Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и медиакомпании готовят поправки к законам о СМИ, о персональных данных и об информации. Эти поправки предполагают, в частности, что интернет-ресурсы будут обязаны предоставлять сведения о своей аудитории, а в случае отказа утратят право на размещение рекламы.
Поправки обсуждали 15 ноября на встрече руководителя Роскомнадзора Александр Жарова и других чиновников с представителями Медиакоммуникационного союза, а также медиаассоциаций и отдельных медиакомпаний, сообщили журналистам газеты «Ведомости» несколько участников встречи. Представители Роскомнадзора отказались прокомментировать информацию об обсуждении. Между тем, по сведениям газеты «Коммерсантъ», в распоряжении которой оказался черновик документа, одним из авторов поправок в нем указана начальник правового управления Роскомнадзора Мария Смелянская.
Идея ввести учет пользователей интернет-ресурсов стала обсуждаться еще в сентябре 2019 года. Надо отметить, что если на телевидении и рекламодатели, и телеканалы давно согласовали единый стандарт данных (этим вопросом там занимается компания Mediascope), то в сети ничего подобного нет. По сведениям издания, Роскомнадзор намерен провести тендер, чтобы выбрать компанию, которая станет единым измерителем аудитории сетевых ресурсов. Утверждать методику исследования также будет это ведомство.
Пока же в правительстве и в администрации президента нет единого представления о том, кто и как должен эти данные собирать, а также какого рода данные это должны быть. Ясно лишь, что государство заинтересовано в том, чтобы знать, что именно граждане ищут и смотрят в интернете, в том числе какую рекламу видят чаще всего, и какие площадки в силу высокой посещаемости имеют максимальное влияние на мнения и настроения в обществе.
В связи с этим Медиакоммуникационному союзу поручено создать рабочую группу для обсуждения законопроекта. Сбор отзывов, на основе которых будут вноситься изменения в черновой вариант документа, уже начался. В обсуждении, по данным газеты, участвуют Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), «Русбренд», «Яндекс» и Mail.ru Group, вещатели и операторы связи.
В ряде компаний журналистам отказали в комментарии, но в «Мегафоне» им подтвердили факт участия представителей компании в обсуждении. Одновременно в компании выразили надежду на то, что «будет найден баланс между интересами государства и бизнеса, который имеет возможность подсчета интернет-аудитории и монетизации больших данных без привлечения уполномоченной организации». В Tele2 же высказали мнение, что ресурсам в случае отказа от «установки счетчика» может грозить не только запрет на рекламу, но и блокировка.
Пока в проекте поправок нет определения того, какой именно круг интернет-ресурсов должен будет передавать данные о своей аудитории. Однако СМИ полагают, что нововведение затронет в первую очередь владельцев онлайн-кинотеатров и новостных агрегаторов. Оно потребует установки программного обеспечения, которое утвердит РКН, и передачи информации в организацию, уполномоченную на ее сбор.
Что касается самой уполномоченной организации или организаций, то для них также предусмотрен ряд ограничений. Например, они будут именно российскими, а иностранцам разрешат владеть не более чем 20 процентами акций или долей в таких компаниях.
По мнению Ивана Бегтина, председателя Ассоциации участников рынка данных, директор АНО «Информационная культура», «не дело государству создавать монополии в той среде, где хорошо существуют коммерческие отношения». Отрицательно относятся к инициативе в ее нынешнем виде и эксперты, опрошенные газетами. Подобное мнение, в частности, высказала «Коммерсанту» Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета. По ее оценке, в случае принятия поправок к закону измерения аудитории уйдут «в серую зону», а реклама будет продаваться через иностранные сети.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"