Госзакупки: чего не будет

Dec 23, 2016 15:01

Госдума фактически отклонила правительственный пакет поправок к закону о контрактах в сфере госзакупок №44-ФЗ.




На состоявшемся в среду заседании Совета Госдумы было принято решение перенести на 2017 год рассмотрение пакета поправок к закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 44-ФЗ во втором чтении.

Ъ напоминает, что этот закон вступил в силу с января 2014 года и изначально предполагалась поэтапная его доработка, которая позволила бы к январю 2017-го перевести всю сферу госзакупок в электронную форму. В целом возражений против такого перехода, акционирования ФГУПов и ужесточения правил госзакупок для компаний, чья деятельность в этой сфере регулируется законом 223-ФЗ, в правительстве возражений нет. Но издание отмечает долгий срок прохождения поправок через Госдуму: этот пакет был внесён в октябре 2014 года, одобрен в первом чтении в феврале 2015-го и до сих пор не дошёл до второго чтения из-за имеющихся разногласий.

Наиболее значимые разногласия, которые имелись в позициях ФАС и Минэкономразвития, удалось урегулировать совсем недавно, на состоявшемся 12 декабря совещании у вице-премьера Игоря Шувалова. Антимонопольная служба до этого отказывалась согласовывать предложенную МЭР редакцию поправок, обвиняя министерство в нарушении ранее достигнутых договорённостей, зафиксированных в поручении Шувалова от 29 ноября. Полностью соглашаются представители ФАС только с апрельской версией поправок, отказываясь давать согласие на все более поздние правки.

По итогам совещания 12 декабря Шувалов поручил своему аппарату доработать законопроект о поправках в соответствии с достигнутым соглашением. При этом в проект всё же вошли почти все предложения МЭР, против которых выступали в ФАС. Но рассмотрение проекта правительственной комиссией по законопроектной деятельности, без заключения которой его нельзя передавать в Госдуму, было отложено, что не позволило добиться рассмотрения поправок до Нового года. По данным Ъ, поправки всё же представят комиссии до конца года, 26 декабря, и внесут в Госдуму уже в январе.

Не всё гладко и с поправками в другой "закупочный" закон №223-ФЗ. Здесь преимущества добились поправки ФАС. Так, отклонены предложения Минэкономразвития о выводе из-под действия закона и передаче под контроль более "жёсткого" 44-ФЗ закупок в сфере финансовых услуг и недвижимости. Такие закупки по-прежнему будут регулироваться 223-м законом, но в качестве послабления госкомпаниям разрешено не публиковать данные о таких сделках. Кроме того, госкомпаниям разрешат совершать закупки у своих "дочек" не по нормам 223-го закона, а по куда более демократичным общим для всех правилам, устанавливаемым Гражданским кодексом.

В то же время закупки госкомпаний у малого бизнеса должны будут проводиться на электронных площадках по закону 44-ФЗ. При этом будут расширены полномочия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб участников торгов.

Помимо поправок, принятие которых по тем или иным причинам "тормозится", есть и такие, которые удалось принять. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении ещё один пакет поправок к обоим "закупочным" законам, касающийся ФГУПов. В июле был принят внесённый министерством экономического развития закон, переводящий с января все ФГУПы и МУПы с режима закупок для госкомпаний (223-ФЗ) на госзакупки (44-ФЗ). Предполагалось, что результатом такого шага станет не только существенная экономия бюджетных средств, но и стимулирование унитарных предприятий к акционированию: получение статуса АО позволило бы им остаться в более комфортном режиме, а правительство получило бы возможность контролировать их деятельность как владелец контрольных пакетов.

Теперь же стимул к акционированию для них пропал: в соответствии с принятыми в среду поправками, которые внесла Администрация президента, тотального перевода унитарных предприятий на процедуру 44-ФЗ не будет. Из перечня ФГУПов, подлежащих такому переводу, исключат "стратегические" предприятия, "имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности", список которых правительство согласует с АП. Как отмечает Ъ, фактически такой список, утверждённый президентом, уже существует, в него входят порядка 80 организаций, которые не подлежат акционированию.

Окончательный список ФГУПов, которые станут исключениями, правительство должно утвердить уже сегодня. После этого Минэкономразвития передаст его в АП для согласования. Пока что нет информации о том, какие именно предприятия войдут в этот список, но по некоторым данным речь может идти о признанных "стратегическими" государственных СМИ, операторе телерадиоэфира РТРС и ряде ФГУПов "Росатома". В то же время источники в правительстве и Госдуме уточняют, что эти два списка - "стратегических предприятий" и ФГУПов, не подлежащих переводу на более жёсткий режим закупок - совпадать не будут. К тому же список исключений может стать шире: сейчас на рассмотрении Госдумы находится поправка, добавляющая в него унитарные предприятия госохраны и аптечные ФГУПы.

Доктор экономических наук Людмила Пронина в беседе с "Давыдов.Индекс" заявила, что считает создание списка "привилегированных" ФГУПов неверным шагом, настаивая на усилении контроля над электронными площадками: "Электронные аукционы у нас урегулированы, но контроль усиливать нужно. Электронные площадки обычно принадлежат крупным банкам, когда планировалось, что будут торги и аукционы, расчёт делался на увеличение эффективности, в том числе и в отношении контроля за закупками. <...> То, что правительство готовит для обсуждения с Администрацией президента список привилегированных ФГУПов, в который войдут крупные корпорации, не подлежащие ужесточению закупочных процедур - неправильная тенденция. <...> Это приведёт к тому, что не будут экономиться бюджетные средства, основная же цель громадного блока данных законов - эффективность бюджетных средств. В результате освобождения от электронных торгов и конкурсных процедур отдельных компаний будут завышаться цены, ухудшится контроль за качеством, и самое главное будет процветать коррупция. Надо признать, что даже при конкурсных процедурах от неё не удаётся избавиться полностью."

Председатель правления "Тверского делового клуба", член Общественной палаты Тульской области Алексей Моторкин считает оба действующих закона о госзакупках чрезмерно усложнёнными: "44-ФЗ и 223-ФЗ не позволяют нормально функционировать ни одному государственному и муниципальному учреждению, а с 1 января и ФГУПам. Эти законы создавались для того, чтобы снизить коррупционность власти, а на самом деле они снизили эффективность и совершенно не приблизили к уменьшению коррупции. <...> На самом деле подобные законы ведут к ухудшению качества производимых услуг и, как правило, приводят к закупке некачественных, некондиционных товаров. <...> Подобные законы о госзакупках нужно упрощать, потому что чем больше запутана схема работы между заказчиком и исполнителем, тем больше там коррупции, тем больше различных подводных камней. Нужно честно признаться, что регионам невыгодно, чтобы московские или питерские компании приходили к ним и выигрывали аукционы. Регионы должны обслуживать местные организации, знающие региональную экономику."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Ссылки в тему:
ФГУПы закатывают обратно
Давыдов.Индекс: ГУПы и МУПы переведут на контрактную систему
Госзакупки. Новый поворот?

ФАС, Государственная Дума, Минэкономразвития, законопроект, госзакупки

Previous post Next post
Up