Центризбирком разрешил использовать в агитационных материалах лица людей, не являющихся кандидатами. Но не все.
Как сообщила секретарь ЦИКа Майя Гришина, партии могут использовать в агитации лица людей только в том случае, если они представляют собой
рисунки или художественные образы. Фотографии и видеофрагменты по-прежнему использовать запрещается.
В письме Гришиной отмечается, что в законе под изображением человека имеется в виду "оригинальное изображение физического лица (гражданина)". Далее она поясняет: "Рисунки, компьютерные персонажи, иные художественные образы, вымышленные персонажи (в том числе и те, создание которых было основано на реально существующих или существовавших в прошлом личностях) не относятся к изображениям физлиц по смыслу законодательства о выборах."
В первую очередь это разъяснение значительно облегчит жизнь КПРФ. Напомню, региональным отделениям этой партии неоднократно запрещали распространять партийную газету "Правда" и агитматериалы, в которых присутствовали изображения В.И.Ленина и И.В.Сталина, как раз на том основании, что они не являются кандидатами. Недавно, правда, избирком Новосибирской области отказался удовлетворить жалобу и запретить распространение "Правды", сославшись на то, что в издании публикуется не изображение физлица, а "стилизованный рисунок".
Секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы от Краснодарского края Сергей Обухов положительно отреагировал на данное Гришиной уточнение: "Я думаю, что такое решение даёт нам дополнительный глоток воздуха при проведении агитации. Мы оперативно переориентируемся, станем больше изображений использовать." Он отметил, что запрет на использование лиц существенно сужает возможности агитации: "Иногда нужно митинг показать, а если там есть кто-нибудь крупным планом, то я уже не могу это изображение использовать."
В других партиях разъяснение ЦИКа встретили достаточно прохладно. В частности, лидер думской фракции ЛДПР, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев говорит: "Мы ничьи лица не собирались использовать, а те, чьи использовали, - это наши кандидаты. Поэтому у нас нет необходимости придумывать, как обойти закон." Той же позиции придерживаются и эсеры. Депутат Госдумы от СР Михаил Емельянов отмечает, что партия в агитации не придаёт решающего значения лицам: "Главный акцент - это наша программа, работа с населением. Если по ходу кампании будет полезно использовать чьё-то стилизованное изображение, то мы его используем. Но для нас это не главная цель, как для некоторых партий."
В "Единой России" тоже не планируют менять стратегию ведения агитации после поступившего из ЦИКа разъяснения. Заместитель секретаря генсовета ЕР Ольга Баталина, отвечающая за ведение агитационной работы, объяснила свою позицию так: "Среди кандидатов от партии много уважаемых людей, представляющих разную среду, и наша агиткампания опирается на использование их собственных изображений."
В общем, серьёзного влияния на агитационную стратегию ключевых участников избирательного процесса данное уточнение практически не окажет. Но вместе с тем несколько упростит работу отдельным партиям и кандидатам.
Как считает политолог, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и международных отношений Института гуманитарных наук Сыктывкарского Государственного университета Игорь Гончаров, информация Гришиной поступила поздно и потому не повлияет на ход агитации: "До выборов осталось меньше месяца. Естественно, что менять стратегию никто не будет. Единственное, что непонятно, зачем вообще этот запрет был введён. Одно дело - использование имиджа известных людей, возглавляющих списки, зная, что эти люди никогда не будут восседать в парламенте. Эту тактику использовали практически все партии, привлекая известных спортсменов, музыкантов и т.д. Это, на мой взгляд, больше вводит в заблуждение население.
Думаю, что запрет ЦИКа сейчас не повлияет на ход избирательной кампании. <...> Вопрос заключается не в том, что можно запретить, а в том, как этот запрет будет реализован. Кто послабее, испугается, а тот, кто покрупнее и с более долгим сроком существования политической жизни страны, просто это проигнорируют. И на каждое возражение найдут своего адвоката, который докажет, что все происходит в рамках закона, изображенные на плакатах люди - сторонники и активисты, сочувствующие партии.
Возможно, в каком-нибудь регионе можно поймать какую-то партию на этом нарушении. Но, на мой взгляд, сейчас все партии имеют свои центры, которые просто не допустят подобного."
Генеральный директор Центра политического консультирования Андрей Становой (Ярославль) в беседе с
"Давыдов.Индекс" высказал предположение, что такое смягчение запрета - реакция ЦИКа на имеющиеся его нарушения в регионах: "Во многих регионах запрет ЦИКа на использование в агитации изображений лиц, которые не являются кандидатами в депутаты Госдумы, на самом деле нарушается.
Например, в Санкт-Петербурге, где я сейчас нахожусь, у коммунистов висят агитационные плакаты, на которых изображен легендарный матрос Павел Дыбенко, личность которого ассоциируется с началом Крондштадтского мятежа. Многие кандидаты сейчас рисуют себя в окружении людей, лица которых либо размыты, либо на четверть отвернуты от потенциальной аудитории. То есть в принципе, как говорится, жесткость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения. <...>
Поэтому то, что избирательная комиссия приняла некое смягчение норм, что рисованное изображение человека не является нарушением, это, на самом деле, следствие того, что в регионах творилось. <...>
Поэтому фактически то, что сделал законодатель сегодня, это, на мой взгляд, совершенно логичный шаг. То, что сложилось на практике, просто узаконено. Вспомните теорию законов. Что такое закон? То, что и так происходит в обществе, просто нормативно закрепляется. Законодатель поступил мудро: не стал бороться с ветряными мельницами и легализовал то, что и так творилось на протяжении последних нескольких недель."
Информацию ЦИК комментирует вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Татьяна Лушникова: "В новой формулировке закона предельно ясно сказано - запрещено использование изображений физических лиц, за исключением самих кандидатов. <...> Разъяснения, данные Центризбиркомом, не противоречат закону и стараются его дополнить.
НО! Коллеги из "Коммерсанта" сделали, на мой взгляд, неверный вывод из текста разъяснений.
Изображение живого человека, даже в виде рисунка или шаржа, остаётся его изображением и поэтому под запретом. А изображение (фотография, рисунок, скульптура и тд.) умершего человека, который, по Гражданскому кодексу, утратил признаки физического лица, использовать в агитационных материалах позволено. <...>
Вообще, конечно, норма новая, и пока участники избирательного процесса "обкатывают" её, находя границы её применения. Само по себе нарушение этой нормы - не основание для снятия кандидата с предвыборной гонки. Это считается административным правонарушением и подпадает под действие Кодекса об административных нарушениях РФ.
Однако, если художественное изображение будет иметь автора, с которым публикация не согласована, это уже будет нарушением законодательства об интеллектуальной собственности. В этом случае возможна отмена регистрации кандидата. Судебная практика на этот счёт обширная. Стоит вспомнить прошлогодний судебный процесс в Карачаево-Черкессии, где сняли список кандидатов от "Коммунистов России" за использование фотографии Че Гевары."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.