Законопроект, вводящий обязательную плату за аборты, рассмотрят в Госдуме в начале декабря.
Как сообщил автор проекта, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Алексей Лысяков (фракция СР), проект предусматривает исключение искусственного прерывания беременности из системы обязательного медицинского страхования. Впервые такой вопрос поднимался ещё весной: "Это привело бы к тому, что кто-то за аборты в итоге должен платить. И по логике, это полностью ложится на плечи женщины. Мало того, что она получает душевную и медицинскую травму, так ещё и платить за это обязана, и больше некому, а возможности предъявить претензии потенциальному отцу у неё нет."
В связи с этим депутат предлагает возложить обязанность по оплате абортов на мужчин - отцов детей. Исключение предусмотрено для случаев прерывания беременности по медицинским или социальным показаниям - в таких случаях операцию будут делать бесплатно. Установить отцовство в спорных случаях можно будет, сделав анализ ДНК: "Это попытка хотя бы распределить ответственность, а, может, и усилить её для отцов. Есть отрицательные отзывы правительства на мой законопроект, в которых говорится, что в нашем законодательстве нет понятий плод и эмбрион, а есть только ребёнок. Я считаю, что это не препятствует принятию этого закона, так как отцовство можно установить при наличии одной клетки, и нет никакой проблемы провести анализ на этапе плода и эмбриона."
Предусмотрена в проекте и ситуация, когда мужчина отказывается или не может оплатить аборт. В этом случае его могут наказать через суд, назначив до 100 часов общественных работ. Все расходы (оплату медицинской процедуры, листка нетрудоспособности и морального ущерба женщины) возьмёт на себя государство, после чего оно по заявлению женщины будет взыскивать возмещение этих расходов с мужчины. Если женщина неправильно укажет отца ребёнка, то ей придётся возместить государству все затраты.
По мнению депутата, принятие такого закона даст сразу несколько положительных результатов: заставит мужчин более серьёзно относиться к "половому" вопросу и чаще пользоваться презервативами, повысит ответственность отцов за будущее их детей (сейчас решение об аборте чаще всего принимают только женщины) и улучшит демографическую ситуацию в стране.
Вроде бы благая инициатива, правильная. Но возникает вопрос: что делать тем, у кого формально и прописанных в законе "социальных и медицинских оснований" для прерывания беременности нет, и возможности содержать ребёнка тоже не имеется? Рожать и отказываться от ребёнка в роддоме? Относить его в детдом?
Или ситуация, когда женщина неверно указала отца ребёнка. Представьте: она только после аборта, физическое и моральное состояние хуже некуда, а тут ещё и неприятный "сюрприз" в виде требования о возмещении расходов. Нехорошо как-то.
Есть и другие вопросы. Но и этих, думаю, достаточно, чтобы задуматься.
Конечно, массовые аборты - серьёзная проблема, с ней надо как-то бороться, в том числе и законами, тут депутат прав. И ответственность за решение о прерывании беременности должна лежать на обоих родителях, а не только на женщине, тоже верно. Но вот путь, который предлагается Лысяковым, не кажется мне почему-то верным.
Что не так?