Опыт эксплуатации Sigma sd Quattro H

Apr 04, 2017 17:02



Когда-то давно, еще со времен выхода sigma sd14 я очень плотно стал интересоваться этими камерами и той самой необычной цветопередачей. Периодически поглядывал в сторону этой системы, но так и не решился сделать покупку по ряду причин, о которых, я думаю знают все - это не очень хорошее качество на то время, проблемы с шумами и так же самая необычная цветопередача не всегда работала на плюс и можно было запросто наткнуться в интернете на очень странные фотографии.
Время шло и с каждым выходом новой тушки от Sigma я сперва бросался с энтузиазмом изучать семплы, но через некоторое время остывал и забывал про них. Но когда в прошлом году я случайно наткнулся на анонс sd Quattro H, мне показалось, что это будет далеко не простая камера.
В конце прошлого года мне довелось протестировать sd Quattro, и на время теста она меня очень удивила своей картинкой, но не на столько, чтобы купить ее и я все-таки в глубине души ждал sd Quattro H.
И вот! Чудо, она у меня в руках. С первого же дня общения с этой камерой я уже начал в голове делать наброски текста обзора, но вот была незадача - мое мнение постоянно менялось... Менялось оно от «посмотрите, как же она хороша» до «нет.. все таки камера не дотягивает.. увы».
Поэтому я очень хочу чтобы эту статью вы читали с некой предвзятостью и через особые фильтры.
Дорогой уважаемый читатель, прости этой камере все ее недочеты и проблемы, у этой камеры есть одна уникальная черта, которой на данный момент не обладает почти ни одна современная камера. Sigma sd Quattro H привносит в процесс съемки что то особенное, что нельзя пощупать, потрогать. То же самое можно сказать и про картинку, ее не надо разбирать технически, ковыряться в кропах, искать шумы. Нет - ищите в ней ту самую химию, которой больше нет нигде.
Не будем вдаваться в технические подобности, о них можно узнать на официальном сайте компании, уделим внимание главному отличию от обычной sd Quattro - в sd Quattro H матрица стала больше, теперь она формата APS-H. Так же на Н-версии есть фазовые датчики автофокуса, а с новой прошивкой можно записывать не только X3F, но и в удобный DNG.
Первые впечатления

Тот же самый удобный и безумно качественно сделанный корпус, объектив 35mm DG F1.4 тоже безупречен по качеству исполнения и по картинке.
Что сразу бросается в глаза - теперь и в видоискателе, и на экране во время визуализации и при просмотре готового кадра мы видим нормальный цвет, слава богу нет непонятной желтой мазни как было в обычной версии. Видоискатель большой, опять же отмечу, что его необычное расположение очень удобно и кнопка выключения находится на своем - правильном месте).


Картинка… она явно повзрослела, в обычной sd Quattro, она хоть и была красивой, но казалась мне какой-то немного мультяшной или компьютерной. В sd Quattro H она стала более густая и объемная, приобрела приятную тяжесть и густоту. Камера очень хорошо отрабатывает баланс белого делая картинку с очень красивым нейтральным оттенком, цвета не кричат, они все находятся в одном слаженном оркестре. В последнее время на форумах, посвященных данной системе частенько высказываются о том, что «цвета уже не те.. фовеон не тот.. картинка почти не отличается от обычный матриц».


Соглашусь! Картинка уже не та, как на старых камерах Sigma, она другая и на нее обязательно стоит обратить внимание, потому что она все-таки отличается по многим фактора от обычного Байера. И давайте все-таки разберем - чем же отличается современный фовеон Quattro от современного Байера.

Рецепт картинки
Для того чтобы выявить те самые отличия, которые сложно найти при обычной съемке пейзажа или портрета…то есть смотришь на картинку и вроде бы все так, но чем-то она отличается. А чем ? Так вот для выявления отличий мы создадим некую кашу или разнообразие цвета и света и идеально для этого подойдет детский конструктор.
Вот вся картинка целиком, снятая на sd Quattro H.


Но мы будет разбирать куски и сравним с другими камерами.

