В проекте строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы снова возникли проблемы. Инвестор отказывается от участия в строительстве 4-го участка трассы.
Конкурс по 4-му участку ЦКАД, стоимость которого оценивается в 76,5 млрд рублей, состоялся ещё в апреле этого года. Тогда была подана только одна заявка - от компании "Юго-Восточная магистраль" (входит в ФСК "Лидер"). Через месяц после конкурса курирующая платные дороги госкомпания "Автодор" окончила рассмотрение заявки и объявила о готовности заключить контракт. Подписание контракта было назначено на сентябрь, но из-за того, что инвестор готов отказаться от сделки, процесс затягивается. Переговоры продолжаются до сих пор.
Как сообщил Forbes представитель "Автодора", в "Лидере" "поняли, что не получат желаемой доходности от этого проекта", и из-за этого "потихоньку отползают". Другой источник, знакомый с ходом переговоров, поясняет причину сомнений инвестора: "В контракт не входит сбор платы, возможности устанавливать тариф за проезд у концессионера не будет. А платежей государства, по мнению "Лидера", недостаточно, чтобы окупить инвестиции."
По словам источника Forbes, сейчас рассматривают три варианта решения ситуации: привлечение в проект второго инвестора, передача прав на участие в проекте от "Юго-восточной магистрали" другому концессионеру и полный отказ от государственно-частного сотрудничества и строительство 4-го участка целиком за госсчёт. Но, как отмечает собеседник издания, третий вариант, с отказом от инвесторов, маловероятен: в бюджете нет достаточных свободных сумм (напомню, заявленная стоимость проекта - 76,5 млрд рублей). Тем не менее, уточняет он, участок в 96,5 км в любом случае будет построен, т.к. без него экономическая "отдача" от ЦКАД будет ниже ожидаемой.
Издание напоминает, что история с поиском инвесторов на 3-й и 4-й участки ЦКАД тянется с осени 2014 года. После обвала рубля и повышения ключевой ставки в декабре 2014-го оба участка потеряли инвестиционную привлекательность. После нескольких переносов конкурса и пересмотра условий участия к началу этого года осталось 4 инвестора, которые претендовали на получение концессии: "Юго-Восточная магистраль" (УК "Лидер"), "СОК 24 Раша" (группа ВТБ и французская Vinci), "Инвест Финанс" (Газпромбанк и "Стройтрансгаз") и "Автодорожная строительная корпорация" ("ДСК Автобан" и испанская Sacyr Concession). На конкурс по обоим участкам в апреле подали по одной заявке. В итоге 3-й участок (105,3 км, оценочная стоимость 80,1 млрд рублей) получила "Автодорожная строительная корпорация". Контракт с инвестором подписан в конце сентября, финансовое закрытие сделки запланировано на декабрь, после чего начнётся собственно строительство участка трассы.
По мнению доцента кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисена Алисенова, реальная причина отказа инвестора от участия в проекте - не в низкой его прибыльности: "Думаю, что основная причина - отсутствие средств у инвестора. Подобные проекты рассчитаны на очень быструю окупаемость. И соответственно тарифы у них получаются достаточно большими. Это не устраивает ни органы власти, ни муниципалитеты, ни население. Аналогичные западные проекты рассчитаны на 15-30 лет. Наш же инвестор хочет отбить инвестиции и вложения за год-два. И на других условиях инвесторы не соглашаются. Думаю, заказчик и инвестор не сошлись именно в этом вопросе, вопросе сроков окупаемости. Других причин пока не вижу. <...>
Срыв проекта приведёт к поиску новых инвесторов, но я не думаю, что он будет реализован за счёт бюджетного финансирования."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Источник:
ЦКАД теряет «Лидера»: инвестор до сих пор не подписал контракт