Исследовательский холдинг "Ромир" выяснил, чем руководствуются россияне при выборе магазина.
По данным аналитиков, 86% граждан считают поход в магазин за продуктами жизненной необходимостью или рутинной обязанностью и лишь 14% получают от этого процесса удовольствие. Чаще других это нравится молодежи до 24 лет (24%), реже - пожилым людям старше 56 лет (7%).
В ходе исследования респонденты назвали критерии, по которым они выбирают магазин продуктов. На первом месте оказалось расположение: в магазины "у дома" предпочитают заходить 64,5% опрошенных. Приемлемые или низкие цены как главный фактор выбора отметили 61% и 50,8% соответственно. Еще 49% респондентов обращают особое внимание на постоянные акции и скидки. Широкий ассортимент продукции отметили 57% опрошенных.
Кроме того, 44,5% участников исследования заявили, что для них является принципиальной возможность расплачиваться банковской картой. Чистоту торгового зала, наличие свежих фруктов и овощей, общее качество и свежесть товара оценивают при выборе магазина 36,3%, 33,8% и 33,5% опрошенных.
Помимо этого, для россиян оказались очень важны критерии, связанные с личным удобством. Так, магазин, где нет очередей в отделы и кассу, выбирают 30% респондентов. 28% предпочитают большие торговые залы, в которых удобно брать товары с полок. Такое же количество опрошенных заявили, что в помещении должен быть кондиционер. Вежливость персонала отметили 27% респондентов, удобную навигацию по магазину - 26,5%, крупные и заметные ценники - 25,4%, парковку со свободными машиноместами - 23%.
Также более 21% опрошенных заявили, что предпочитают круглосуточные магазины. Вкусная выпечка интересует 13% покупателей. 12% экономят время на приготовлении еды и выбирают магазины, где продаются готовые блюда.
"Таким образом, более трети покупателей выбирают магазин с учетом факторов, которые всегда считались второстепенными. Это очень серьезный процент, а значит, основная конкуренция между владельцами торговых точек, от маленьких магазинов шаговой доступности, до гипермаркетов, уже развивается именно в области улучшения дополнительных показателей: удобства, комфорта и качества работы персонала с клиентами", - говорится в исследовании.
В опросе приняли участие 1800 человек в возрасте от 18 лет, проживающие во всех типах населенных пунктов, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ранее "Ромир" провел исследование, выяснив, какие продукты россияне считают качественными. 73% граждан ответили, что это те продукты, которые не содержат искусственных добавок и красителей. 34% заявили, что прежде всего обращают внимание на срок хранения продукта. Чем он ниже, тем, по их мнению, продукт более натуральный. Продукты, которые производятся или выращиваются в России, выделили 29%. При этом россияне заявили, что готовы переплачивать за экологически чистые продукты и продукты без ГМО - так ответили по 35% опрошенных. В то же время выяснилось, что граждане с низкими доходами в меньшей степени настроены доплачивать за экологию. Этот вариант выбрали только 26%. Но если продукция без ГМО, даже эта категория респондентов готова заплатить больше - так ответили 32%. Также 69% опрошенных заявили, что при покупке продуктов в первую очередь обращают внимание на срок годности. На цену сразу смотрят 57%.
Данные "Ромира" оценивает кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента Российского университета кооперации Елена Маслова: "Исследование "Ромира" предельно точно отражает картину. <...> Удобство, комфорт и качество работы с клиентами в настоящее время очень важны. Уже не поспоришь с тем, что близость магазина к дому гораздо важнее, чем цена. <...> Современные люди сильно дорожат временем, его экономия для многих гораздо важнее экономии денег. Не стоит бояться, что при таком подходе магазины могут предлагать некачественную продукцию. Молодежь сейчас очень грамотная и с огромным вниманием изучает этикетки, состав, срок годности. Люди старшего поколения привыкли доверять торговым точкам. В этом отношении они ведут себя менее бдительно."
Доктор экономических наук, профессор кафедры "Экономика промышленности и управление проектами" Южно-Уральского государственного университета Юлия Бабанова тоже считает выводы аналитиков верными: "Нельзя не согласиться с авторами данного исследования в части того, что в настоящее время конкуренция заставляет все больше внимания уделять сервисной составляющей. Уверена, что этот тренд характерен не только для магазинов продуктов, но и для всей сферы торговли в целом. Это происходит не потому, что клиенту неважно стало качество самого продукта, а в результате того, что базовые факторы, по которым клиент принимает решение, практически выровнялись в среднем по отрасли, различия остаются лишь в обслуживании и взаимодействии с клиентом. Таким образом, данное исследование свидетельствует о том, что конкуренция среди продуктовых магазинов перешла на качественно новый уровень, который рассматривает качество и свежесть товаров как неизбежное условие существования на данном рынке, а сервис - как критерий, по которому клиент принимает решение.
Кроме того, данная тенденция, особенно акцент на скорость покупки и наличие готовых блюд, может служить индикатором ускорения темпа жизни среднестатистического потребителя, и этот тренд будет только усиливаться. Время сегодня - это не просто деньги, а очень большие деньги."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".