Минфин допускает принудительное изъятие депозитов частных лиц для финансового оздоровления проблемных банков.
Об этом
сообщил заместитель главы министерства Алексей Моисеев. По его словам, процедура bail-in, о возможном введении которой
впервые стало известно в декабре, будет применена к крупным депозитам. Моисеев уточнил: "Пока нет точного понимания, о какой предельной сумме вклада идёт речь, будет ли это миллиард или 100 млн руб." Изначально планировалось, что под bail-in попадут только вклады компаний, но, по словам чиновника, по сути экономической деятельности "физлица с такими крупными вкладами не отличаются от юридических" и потому их можно приравнять к юрлицам.
Как я уже писал, процедура bail-in известна достаточно давно, но
почти не применяется на практике. По сути единственный известный случай, когда она была применена, произошёл на Кипре, когда при санации Bank of Cyprus кредиторы и крупные вкладчики банка, обязательства которого перед ними составляли €100 тыс. и более, принудительно стали его совладельцами, получив вместо своих денег акции. В большинстве случаев, когда требуется оздоровить банк, применяется метод bail-out, т.е. спасение банка за счёт государственных средств.
Руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук считает, что предложенный Минфином способ спасения банков может помочь, и ссылается на существующие в других странах нормы о bail-in: "В случае с частными лицами предполагается, что конвертированы в акции банков могут быть преимущественно долгосрочные вложения - сроком погашения свыше 3 или даже 5 лет. <...> Если это не коснётся краткосрочных вкладов, от 6 месяцев до года, то это нововведение будет не столь остро воспринято рынком. В России часто крупные вклады открываются на короткие сроки."
Замглавы Минфина уточнил, что вопрос о bail-in пока только обсуждается и для введения этой процедуры в практику потребуется достаточно много времени. В России пока отсутствует нормативная база для такого нововведения и необходимые механизмы взаимодействия. Он сказал: "Идея понятная, что кредиторы становятся акционерами. О том, как это будет работать, кто будет принимать решение, на каком этапе, сколько - всё это находится в стадии проработки. Ещё нам дайте несколько недель, чтобы эту концепцию всё-таки отработать и обсудить с ключевыми игроками. Должны обсудить с Минэкономразвития, с АСВ, с ЦБ, с юристами. Вопрос тяжёлый... Мы исходим из того, что на первом этапе будут только юрлица."
Эксперты считают, что при должной реализации этот способ санации банков будет выгоден не только государству, но и вкладчикам, и самим банкам. О том же говорят и в Минфине, обещая проработать процедуру таким образом, чтобы избежать ущемления прав какой-либо из сторон. Насколько это у них получится - покажет время.