Я не понимаю, когда в очередной раз начинается критика ЕГЭ. В вопросе с ним я полностью согласен с позицией Минобрнауки, что ЕГЭ уменьшает нагрузку на абитуриентов (выпускающихся из школы и поступающих в вуз в один год) и, соответственно, стрессы для них. Ведь за конец весны и почти все лето абитуриенты сдавали два и более раз одни и те же предметы. Естественно, тревога за результаты увеличивалась соответственно на количество сдаваемых экзаменов. Да ещё нужно было думать, как успеть на все вступительные испытания в разных вузах, которые к тому же предъявляли разные требования к поступающим. Разумеется, повышается ответственность при сдаче ЕГЭ, но к нему можно готовиться гораздо заранее. И легче готовиться к однократной сдаче предмета по единой программе, чем к экзамену по одному предмету, но по различным требованиям. Я прекрасно помню, как во время моего выпуска из школы и поступления в вуз родители абитуриентов переживали за ту нагрузку, которая предстоит их детям на выпускных экзаменах и вступительных испытаниях. Такая тревога была до и после моего выпуска, пока ЕГЭ не стал единой и единственной формой выпускных и вступительных контрольных мероприятий. И вроде бы этот факт снизил нагрузку на подростка, но почему-то общественность не успокоилась, хотя этого уменьшения и хотела.
Само собой разумеется, что необъективность останется, но она становится менее предвзятой. Другой вопрос, что недобросовестность, коррупционная составляющая, необъективность, та же самая предвзятость переместились из школ и вузов на уровень субъектов федерации (именно на этом уровне действуют комиссии, организующие проверку работ ЕГЭ).
Но в общем и целом ЕГЭ - всего лишь форма аттестации обучающегося. И на мой взгляд, лучше других наших экзаменов - для получения оценки по нему минимум нужно сдать реальную работу. Качество вопросов можно исправить. Хотя мне они кажутся достаточно хорошими. Но опять-таки если человек знает предмет, то он сдаст ЕГЭ. И во многом это зависит от учителя. Так, я, стопроцентный гуманитарий, сдал ЕГЭ по математике почти на 80 баллов, как и почти все мои одноклассники. И получился мой результат таким благодаря усилиям моей учительницы математики, которая смогла заинтересовать меня своим предметом и хорошо всё объяснить. И я не был занят только одной математикой, времени и сил хватало и на другие предметы, и на занятия вне учёбы.
В этом контексте важна роль учителя. И Минобрнауки сейчас активно взялось за этот вопрос. После широкого обсуждения был принят
профстандарт педагога, вступающий в силу с 1 января 2015 года. Я следил за разработкой этого документа, благо она велась почти у меня на глазах и я знаком с некоторыми разработчиками стандарта. Документ очень хорошо проработан и предъявляет необходимые и современные требования к учителям. Идеи в профстандарт заложены хорошие. Особенно хороши месседжи, связанные с информационными компетенциями и работой в интернете, ибо до сих пор работа преподавателя основана на принципе «мел, доска и лысая башка». Да и в целом наше образование пока не учитывает того, что не только школа и учитель являются источником информации для школьника - «интернеты» дают им её гораздо больше (чего стоит одна только Википедия). И увы, школа не учит тому, как работать в сети, как искать в ней качественную информацию. С моей дилетантской в образовании точки зрения профстандарт педагога обобщает современные требования и подходы к профессии учителя. Другой вопрос в подготовке педагогов, её состоянии и качестве. Одним из хороших начинаний Минобрнауки в этом направлении является
модернизация педагогического образования. Но пока она только прорабатывается. И как всё будет реализовываться, одному Богу известно. Жаль, что порой в высшем образовании часто бывает тухлость.
Надеюсь, что у Минобрнауки и в целом у системы образования хватит сил и желания на реализацию хороших идей.