Фрагмент 1


И так - теперь мы можем точно отследить отличия. Матрица sd Quattro H видит все теплые оттенки, а именно красный и желтый цвета, во всем диапазоне яркостей. Там, где обычный Байер теряет цвет при переходе от средних тонов к теням, sigma напротив продолжает регистрировать цвет. Так же в красном цвете у sd Quattro H больше черного, чем на матрицах Байера и он более устойчив к перегоранию в ярких участках, поэтому закаты так хороши и глубоки. Это можно увидеть по коричневой детальке справа с краю. А вот про синий и зеленые цвета такого мы уже сказать не можем, более того их меньше, чем на байеровских матрицах и в тенях они так же затухают - тут отличий нет.
Рассмотрим еще фаргметы

Фрагмент 2


Фрагмент 3


Значит, формулируем итоги так: матрица Foveon Quattro регистрирует красный, желтый и смеси этих двух цветов по всему диапазону яркостей. Это и придает предает картинке иное наполнение цветом.
Чем это хорошо? Тем, что камера идеально подойдет для Food Photography. Всевозможные булки, куски мяса, помидорки, перцы, торты, ягоды - все они будут смотреться более чем живыми! С такой картинкой вообще ничего не нужно будет делать. Она будет иметь идеальный плотный и красивый цвет.


Вот, кстати - ягоды почти черные, тут Foveon вообще не увидел оттенков синего, но зато как хороши и вкусны вафли и джем между ними. А с ягодами можно чуть поработать.


Портретная фотография

MUAH: Леля Садовка
Модель: Александра Цыренова



Именно благодаря тому, что камера так хорошо видит красный и желтый так хороши и богаты получаются оттенки кожи. Кожа красивая, ровная, она не уходит в черный в тенях, она не перегорает в светах, нет рваных градиентов, как это бывает даже на дорогих камерах с Байеровской матрицей.


Первые два снимка сделаны с использованием комбинированного света. Свет из окна + большущий октобокс за моей спиной - работает больше на заполнение.
Поэтому если есть возможность съемки с контролируемым светом - возможность, хорошо и мягко залить сцену, sd Quattro H подходит более чем! Так же картинка имеет свой шарм, глубину и выглядит достаточно дорого.
Пример: жесткий свет из окна, никаких отражателей и рассеивателей. В светах и тенях камера демонстрирует прекрасную цветопередачу. Картинка трехмерная, вкусная, мягкая.


То же самое место, но теперь весь свет из окна проходит через белую ткань размером 2х2 метра.


Картинка стала мягче, при этом она такая же вкусная, блики в глазах девушки очень выразительны. Кожа медового оттенка во всем диапазоне яркостей. Загляденье.

Далее, еще более приглушенный свет, обратите внимение как красивы и глубоки желтый и оранжевые оттенки, какие густые и глубокие черные волосы.


Все портретные фотографии сделаны с объективом 35mm DG F1.4 Art
Подведем итоги полуфинала) Камера молодец, картинка более чем хороша и имеет хороший коммерческий вид.

Сомнения..
Еще с прошлого теста обычной sd Quattro меня терзали сомнения на тему совместимости оптики Sigma и матрицы Quattro. Вопрос заключался в следующем - не тяжеловата ли оптика?  Не избыточна ли детализация и контраст? Может проблема шумов и артефактов частично растет от туда ?
То, что будет написано дальше - сугубо мое мнение и может быть я не прав, но все-таки предлагаю углубиться в теорию и посмотреть некоторые фотографии.
Еще перед получением на руки sd Quattro H я купил переходник с резьбового байонета М42\М39 на Sigma. На счастье, у меня дома лежат еще с советского времени прекрасно сохранившиеся два объектива: ГЕЛИОС-44-2 (58mm f2.0) и ЮПИТЕР-11 (135mm f4.0).
Часто при просмотре фотографий сделанных с участием родной оптики создавалось и создается ощущение какого то сверх локального контраста и переизбытка резкости.


