Характерно, что всю жизнь размышляя о защите республики от посягательств рвущихся к единовластию, настаивая на гражданском «согласие» и «единстве», Цицерон, пытаясь изобразить такое «согласие» в своем трактате «О государстве», бессознательно сам обнаруживал монархические тенденции, рисуя идеальный образ «правителя республики», который в трудную минуту принимает власть для общего блага в силу неограниченного доверия «всех достойных»; таким правителем мечтал быть он сам.
Но чтобы стать таким правителем стоило опираться на ресурс не только красноречия, но и армии.
Цицерон в трактате «О государстве» пишет: «При таких обстоятельствах из трех основных типов самый превосходный, по моему мнению, - царская власть; но даже царскую власть превзойдет такое государственное устройство, которое возникнет в результате равномерного смешения трех наилучших форм государства. Желательно ведь, чтобы в государстве было бы нечто выдающееся и царственное, было бы также нечто другое, уделенное и переданное авторитету первенствующих, и были бы какие-то дела, оставленные суждению и воле толпы. Такому устройству свойственно, во-первых, некое великое равенство, долго быть лишенными которого свободные едва ли могут, затем - прочность, потому что те, упоминавшиеся р'анее, легко превращаются в порочные противоположности, так что возникает из царя владыка, из аристократов - клика, из народа - беспорядочное скопище, и потому что сами эти типы часто сменяются новыми типами. Это при таком объединенном и умеренно смешанном государственном устройстве случается разве что при огромных пороках первенствующих. Да и нет причины для переворота там, где каждый прочно помещен на своем месте, и ему некуда упасть или свалиться».
И дальше: «Я считаю наилучшим образом устроенным такое государство, которое умеренно смешано из трех этих типов - монархического, аристократического и демократического - и не вызывает, наказывая, жестокости и злобы».
Целиком в духе этих рассуждений Цицерона его постоянные призывы к установлению «единомыслия сословий», «согласия всех добрых людей», без чего государство становится игрушкой правящих клик и гибнет.
Вероятно из всех типов современных государственных устройств Цицерону более всего понравилось бы британское королевство, где есть все требуемые им совмещения, что придает Великобритании ту устойчивость, благодаря которой не случившаяся британская революция стала главным событием 19 века и т.д.