестовых просмотрах зрители, не знавшие об использовании документальной хроники, утверждали, что играющий Маккарти актер сильно «переигрывает»).
Этим и уникален фильм «Доброй ночи, и удачи!» - он является одновременно и художественной, и документальной кинолентой. Клуни умело соединил два этих, казалось бы, несовместимых начала, и создал подлинный шедевр. Нет, я нисколько не преувеличиваю и не кривлю душой: в 2006 году фильм был номинирован на Оскар по шести разным категориям, получил пять призов престижного Венецианского фестиваля и массу других премий. Рейтинг киноленты на IMDB составляет 7.7 из 10 баллов.

Фильм повествует об одном из самых спорных в (и для) истории США периоде - конце 40ых - начале 50ых, в который все американское общество было заражено «красной истерией». Чувство опасности красной угрозы настолько прочно обосновалась в головах простых людей и служащих госбезопасности, что последние - вдохновляемые одиозным сенатором Джозефом Маккарти - начали охоту на красных ведьм. Доброжелательный нейтралитет президента Эйзенхауэра и молчаливое соглашательство сената развязало маккартистам руки. Используя для своих нужд Комиссию при Конгрессе, они начали активную деятельность по выявлению и избавления госаппарата (и не только) от пособников Советов. По обвинению в связях с коммунистами очень многие люди - в том числе совершенно невиновные - лишились доброго имени, работы и даже свободы.
Джозеф Маккарти являлся чрезвычайно популярной политической фигурой: в 1953 году, именуемым золотым годом маккартизма, одиозный сенатор по праву считался едва ли не самым влиятельным лицом в стране, отодвигая на второй план даже Эйзенхауэра, которого, к слову, без вмешательства Маккарти могли и не выбрать. Открыто противостоять Джозефу Маккарти осмелились считанные единицы, среди которых самой яркой фигурой был радио- и тележурналист Эдвард Мюрроу. Его полемике с яростным сенатором-антикоммунистом и посвящена кинолента «Доброй ночи, и удачи!».



Надо сказать, что картина практически полностью лишена экшена и зрелищности. Акценты смещены с взаимодействий тел персонажей на взаимодействие их умов, характеров, личностей. Практически все действие разворачивается внутри здания канала CBS, в различных офисах, съемочных студиях, коридора. Действие достаточно медлительно и построено исключительно на диалогах и монологах, напоминая картины вроде «Американцы» («Glengarry GlenRoss», 1992) и «Резня» («Carnage», 2011). Я бы не удивился, если бы узнал, что фильму предшествовала театральная постановка.
Однако в этом нет ничего удивительного. Как еще можно снять противостояние, которое происходит на экранах телевизора, на страницах газет и в умах рядовых американцев? Выпады одного это обвинения в членстве в коммунистических организациях и работе на Советы, победы другого - возвращение несправедливо уволенного из ВВС лейтенанта и начало сенатского расследования.
Можно ли было сделать эту картину иначе? Наверное, можно было, однако я рад, что Клуни не стал этого делать. Определенно, найдутся люди, которым этот фильм покажется скучным и неинтересным. Что ж, для таких снимают Трансформеров и Мстителей, так что обиженными они надолго не останутся. Для тех же, кто способен оценивать в фильме не только взрывы и телок, «Доброй ночи, и удачи!» окажется приятнейшим затягивающим зрелищем. Несмотря на отсутствие спецэффектов, напряжение происходящего на экране ощущается настолько рельефно, что лично я не смог оторваться от картины вплоть до самых титров.



Очень порадовала подборка актеров, в особенности Дэвид Стрэтэйрн в роли Эдварда Мюрроу. Данный актер просто идеально подходит на роль американского героя-спасителя: за сорок, в костюме и с дымящейся сигаретой, с точено-рубленным лицом, которое не покидает выражение полной сосредоточенности и решимости. Клуни и Дауни младший также прекрасно представляют вверенных им персонажей.

Надо сказать, что Клуни таким образом расставил акценты, что в смысловом фокусе картины находится не противостояние Мюрроу и Маккарти (которая, в сущности, воплощает сражение за идеалы демократического и гражданского общества). В действительности, картина повествует о той миссионерской роли, которую должно исполнять в обществе телевидение. Телевидение Эдварда Мюрроу - не способ убить очередной вечер за просмотром очередного шоу, не площадка для бессмысленных развлекательных программ, убивающих в человеке его кругозор, его вкус, его критическое восприятие. Телевидение Эдварда Мюрроу - инструмент просвещения и борьбы за справедливое гуманное общество. Нельзя не проникнуться его словами, пусть и проникнутыми идеалистической тоской, и не осознать их актуальности в наши дни, в которые, пользуясь словами главного героя фильма, телевидение используется в основном для того, чтобы «отвлекать, развлекать и отстранять нас от действительности».

image Click to view



Вместо заключения я хочу обронить пару слов о том, какое значение этот фильм может иметь для нас с вами. Мы, безусловно, не американцы, и достаточно далеко отстоим от их исторических драм, хотя и способны, конечно же, оценить их глубину и проникнуться их пафосом. Проникнуться и осознать, что перед нами не просто актуальная и злободневная кинокартина, которая в 2006 году метко пустила несколько стрел в адрес бушевской администрации. Перед нами - патриотическое кино. Да-да, безусловно, Джордж Клуни сумел снять в том числе и очевидно патриотическое кино, с присущими такому жанру идеализмом и наивностью.
Ведь что такое, в сущности, маккартизм? Целенаправленные политические чистки государственного аппарата и сфера культуры от всех, кто симпатизировал или просто был связан с коммунизмом, который после победы над фашистской Германией набрал много очков в общественном мнении. Да, это политические репрессии, столь характерные для ХХ века, но столь нехарактерные для США со всей их демократической традицией. Безусловно, борьба против маккартизма - борьба за гражданское общество, за демократическую форму правления, за основные права и свободы человека. Вот, пожалуйста, идеальный сюжет для патриотической киноленты: сражение за фундамент того, что составляет дух твоей страны! Идеально!
Печально то, что на фоне "Доброй ночи, и удачи!" импотенция современного отечественного кинематографа в вопросе создания качественных патриотических кинолент становится особенно очевидной. Жалкие попытки насиловать трижды охладевший труп музы имени Великой Отечественной перестали приносить что-либо, кроме разочарования. Опыт Михалкова тому прекрасное подтверждение. Очень надеюсь, что в скором будущем ситуация изменится, а до тех пор остается смотреть, как такое кино делают другие.

кино

Previous post Next post
Up