По поводу убитых защитников Масады

Apr 01, 2016 14:52

Во время нашего путешествия по Израилю мы заезжали в Масаду - это развалины древней крепости у юго-западного побережья Мертвого моря. Крепость построил Ирод Великий, ей более 2000 лет.



Прогуливаясь по развалинам, мы время от времени слышали обрывки разговоров и речей экскурсоводов, касающиеся легенды из истории этого места, который современные публицисты назвали бы "героическая оборона крепости евреями от легионов римских захватчиков" (эпизод конца Иудейской войны, 70 год нашей эры). Согласно легенде, поняв неизбежность поражения, 1000 евреев приняли решение убить себя, избежав таким образом мести со стороны римлян, которые угрохали на осаду ни много, ни мало - три года. Защитники хотели умереть свободными. Но так как самоубийство считалось смертным грехом, они придумали убивать друг друга (убийство - меньший грех, чем самоубийство). Что и было сделано с помощью жребия. Так вот, разные экскурсоводы приводили разные цифры выживших - одни говорили, что три, другие - что пять, третьи - что семь человек. Каждый раз в этот момент затевались интеллектуальные перебранки - и между экскурсоводами и между наиболее осведомленными туристами. Меня это позабавило. Насколько я помнил из моего неполного исторического образования, основным источником по еврейским древностям этого периода был и остается Иосиф Флавий (помните, как Берлиоз упоминает "блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавшего о существовании Иисуса" в разговоре с Иваном Бездомным? (кстати говоря, вполне себе упоминавшего)).

И вот, я добрался-таки до интернета, открыл русский перевод "Иудейской войны" Флавия и в девятой главе седьмой книги с удовольствием прочел: "Однако, одна старуха, равно и родственница Элеазара, женщина, которая по своему уму и образованию превосходила большинство своего рода, вместе с пятью детьми спрятались в подземный водопроводный канал в то время, когда всех остальных увлекла мысль об избиении своих близких. Число убитых, включая и женщин и детей, достигло 960. Это ужасное дело совершилось в 15-й день Ксантика". Название главы, кстати "Каким образом жители крепости, убежденные, словами Элеазара, все убили друг друга, за исключением двух женщин и пятерых детей."

Экскурсоводы, привет)


ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.
Каким образом жители крепости, убежденные, словами Элеазара, все убили друг друга, за исключением двух женщин и пятерых детей.
1. Элеазар хотел еще продолжать свою речь, как они в один голос прервали его, бурно потребовали немедленного исполнения плана и, точно толкаемые демонической силой, разошлись. Всеми овладело ка­кое-то бешенное желание убивать жен, детей и себя самих; каждый старался предшествовать в этом другому, всякий хотел доказать свою храбрость и решимость тем, что он не остался в числе последних. При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу - нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элеазара. Родственные и семейные чувства у них хотя сохра­нились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимых ими существ. Обнимая с любовью своих жен, лаская своих детей и со слезами запечатлевая на их устах последние поцелуи, они испол­няли над ними свое решение, как будто чужая рука ими повелевала. Их утешением в этих вынужденных убийствах была мысль о тех насилиях, которые ожидали их у неприятеля. И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжелого дела,-все убивали своих бли­жайших родственников одного за другим. Несчастные! Как ужасно должно было быть их положение, когда меньшим из зол казалось им убивать собственной рукой своих жен и детей! Не будучи в состоянии перенесть ужас совершенного ими дела и сознавая, что они как бы провинятся пред убитыми, если переживут их хотя одно мгновение, они поспешно стащили все ценное в одно место, свалили в кучу, сожгли все это, а затем избрали по жребию из своей среды десять человек, которые должны были заколоть всех остальных. Распо­ложившись возле своих жен и детей, охвативши руками их тела, каждый подставлял свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обя­занность. Когда последние без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим, они с тем же условием метали жребий между собою: тот, кому выпал жребий, должен был убить всех девятерых, а в конце самого себя. Все таким образом верили друг другу, что каждый с одина­ковым мужеством исполнит общее решение как над другими, так и над собой. И действительно, девять из оставшихся подставили свое горло деся­тому. Наконец оставшийся самым последним осмотрел еще кучи павших, чтобы убедиться не остался ли при этом великом избиении кто-либо такой, которому нужна его рука, и найдя всех уже мертвыми, поджег дворец, твердой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти и пал бок о бок возле своего семейства. Так умерли они с уверенностью, что не оставили ни одной души, которая могла бы попасть во власть римлян. Однако, одна старуха, равно и родственница Элеазара, женщина, которая по своему уму и образованию превосходила большинство своего рода, вместе с пятью детьми спрятались в подземный водопроводный канал в то время, когда всех остальных увлекла мысль об избиении своих близких. Число убитых, включая и женщин и детей, достигло 960. Это ужасное дело совершилось в 15-й день Ксантика.
2. Рано утром римляне, в ожидании вооруженного сопротивления, приготовились к сражению, накинули наступательные мосты на крепость и вторглись в нее. Каково же было их удивление, когда вместо ожидаемых врагов на них отовсюду повеяло неприветливой пустотой и кроме клокотавшего внутри огня над всей крепостью царило глубокое молчание. Озадаченные этим явлением, они, наконец, как при от­крытии стрельбы, подняли боевой клик для того, чтобы этим вы­звать находившихся внутри. Этот клик был услышан женщинами, которые вылезли из подземелья и по порядку рассказали римлянам о всем происшедшем. В особенности одна из этих женщин сумела передать в точности обо всем, что говорилось и делалось. Римляне все-таки не обратили внимания на их рассказ, так как не верили в столь ве­ликий подвиг, а постарались потушить пожар, быстро пробили себе путь и втеснились во внутренние помещения дворца. Увидев же здесь в самом деле массу убитых, они не возрадовались гибели неприятелей, а удивлялись только величию их решимости и несокрушимому презрению к смерти такого множества людей. Конец цитаты.

Кстати, в крепости действительно была создана любопытная гидросистема. Это же пустыня, воды нет. Мертвое море - соленое. Осадки - чрезвычайно редки. Однако, грунт Иудейских гор, частью которых является пустыня - совершенно не пропускает и не впитывает влагу. Вода просто стекает. Иногда - это большие мощные потоки типа селевых, которые время от времени перекрывают магистраль Эйн-Геди - Эйн Бокек, над которой и находится крепость. И это - единственный источник воды.  Поэтому в Масаде были сделаны такие улавливатели водных потоков, которые специальными желобами соединили с вырубленными в толще скалы бассейнами-отстойниками. Вода попадала туда мутная, с песком и пылью, но череж несколько дней взвесь оседала и можно было пить. Когда бассейн высыхал, камешки и прочую грязь - вычищали и выкидывали. На фотографии виден и резервуар и кучки песка-камешков.



Думаю, что женщины и дети спрятались именно в таком бассейне, а ни в каком не в канале, которых там нет. Отношу это на ошибку переводчика.

история, путешествия, Израиль

Previous post Next post
Up