Если описать цветовую гамму, с которой ассоциируется у меня Иерусалим, то это были бы черный, серый, коричневый, белый и оливковый цвета. Иерусалим морально давит, в воздухе чувствуется какая-то напряженность, будто приближается гроза, или только что вот тут, на этих улицах полчаса назад были стрельба и взрывы, и только ради нас, туристов, их остановили с тем, чтобы после нашего отъезда продолжить снова. А в стенах храмов чувствуется печаль и скорбь вселенская и... кровь...
***
Первым делом по приезде в город нас повели к Стене Плача.
Металлоискатели на пути к Стене Плача
Выйдя из автобуса, мы увидели процессию мероприятия по инициации (не знаю, как на иврите называется это действо) какого-то юноши. Гид объяснила, что это обычное мероприятие, проходит оно в день рождения мальчиков, когда им исполняется то ли 13, то ли 14 лет. Мне показалось это все довольно забавным и веселым. Процессия сопровождалась игрой музыкантов на каких-то инструментах, где основную роль играли ударные. Люди, по рассказу гида, это, как правило, родственники и друзья, идущие в процессии, танцевали и пели. Туристы из нашей группы сопровождали всех празднующих улыбками и смотрели на все это с неподдельным интересом, так что гид тут же решила «завернуть» все наше удовольствие и стала торопить, мол, нечего глазеть на чужой праздник, вроде как нас на него не приглашали.
Что касается самих празднующих, им было все равно, они упивались своей радостью и были позитивно настроены по отношению к окружающим, видимо, уже привыкли к толпам туристов, путающихся под ногами. Даже когда на обратном пути нам опять встретилась уже другая подобная процессия и какие-то тупые туристки, кажется из нашей группы, прошли прямо под шатром, который по традиции родственники несут над головой юноши, со стороны празднующих не последовало никакой агрессии, хотя я ожидала, что сейчас будет скандал, все-таки чужая страна, другие нравы. И конечно, мне стало ужасно стыдно за нас, туристов. Я бы на месте этих израильтян этим девочкам подножку подставила, чтобы в следующий раз соображали, как вести себя в чужой стране.
Вот одна из этих девушек
Стена Плача, к которой нас подвел гид, не произвела на меня особого впечатления. Ожидалось, что сия историческая достопримечательность будет более монументальной и произведет впечатление величественности, некой сакральности даже. Но это тот же коричневато-серый камень (тоф, кажется, называется) и какие-то высохшие кусты, торчащие из стены то тут, то там (не понятно, почему их не повыдергивают?), напоминающие буйнорастущие клочки волос на теле человека.
Территория стены отделена загородкой от общей площади и делит пространство перед стеной на две половины - мужскую и женскую. За эту перегородку следовало заходить по очереди. Туда же шли и процессии с празднующими. Я не пошла туда, поскольку не хотелось толкаться, да и, я считаю, это не стоит мешать верующим, которые специально пришли помолиться к стене. Правда, мой друг все же зашел в мужскую половину и сделал пару кадров. На входе ему выдали кипу, и он взял ее просто на память. Мужская половина отделена от женской, якобы чтобы женщины не мешали мужчинам молиться и чтобы мысли о женщине не отвлекали их от мыслей о Боге. Бедные мужчины, нигде нет им покоя! Так эти израильские женщины достают их даже у Стены ПлачаJ)) Я была в шоке, когда увидела, как женщины перевешиваясь через перегородку, нагло смотрят на то, что происходит на мужской половине. А где религиозность, почитание традиций и все такое?
Но к Стене Плача люди шли и не только как к пункту праздничного маршрута. Когда наша группа собиралась после осмотра Стены, подошла наша туристка и поделилась впечатлениями. У стены на женской половине стояла девочка лет 7-ми, припадала к камням и рыдала так, что, по словам женщины, у нее "сердце кровью обливалось". Не в силах это слышать, она ушла оттуда.