Комментарий без комментариев

Feb 28, 2013 22:36

Оригинал взят у mikhail_zeleny в Комментарий без комментариев

К моей статье на Богослов.Ru был дан следующий комментарий, который я привожу целиком как весьма, на мой взгляд, характерный для представителей ПСМПБ. О том, насколько сказанное обосновано или, напротив, не обоснованно - об этом я предлагаю судить читателям.
Сергей К., Москва
28.02.2013 в 16:45
Прежде чем выразить свое мнение по поводу закрытости братства и пользы от него, хотел бы затронуть одну тему, имеющую к этому прямое отношение. А именно, хочу кое-что сказать по поводу обвинений о. Георгия и братчиков в гордости (такое обвинение есть в тексте д. Василида и иногда мелькает и здесь, в комментариях).

Как справедливо отмечено в комментарии Геннадия из Петербурга, гордость есть у всех.С одним только, могу добавить, исключением - практически свободными от этого греха можно все же считать людей, весьма уподобившихся Богу - то есть тех, кого называют преподобными. Именно эти люди имеют право обличать других в гордости, но как показывает практика, они этим правом практически не пользуются. В древнем патерике есть пример, когда авва обличает в гордости свое духовное чадо, но, кстати, без результата - тот, естественно, не признает ее за собой. Преподобный Амвросий Оптинский в разговоре со Львом Толстым ничего ему про гордость не сказал, только потом, когда его спросили о результатах разговора он ответил: «Горд очень…» - и можно представить, с каким чувством сожаления. Преподобный Серафим Саровский, обличая в гордости зашедшего к нему из любопытства генерала, тоже ничего ему не сказал, но просто стал перед ним на колени…Почему преподобные отцы воздерживались от прямых обличений в гордости? Потому, что хорошо знали, что это бесполезно. Если человек действительно горд, он этого никогда не признает, а если может признать, то он и не горд

На этот счет даже поговорка имеется: «Блудных обличают люди, тщеславных - ангелы, а гордых - сам Бог». Итак, если лучшие из учеников Христовых воздерживались от обличений других людей в гордости, то кольми паче подобает воздерживаться нам, грешным? Такие обличения в устах современных православных (по крайней мере тех, кто общается в сети) ничего, кроме горького смеха, вызвать не могут - подобный обличитель, вместо того, чтобы лечить раны других, растравляет и выставляет напоказ свои собственные. Поэтому я бы вообще предложил модераторам сайта запретить любые обвинения в гордости, как совершенно бессмысленные и вредные, уничтожающие саму возможность богословия и диалога в церкви.

Теперь попробую ответить на вопрос: //Вот простите: с точки зрения "рядового попа", что называется - какая от вашего Братства //отдача?
Ну что здесь сказать? Во-первых «точка зрения рядового попа» есть, бесспорно, не самая лучшая точка зрения в церкви. На мой взгляд, братство может наиболее эффективно помочь тем ревностным пастырям, которые желают подвизаться на ниве духовного просвещения народа наиболее усердно. И, кстати, не только может, но уже и помогает - взять хотя бы проводимые уже 3й год научно-практические конференции «Традиции святоотеческой катехизации», в которых участвуют не только «братские» священники, а даже и очень издалека приезжающие.

Во-вторых, братство не может быть «всем для всех» в силу ограниченности людских и материальных ресурсов. Вы меня простите, Михаил, но если бы входили в «десятку» на приходе, и лучше не в вашем маленьком, уютном, а в таком, который занимается, например благотворительностью и в изрядных масштабах, то Вы не задавали бы подобных вопросов.

Даже поддержание того, что уже есть - СФИ, оглашения, конференций, выставок и т.п. требует большого, если не сказать предельного, напряжения, больших средств и сил, которые, кстати, после прекращения давления на братство, можно было бы расходовать лучшим образом. Вы в курсе, например, истории с ТСЖ, которая только недавно завершилась, и о том, сколько сил и времени она отняла у руководства института? А ведь братство еще и не получает материальной поддержки ни от церкви, не от государства.

В-третьих, братство и не должно быть «всем для всех» в силу того, что это неэффективно - братство «заточено» под духовное просвещение - миссию и катехизацию, и систематическое использования его для всего другого - например, благотворительности означало бы просто нерадение о уже данных дарах Божьих. Конечно, братство занимается делами милосердия, но в тех масштабах, какие может себе позволить. А Вы говорите «реставрация храмов». Хорошо хоть не посоветовали сотню сирот усыновить - а что, дело-то хорошее…

Кстати, что касается направлений деятельности братства, то мне кажется, что я могу Вас порадовать, если скажу, что братство не действует жестко по раз и навсегда определенной схеме, а находится в творческом поиске. Рискуя быть обвиненным в тщеславии (не в гордости все же, я надеюсь), скажу, что поиск это бывает, успешен - например выставки, посвященные жизни церкви во время гонений, оказались очень даже востребованными в церкви - еще осенью число выездов с такими выставками перевалило за 35!

По поводу Вашего сожаления, что, дескать, народу много в братстве остается после оглашения, могу сказать, что, во-первых, братство не может ставить задачи, сколько оставлять людей, а сколько «отправлять» - решают сами люди (во время «пустыни») - в нормальном случае, если человек научился познавать волю Божью, то Отец небесный. Во всяком случае, как-то специально стараться оставить людей, к братской жизни не способных или не желающих, никто не заинтересован - каждый хорош на своем месте. Может ли человек человек выбрать приход, а не братство без нареканий в свой адрес? - думаю, что может. Вот, здесь где-то писала сестра из Екатеринбурга, что она ушла на приход, и с братчиками у нее прекрасные отношения. Ваши пожелания, чтобы братство еще больше поддерживало миссию, и если не оглашение, то хотя бы предоглашение на приходах, полностью разделяю. Вы сами можете облегчить и ускорить этот процесс, если в интернет - общении будете снимать предубеждения против братства, а не создавать их. И, если так, то помоги Вам Бог.
Previous post Next post
Up