Нашел интересную информацию о твердотопливных двигателях шаттла:
<<
Бесшовные корпусные обечайки ТТУ выполнены кольцевой прокаткой из штампованной листовой стали. На стыках обечаек предусмотрены вилка и хвостовик монтажного соединения, с помощью которого они компонуются в сборки, называемые заливочными секциями. Четыре такие секции - передняя, две центральные и задняя.
Канал топливного заряда в первой обечайке передней секции имеет форму звезды с 11 лучами, которая вблизи заднего днища последней обечайки трансформируется в коническую форму. Центральные секции снаряжаются одинаковыми одноканальными зарядами с каналами в форме усеченного конуса,причем передние торцы зарядов при отливке бронируются для регулирования поверхности горения. Задняя секция снаряжается одноканальным зарядом с каналом в форме усеченного конуса, который резко расширяется вблизи заднего днища, образуя выемку для передней части утопленного сопла. Торцевая поверхность заряда, обращенная к сопловому блоку, также бронируется. Промежуточный адгезионный слой, предназначенный для скрепления топлива с термоизолированным корпусом РДТТ, выполняется из асбонаполненного углеводородного полимера. В качестве термоизолирующего покрытия корпуса используется слой асбо-наполненного бутадиеннитрильного каучука. Сборка четырех указанных секций в единый ТТУ осуществляется на стартовом комплексе с помощью стыковых монтажных соединений с герметизирующими фторуглеродными уплотнениями.
Сопло ускорителя утоплено на 20,4% (рис. 140). Диаметр критического сечения сопла 1,384 м, выходного сечения - 3,759 м, так что степень расширения равна 7,38. Сопло состоит из термоизолированных алюминиевых и стальных узлов и имеет гибкое соединение, которое обеспечивает управление вектором тяги. Вся сужающаяся часть сопла, гибкое соединение и часть выходного раструба утоплены в кормовую обечайку корпуса двигателя. Пиротехническое воспламенительное устройство представляет собой ракетную камеру с соплом, выполненную из стали и термоизолированную изнутри и снаружи, содержащую приблизительно 80 кг быстрогорящего ТРТ в виде одноканального заряда с формой лучевой звезды. Интересно отметить, что для разработки ТТУ потребовалось лишь 4 стендовых доводочных испытания и 3 пуска на соответствие техническим условиям.
>>
Почти полтора метра! Туда можно войти, пригнувшись!
Тимнат И. Ракетные двигатели на химическом топливе: Пер. с англ. -М.: Мир, 1990. - 294 с.
Страница 225
http://books.alnam.ru/book_raket.php?id=67