Свадебный обряд

Aug 04, 2010 16:54



Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. В разных регионах этот обряд проходил в соответствии с местными традициями. Но при всей вариативности обряда его общая структура остается неизменной. Обычно свадебный обряд состоял из нескольких этапов:

1) cватовство;

2) cмотрины;

3) рукобитие;

4) вытие;

5) девичник / мальчишник;

6) выкуп;

7) таинство венчания;

8) гуляние;

9) свадебный пир.

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влекло за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своем и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мертвого. В церковь невесту часто вели под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходила уже сама. Жених вносил невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался.


Сватовство - свадебный обряд, представляет собой обряд предложения женихом руки и сердца, своей девушке при её родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених может либо непосредственно сам, либо посылая к родителям своей избранницы сватов. Как правило, в состав делегации входят: родители жениха, ближайшие родственники, крёстные родители, иногда близкие друзья. Явившись в дом невесты, сваты заводили с родителями разговоры о посторонних делах, а затем уже переходили непосредственно к сватовству. Улучив момент, главный сват или сваха обращались к хозяевам например так: «Мы пришли к вам не пировать, не столовать, а с добрым делом, со сватовством. У вас есть товар, у нас есть купец - станем родство заводить».

Сваты наперебой нахваливали как жениха, так и невесту, и делали заключение, что это подходящая пара. Если родители были не согласны, они отвечали: «Молода еще, надо в девках побывать, отцу-матери помогать». Спрашивали согласия невесты. Если она была согласна, отец говорил: «Волей выбрала молодца - не взыскивай с отца». Признаком отказа невесты являлось возвращение подаренного ей сватом пирога. Про жениха, получившего отказ, говорили «калитку съел». У сватов существовали свои секреты, чтобы сватовство прошло удачно: заходя в избу, они начинали шуметь-греметь, через порог переступали правой ногой, садились обязательно под матицу - балку, связывающую стены дома; перед тем, как спросить согласия у невесты, хлопали ее по левому плечу - считалось, что после этого девушка не сможет отказать; перед тем, как отправиться в дом невесты, опутывали веревками стол.

Завершалось сватовство тем, что свату выдавали платок невесты в качестве залога, что означало, что предложение принято. Этот платок сваты передавали жениху. Если предложение было принято, сваты довольные уезжали домой, ехали открыто по улице, а уж если предложение родители или невеста отклонили, тогда сваты возвращались домой украдкой, огородами.

Н.К. Пимоненко. Сваты

 

Смотрины - свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить ее достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.

Также под смотринами можно понимать смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как еще назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобитья.

Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг - по обычаю, «запутывали дело». Позже обряд смотрин вобрал в себя сватовство и рукобитие и мог поэтому тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого и т. д.

Рукобитье (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) - часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договоренность по поводу свадьбы.

После успешного сватовства, недели через 2-3 родители молодых организовывали так называемый «сговор», «запой», «рукобитье». «Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определен после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

При этом договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. В некоторых местностях принято было, чтобы оба отца надевали на себя шубы, подавали друг другу руки через полу шубы, а присутствующие приговаривали: «На счастье! Господи, благослови!». Старший сват или кто-нибудь из уважаемых людей разнимал руки отцов. В этот момент отец жениха вручал невесте и ее отцу какой-либо недорогой символический подарок. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» - от слова «петь», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

М. Шибанов. Празднество свадебного сговора



История рукобития

Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Только при Екатерине II, в 1755 г., Святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Происходило это следующим образом.

Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись, в которой говорилось о том, к чему пришли обе стороны, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное. Иногда оговаривалось, что муж не должен бить жену; в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка: в кольце невесты - инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха - инициалы невесты и тоже дата обручения.

На второй день после помолвки совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на пяти подводах: первая - иконы и самовар, вторая - посуда, третья - постель с принадлежностями, четвертая - мебель, пятая - мать или тетка невесты с переписью приданого, а также сваха, держащая в руках индюшку в чепчике. Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями.

Существовал единственный сугубо православный обряд - совместные моления невесты и ее матери. Выполнялся он сразу после отъезда поезда с приданым от дома невесты. После этого устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде населения, более близкой к крестьянским традициям, мальчишник - во всех сословиях. Затем происходило церковное оглашение.

Письменно или устно уведомлялся священник прихода о намерении молодых людей вступить в брак, происходило оглашение «имени, чина или состояния» жениха и невесты. Три ближайших воскресенья после литургии батюшка объявлял имена желающих вступить в брак.

Обычай позволял установить, имеются ли препятствия к браку. После трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся «обыск», заносившийся в специальную «обыскную» книгу. С 1802 по 1917 гг. она была в каждой церкви. «Обыск» подписывали жених, невеста, 2 - 3 поручителя и причет церкви.
 Особенности в северных традициях

На севере этот обряд назывался обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствовали жених и сват.

Обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить ее и вести к отцу.

После этого совершалось ключевое действие всего дня - «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы). После «завешивания» невеста начинала причитать. Жених и сват, не дожидаясь конца причетов, уезжали.

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое.

В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали. На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.

Вытие - свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его - показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. На невесту надевали что-то наподобие фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только ее отпускали - невеста падала.

Приданое

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

В.М. Максимов. Шитье приданого



Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Баня

Хождение невесты в баню - непременный атрибут большинства региональных традиций. Этот обряд мог происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями.

Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала ее пот в специальный пузырек, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху.

Девичник - свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы.

К невесте приходили ее подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же всё время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходило следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Однако в некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом - приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.

Дружка

Дружка (или дружко) - один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями.

Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же - почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

Обычно дружка - родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут - вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.

В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.

Приезд жениха

Выкуп, бранье - свадебный обряд, при котором жених забирал невесту из дома.

Невеста перед выкупом прощалась с подругами, с родительским домом. В доме жениха также велась подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостячеством. Чтобы уберечь парня от сглаза, крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же.

Собственно свадьба начиналась с приезда «свадебного поезда», гостей со стороны жениха на лошадях в дом невесты. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом. Прежде, чем войти в дом, «поезжане» должны были преодолеть ряд препятствий. В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.

С большей торжественностью обставлялся перевоз в дом жениха постельных принадлежностей и оборудование свадебного ложа. Постель из дома невесты мог сопровождать дружка, отвечавший кроме всего и за береженее молодых от порчи. Со стороны невесты за постель отвечала одна или несколько специально назначенных женщин - постельниц. Свадебное ложе по традиции оборудовали в нежилом помещении, это могли быть клеть, подклеть, летник и даже примыкающий к дому амбар. В крестьянских семьях брачное ложе всегда устраивалось в доме жениха. «Домострой» же рекомендовал проводить первую брачную ночь в доме невесты, так как именно тесть отвечает за непорочность дочери. Но эти рекомендации соблюдали не часто.

В доме жениха постель встречали с иконой, кропили святой водой и торжественно несли в отведенное помещение. Порядок устройства свадебного ложа был различным, но оно должно было подчеркнуть будущее богатство и плодовитость. В богатых семьях его могли оборудовать непосредственно на снопах (их брали три по девять) или мешках с пшеницей, покрытых одним или несколькими коврами. Обязательно в каком-то виде использовались шкурки пушных зверей. Количество перин не регламентировалось, их могло быть две-три, как и одеял. Под перины мог укладываться матрац, набитый ароматными, но не очень пахучими, травами. Подушек обычно было две, но они могли быть по размеру больше обычных.

В «Домострое» подробно описывалось не только оформление брачного ложа, но и всей комнаты. «В головах же поставят образ, а по четырем углам на прутьях по паре соболей да по калачику крупичатому, да поставец, а на нем двенадцать кружек с разным питьем, с медом и с квасом, да ковш один, да чарку одну же, чтобы была она гладкая и без выступов, или братину круглую без носка. Да тут же накрыть и стол, застелив фатою, там, где быть в головах свечам и караваям, да маленький столик повыше него, на два блюда под крест, что будет на женихе, да под монисто, что будет на невесте, да две миски, одна для колпака или шапки, а другая для кики. А в ногах постели накрыть стол, на котором платью лежать да в одном углу закрыть занавеской, а за ней пуховик на ковре да изголовье, большой кумган кипяченой воды, два таза, большая лохань да две простыни. Тут же приготовить и два халата, мужской и женский, рукомойник, лохань, полотенце, две шубы нагольные. И все то так приготовя, дружки и свахи сначала всех отошлют, затем и сами выйдут, а сенцы запрут и запечатают оба дружки двери своими печатями. И оставят тут перед сенцами постельничих».

В крестьянских семьях оборудование комнаты для первой брачной ночи было значительно скромнее, но снопы или мешки с зерном должны были быть в ней обязательно. Продукты и питье, как правило, приносились перед приходом молодых непосредственно со свадебного стола, но могли быть специально приготовленными.

В.В. Пукирев. Прием приданого по росписи



Церковный брак, церковное бракосочетание - христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни.

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир - свадебный обряд при котором за едой и питьем с шутками и тостами праздновалась свадьба.

Родители невесты часто не присутствовали за свадебным столом в первый день, поэтому у русских был в таких случаях обряд «звать гордых». Это делали ряженые гости с той и с другой стороны. Они шли шумной толпой в дом к родителям невесты, приглашая их за свадебный стол.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» - сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты - рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лед ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», ее родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т. д.

Второй день свадьбы

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к теще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что теща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Обряды

Previous post Next post
Up