Пятьсот лет назад (в 1516 году) на свет появилась одна из самых удивительных книг: «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Автор её лорд-канцлер Англии сэр Томас Мор был впоследствии причислен католической церковью к лику святых, как человек принявший смерть за веру. В СССР его почитали в качестве одного из апостолов грядущего коммунизма. У него есть свое законное место в истории европейской философии и юриспруденции. А в британской интеллектуальной традиции его именуют «человеком на все времена» и «отцом индивидуализма».
Вопреки тому, что мы слышали в школах и ВУЗах, Томас Мор никак не был предшественником социализма и не пытался утвердить его в Англии, хотя его высокий пост позволил бы попытаться реализовать идеи общества всеобщего равенства за 400 лет до Октябрьской революции.
У нас весьма превратные представления об эпохе Возрождения. Большинство считает, что Ренессанс, Гуманизм и Реформация - это чуть ли не синонимы. Или, во всяком случае, союзники, которые, держась дружески за руку, совместно выступили против мрака Средневековья и засилья католической церкви. Но итальянский Ренессанс был явлением в центре католического мира, который был бы невозможен, в том числе, без заинтересованности и спонсорской поддержки папского престола. А Реформация - во многом была реакцией на «безбожные» веяния Возрождения и гуманизма.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