И кроп с кадра


Так как я длительное время снимал на оптику Zeiss и считал ее чуть ли не эталоном, то естественно, я начал проводить сравнение с ней. Так же подобные мысли проскакивают и в зарубежных обзорах оптики Sigma и сравнении с Zeiss. Хоть технически они частенько очень близки, а именно по разрешению, но характеры картинки у них разные. У Zeiss очень много черного и он глубже, так же - цвет получается погуще и по темнее, особенно красный, а света чаще приглушены. Напротив Sigma - картинка светится, черного меньше, деталей через чур много, в светах все горит. Вот и закрадывается мысль, а не перегружает ли линза матрицу ?
Одев на sd Quattro H объектив ЮПИТЕР-11 (135mm f4.0) и поснимав им пару часов на улице я убедился в своей правоте. Со старой слабоконтрастной оптикой картинка поменялась в лучшую сторону. Общий контраст остался, детали на хорошем уровне, а избыток резкости в светах пропал. Воцарился баланс. Детали стали ровные, мягкие, они не горят более.

Предлагаю вашему вниманию серию снимков данного объектива


.


.


.


Через пару дней, когда выдалась солнечная погода, я опять же взял с собой ЮПИТЕР-11 (135mm f4.0), 35мм Art и направился на МЦК.
Пару кадров с 35мм Art


.


.


Технически - все замечательно. Но как то грубо и совсем по цифровому..Вроде и придраться не к чему, но и глаз не радует.
А вот кадры с ЮПИТЕР-11 (135mm f4.0)


.


.


Кстати, не смотря на эту зеленую мешанину, насколько красив красный цвет, он почти не пострадал от зеленого свечения на всей станции.


.


Как по мне, так картинка получилась прям киношная. Я душой радовался, когда проявлял эти фотографии)
Но этого мне было мало и в очередной день, взяв ГЕЛИОС-44-2 (58mm f2.0) я выбрался на пару часиков на улицу.
Сразу оговорю - не ясно почему, но с этим объективом был глюк- половина фотографии засвечивалась чуть в зеленый, а другая половина чуть в фиолетовый.
Возможно это происходило из за фильтра в самой камере и только с этим объективом. Видимо как то лучи идут по особому ))



Опять же - картинка просто заглядение! Мягкая, красивая в сочении с со старым объективом получается особая аура.


.


.


Насколько все душевно смотрится!


Для сравнения 35мм Арт


Итоги - с пленочной оптикой, опять же это мое мнение, картинка смотрится очень интересно и в отличии от байеровской матрицы, на Foveonе она не дает сильного мыла и отсутствие контраста. Никакой особой редакции не было, чуть кривые подтянул и все.

Так же есть достаточно четкая проблема на портретных фотографиях. А именно в тех местах, где есть большое скопление мелких деталей, таких как: поры, прыщики или другие неровности появляются цифровые артефакты в виде кубиков или (как мне кажется) в виде буквы «Г». Давайте посмотрим кусок кадра с родного объектива в 35мм DG и сравним его с кадром, снятым на Юпитер-11.

Для начала - кадр Юпитер-11


и кроп с него


Вполне себе - нормального качества картинка.

А вот кусок с 35мм Арт, увеличенный до 130%


Вот такая жесть в тенях, увы.. Но, это можно вполне заретушировать - касательно кожи. Но меня еще пугают очень сильные провалы в тенях по волосам.
Обычно в процессе ретуши портрета, я увеличиваю просмотр картинки до 200-300% и увы - такого я не видел на байеровских матрицах, там все чистенько.
Так что, есть тут над чем подумать.
Выводы по данному разделу:
Изучив большое количество снимков с родной оптики и со старой пленочной я пришел к выводу: шумы и артефакты есть, но с родной сверх резкой оптикой они особенно заметны и наоборот со старыми пленочными объективами картинка более сбалансирована. Нет мыльности и потери контраста, как если бы мы одели пленочный объектив на Байеровскую матрицу.

Размышления
И так, после все прочитанного давайте попробуем ответить на некоторые важные вопросы.

