Про книги...

Sep 12, 2010 23:00

Пока приличные люди участвовали в акциях на Триумфальной и Днях Гнева, я вынужденно бездельничал.
За время этого вынужденного безделья, слава Богу, завтра заканчивающегося, я, в частности, прочитал три книжки: биографию Черчилля авторства некоего А.Уткина, роман "Разговор в "Соборе" М.Варгаса Льосы и "Т" В.Пелевина.
Про все три книжки можно сказать, что не очень понятно, зачем их было читать. Или, вернее сказать, что без их прочтения можно было легко и обойтись. Но все же это ощущение недоумения применимо к ним в разной степени.
Если биография Черчилля известна, в общем и так, то все же освежить в памяти ее полезно. Про роман Варгаса Льосы нельзя сказать, что он как-то эмоционально или культурно обогатил или заставил всерьез задуматься о чем-то новом, но, по крайней мере, теперь у меня есть какое-то представление об этом авторе, которой как-то раньше проходил мимо меня, и о реалиях Перу 40х-50-х годов прошлого века, о которых я и вовсе ничего не знал. Хотя, надо сказать, в этих реалиях наряду с нищетой простого народа, жестокостью охранки, генералами-гориллами, коммунистами-подпольщиками неожиданно большую роль играют проститутки и публичные дом, а едва ли не главной интригой сюжета оказывается открытие героем того факта, что его почтенный отец-миллионер является гомосексуалистом.
Пелевин же, к которому я, в общем, отношусь хорошо, откровенно разочаровал. Книга сугубо вторична по отношению к его предыдущим произведениям, особенно по отношению к "Чапаеву и Пустоте", которая мне вполне нравится. Более того, в конце даже появляется молодой Василий Иванович, как бы даже сюжетно связывая произведения, хотя, мне показалось, что автор слегка спекулирует знакомым и любимым читателям образом Чапаева.
Толстой, Достоевский и В.Соловьев в качестве героев комиксоподобного боевика (а Достоевский по сюжету еще и в качестве героя компьютерной игры стрелялки) могли бы быть забавны в рассказе, но для почти 400-страничной книги этого как-то мало, даже в смеси с традиционными для Пелевина буддистскими или квази-буддистскими измышлениями.
Своеобразное использование Пелевиным таких персонажей невольно наводит на сравнение с "Голубым салом" В.Сорокина. Вероятно, сравнение не очень уместное, поскольку очевидна разница в масштабе писателей, но оно эту разницу только лишний раз убедительно подтверждает.

Пелевин, книги, лытдыбр

Previous post Next post
Up