http://www.spiegel.de/wirtschaft/russland-artemij-lebedew-ueber-das-leben-in-moskau-a-1087993.html Павел Локшин, Москва
перевод мой - de-de-de
Дизайнер Артемий Лебедев: "Путин не любит новое"
Артемий Лебедев самый известный дизайнер России - и вызывающий дискуссии своими спорными высказываниями. В интервью он говорит о президенте Путине, предпринимательском чутье русских и жизни в Москве.
Артемий Лебедев, 41, считается самым известным дизайнером России, разработал светофоры для города Стамбула и внутреннюю отделку новых станций метро в Москве. Любители техники знают его как создателя клавиатуры Оптимус с кнопками-дисплеями. 20 лет назад агентство Лебедева было известно вебдизайном для таких крупных российских клиентов как банки и издательские дома, позже к этому добавился производственный дизайн и оформление городских пространств. Лебедев конфликтный блоггер, пользующийся дурной славой из-за своих выпадов против православной церкви и своей грубой манеры говорить.
Шпигель Онлайн: Артемий Андреевич, как бы вы описали Москву немцу?
Лебедев: Лучший город мира. Эта фраза может показаться смешной, потому что есть более старые, красивые и многогранные города. Но Москва это город возможностей, которых больше нигде нет. Ты можешь приехать сюда в 25 или в 50 и добиться в своей работе сумасшедшего успеха. Попробуйте сделать это в Нью- Йорке. В Москве вы можете, ну я не знаю, разбогатеть на интимной стрижке для собак.
ШО: Но вы ведь известны не интимной собачьей стрижкой. Как вы стали самым известным в мире русским дизайнером?
Л: Возможно потому, что у меня есть предпринимательский ген. Большинство русских не имеют делового чутья. При этом Артемий из Москвы имел в начале 90-х такие же шансы, как Ганс из Мюнхена или Джон из Балтимора, интернет везде был чем-то новым. Кстати, в Балтиморе я один год учился в школе.
ШО: Как вы попали в Америку в детстве?
Л: Незадолго до распада Советского Союза мои родители получили в Балтиморе годовые договоры в качестве профессоров славистов. Тогда все хотели в Америку. Но мне там было невыносимо. Америка менее свободна, чем была Россия во времена моего детства и чем сегодня.
ШО: Вы серьезно считаете, что советский коммунизм был свободнее, чем Америка?
Л: Конечно никто не мог покинуть Советский Союз без специального разрешения, но в американской школе я не мог сходить в туалет без разрешения и пропуска. Если ты попадался в коридоре без этих бумажек, следовало серьезное наказание. Каждое утро была присяга и национальный гимн, у нас такого даже при Сталине не было!
ШО: Россия управляется авторитарно, выборы манипулируются. Вы не хотите демократии?
Л: Я никогда не участвовал в выборах, политики мне всегда были безразличны. Даже когда здесь была полная свобода, мне как избирателю это ничего не давало. Ни оппозиционный политик Алексей Навальный, ни все эти вместе взятые демократы 90-х как Григорий Явлинский никогда ничего не добились. Все болтуны. По мне так Путин может хоть завтра провозгласить себя царем, Владимиром Первым. Если у меня будет царь, который оставит меня в покое и что-нибудь сделает для страны, прекрасно.
ШО: Вы не боитесь, что Россия при Путине пойдет по ложному пути?
Л: Мне абсолютно все равно, кто сидит в Кремле. За 25 лет я как предприниматель ни разу не почувствовал, что государство на меня давит. Только с налоговой службой нельзя шутить, но это по всему миру так.
ШО: С Путиным вы безмерно счастливы?
Л: Путин не любит новое. Он любит старое, его идеал Советский Союз. Он в детстве проводил каникулы в Крыму, поэтому он хотел вернуть полуостров назад. Но кому нужен Крым? У нас есть полуостров лучше - Камчатка в Тихом Океане. Там в тысячу раз круче, чем в Швейцарии - фантастические ландшафты, гейзеры, фьорды. И никакой инфраструктуры. Туда должны деньги течь.
ШО: Камчатка это глубокая провинция. Но вас обвиняют в том, что вы получаете городские контракты благодаря хорошим связям в городском правлении.
Л: Я не хожу на приемы, я социофоб. Я лучше встречусь с несколькими близкими друзьями. И мэр Собянин, кстати хороший человек, стоит в моей работе в моем родном городе примерно на 5025-м месте. Я просто постоянно думаю о том, как сделать Москву лучше.
ШО: Как же изменилась столица в последние годы?
Л: К сожалению мы все еще очень далеки от хорошей архитектуры и тщательного планирования кварталов. Люди здесь только пару лет назад поняли, что общественные пространства можно рационально оформлять. Зоной комфорта для русских все еще является собственная квартира и свой автомобиль. Что происходит снаружи, им все равно. Они бросают свой мусор на улице, как в Индии.
ШО: Почему это так?
Л: В нулевых годах страна была еще в пубертатном периоде, теперь она постепенно взрослеет. Пока еще не все понимают, что это значит, быть взрослым и брать на себя ответственность. Но люди здесь делают это все чаще. Я уверен, что через 10 лет Москва, Санкт-Петербург и европейская Россия станут очень взрослыми.
ШО: Вы большой оптимист.
Л: Это замечательно в России: столько изменений только за одно поколение. Когда я был маленьким, дома не было телефона. Мы должны были стоять в очереди у телефонной будки. Люди нетерпеливо стучали монетами в дверь кабинки. Если кто-то звонил дольше двух минут, был конфликт. Сегодня в России больше мобильных договоров на человека, чем в Германии, мобильный интернет дешевый, везде можно платить кредитной картой. Есть множество стран, в которых вообще ничего не происходит. Я могу сравнить: я объездил более 200 стран.
ШО: Что бы вы сказали российским оппозиционерам, которые протестуют против Путина?
Л: У меня есть популярный советский плакат времен Второй мировой войны, на нем изображена рабочая на фабрике. Надпись гласит: Мсти у станка. Не обязательно ехать на фронт, чтобы быть полезным. Если тебе что-то в России мешает, борись с этим своими силами.