Кто покупатель?
Первым делом - это тот человек, который про нее уже давно знает или как минимум хорошо знаком с системой. Ее потенциальным покупатель - это достаточно искушенный человек, у которого было достаточно опыта работы с фототехникой и были так же переходы с одной системы на другую. Так этот человек, скорее всего, сталкивался с разными техническими проблемами при работе с фотокамерами - отказ автофокуса или какие-либо проблемы в работе с ним, не точный экспозамер, медлительность и всего этого он не боится. Так же у этого человека наверняка был или есть опыт работы с мануальными объективами. К чему говорю - а к тому что новичок эту камеру не купит скорее всего. Потому что уже из коробки будут проблемы в виде медленного автофокуса, шумы начиная с низких исо, необходимость работы в raw конвертере. Тем более новички сейчас «прекрасно знают», что камера должна иметь сверхбыстрый\следящий\в темноте видящий АФ, камера должна снимать вплоть до 100.000 исо и не иметь шумов и тд.
Но на самом деле эти ограничения дают только плюсы, ибо камера в 90% случаев будет попадать в нужные руки, светлые головы и пытливые умы. А это значит, что компании Sigma необходимо сделать некоторые шаги.

Какие шаги?
По моему мнению, Sigma должна выпустить объективы специально разработанные под новый сенсор Foveon Quattro. С учетом всех особенностей работы этой матрицы, все процессов, происходящих при прохождении света через эти слои. Ведь не зря еще давно строили объективы с учетом разных типов пленки - к какому спектру больше восприимчив тот или иной тип пленки. К сожалению не нашел, но много лет назад случайно натыкался в интернете на достаточно большую таблицу, где указывались разные материалы и типы покрытия - сочетание которых как раз и увеличивало и уменьшало прохождение той или иной длинны волны и были объективы, которые «желтили», «зеленили» и тд.. Может в этом суть? Может сенсору Quattro надо где-то не додать, а где-то наоборот?
Потом, выпуск какой-либо лимитированной серии объективов только под этот байонет могло бы достаточно хорошо приподнять престиж системы. Более того - можно было бы вообще сделать некий аналог Zeiss Milvus, а именно пыле-влагозащищенные мануальные объективы, специально оптимизированные под матрицу данного типа. Потому что, есть большая категория людей (и я в том числе в ней), которые предпочтут качество удобству и будут с удовольствием фокусироваться вручную. Потому что на данный момент получается: мы покупаем прекрасный объектив, шикарно сделанный, отличное разрешение и оптические характеристики, но он себя показывает на любой другой системе, но только не на родной - медленный АФ, избыток резкости.
Поэтому на данный момент мануальные объективы - это прекрасная альтернатива родным стеклам. Тут вам и художественное бокэ и необходимое уменьшение резкости. Так же есть возможно заказать переделку объективов Leica R под байонет SD.
Выводы.
Камера отличная, картинка плотная, вид этой картинки необычный. В руках лежит удобно, аф хоть и медленный, но очень точный. Снимает в DNG, если для кого это важно.
Камеру стоит даже купить для творческого интереса - ходит и снимать ей все подряд и с интересом наблюдать, как Foveon увидит тот или иной сюжет. С ней очень интересно, ее хочется брать на любой выход из дома, на любую съемку. При правильном подходе эта камера будет прекрасным спутником и инструментом для заработка денег - опять же в правильных руках. Даже если бы я продолжал снимать какой-то другой системой, то мне было бы безумно интересно год-два походить с этой камерой в качестве второй (а может и первой в дальнейшем), чтобы познать мир современного Foveon-а.
Отдельно выводить проблемы в целый абзац я не очень хочу, так как их как бы и нет - это больше нюансы, сложности, особенности и про них я написал статье.
Да, и главный мой вывод - стоит брать именно эту модель sd Quattro H! Разница в цене между ней и обычно не большая, а в картинке достаточно.....Будет вторая часть, где выложу файлы для скачивания, а так же доберусь до SFD режима, который у меня так и не удалось нормально протестировать на улице, так как все время ветра, дожди и снега. А для него нужна полная статика, иначе остаются тени от движущихся объектов. Но скажу сразу - меня результат от данного режима не впечатлил вообще.
Все это выложу сюда как ссылку на следующий пост.

Огромное спасибо, за просмотр)

Update 1
Сравнение в боевых условиях с Sony A7II
http://davidov-art.livejournal.com/72451.html

sigma, foveon, sd quattro

Previous post Next post
Up