Екатеринбург стал не первым городом, в котором высказали недовольство против строительства новых храмов. За последние 5 лет различные акции протеста проходили в 28 городах страны.
По данным сервиса «М-13», специализирующегося на информационных технологиях в области медиамониторинга, подобные мероприятия шесть раз проводились в Москве и трижды в Петербурге, по два раза митинги устраивали в Благовещенске, Красноярске, Нижнем Новгороде и Тольятти.
Тем не менее, отмечают аналитики, лидером по вниманию СМИ стали именно начавшиеся в мае протесты в Екатеринбурге: им было посвящено 58% всех публикаций об акциях против строительства храмов. Вторым по вниманию в СМИ стала ситуация вокруг строительства храма в московском парке «Торфянка» в 2015-2016 годах. Журналисты посвятили ей 17 процентов всех публикаций. На упоминания о протестных акциях против строительства храмов в остальных городах России приходится менее 25%.
Авторы исследования отмечают, что о протестах в Екатеринбурге и вокруг парка «Торфянка» чаще сообщали федеральные издания (63 против 37 процентов публикаций на региональном и местном уровне), отмечает Lenta.ru. Однако в основном ситуацию с такими протестами освещали региональные и местные СМИ (58% против 42% публикаций на федеральном уровне), пишут «Ведомости».
В результатах мониторинга также указано, что в новостях чаще показана позиция противников строительства: их повестке посвящен 61% публикаций. Позицию региональных властей освещали в 27% случаев, в 9% речь шла о позиции федеральной власти, а мнение структур РПЦ упоминалось в 3% всех материалов, добавляет Lenta.ru.
Руководитель пресс-службы патриарха Александр Волков сказал «Ведомостям», что не знаком с данными исследования, но, вероятно, они не соответствуют действительности: «Позиция РПЦ всегда четко артикулируется и озвучивается необходимым образом на соответствующем федеральном или региональном уровне».
Как сообщал «Давыдов.Индекс», акции против строительства храма Святой Екатерины в сквере в Екатеринбурге начались 13 мая и продолжались в течение 8 дней. Разрешение на строительство храма было выдано ООО «Храм Святой Екатерины», совладельцами которого являются гендиректор УГМК Андрей Козицын, Русская медная компания (РМК) и председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин. Храм планируют построить к 2023 году, к 300-летию Екатеринбурга.
В итоге, протестующие выступили за сохранение зеленой зоны и перенос церкви в другое место. Акции протеста нередко перерастали в стычки с правоохранительными органами, в результате которых было задержано около 100 человек.
На четвертый день протестов в Екатеринбурге вокруг строительства храма в конфликт вмешался президент России Владимир Путин. В ходе форума ОНФ в Сочи президент предложил провести опрос по поводу необходимости строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге.
- Храм должен объединять людей, а не разъединять. Поэтому с обеих сторон должны быть какие-то шаги для того, чтобы решить этот вопрос в интересах всех людей которые там проживают. Есть простой способ - провести опрос. И меньшинство должно подчиниться большинству. Вот в этом и состоит принцип демократии, - подчеркнул президент.
Большая часть жителей Екатеринбурга выступила против строительства храма в сквере у Театра драмы. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного экспертами ВЦИОМа. Неудачным местом для его строительства, по данным социологов, сквер назвали 74% опрошенных. Идею возвести храм Святой великомученицы Екатерины именно там поддержали только 10%, пишет РБК.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев после того, как ВЦИОМ опубликовал результаты опроса местных жителей о строительстве храма в сквере у Театра драмы, призвал выбрать более подходящее место для реализации такого проекта.
Доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры философии Дальневосточного федерального университета (Владивосток) Илья Докучаев рассуждает о протесте населения в регионах против строительства храмов: “Конфликт жителей города Екатеринбурга, как и другие конфликты, возникающие в связи со строительством тех или иных сооружений в центре города, включая храмы, демонстрируют ряд тенденций, характеризующих отношения власти и общества в настоящее время.
Первое - власть, как правило, не слышит обращений граждан, и это происходит до тех пор, пока люди не выходят на улицу. Даже активные протестные акции, как правило, ничем не заканчиваются. Если власть что-то решила, она почти никогда не меняет своих решений.
Это существенная проблема - полной монополии власти на принятие решений. Так быть не должно. Безусловно, и суд, и общественные организации имеют право на принятие решений совместно с властью, и прежде всего, имеют право вето на принятие этих решений”.
Политолог, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и политологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского Владимир Горбачёв рассуждает о протесте населения в регионах против строительства храмов: “Реакция медийное среды на известные события в Екатеринбурге и аналогичные события в 28 городах страны совершенно небезосновательна. Она не носит искусственного и спекулятивного характера. По большому счёту, это реакция на качество политического режима в нашей стране, который сложился в последние 10-15 лет.
Его можно назвать по- разному. В рамках этого режима сложился в какой-то степени симбиоз государства и РПЦ в определённой ее части. Значительная часть общества воспринимает этот симбиоз как состояние политического режима.
Медийная реакция усиливается импульсами, заданными в прошлом году пенсионной реформой. Я не хочу высказывать резкий негатив, потому что это очень деликатная тема, которая затрагивает и чувства той части общества, доя контрой церковь авторитетна. Тем не менее реакция есть”.
Писатель, генеральный директор медиа-группы «Общественное мнение» (Саратов) Алексей Колобродов рассуждает о протесте населения в регионах против строительства храмов: “Сначала о том, что в социологию не попадёт в силу невозможности анализа, но представляется мне самым важным. Прежде всего, по своей сути отчасти нейтральный, а отчасти лояльный ( потому что он апеллирует к властям и умеет договариваться) градозащитный протест.
Сначала он переходит в антиклерикальный, а потом в политический. Как это произошло в Екатеринбурге. Я думаю, что-то подобное мы будем периодически наблюдать повсеместно, если РПЦ не изменит свои подходы к храмостроительству в областных центрах и крупных городах. Это первый момент. Причём он достаточно опасен и для власти, и для церкви.
С другой стороны, по Екатеринбургу видно, что церковь своей экспансионистской моделью и уверенностью в том, что власть всегда будет на ее стороне, портит отношения не только с паствой, а практически со всеми. Я уж не говорю об атеистах, которые в современном дискурсе вообще не учитываются, а их достаточно много. Церковь на этом фоне достаточно сильно портит свои отношения с властью”.
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".