В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я напомню, что наш сегодняшний собеседник - лидер оппозиционной азербайджанской партии «Мусават» Иса Гамбар. Наверняка ведь есть серьезные пункты политической повестки, по которым вы действующую власть в Азербайджане поддерживаете. Ну прежде всего я имею в виду решение проблемы Нагорного Карабаха. Тут есть разночтения, или вы на стороне Алиева, того, что он делает?
И. ГАМБАР: Если речь идет о территориальной целостности Азербайджана, естественно, все политические силы Азербайджана придерживаются примерно одной и той же позиции. И в этом смысле можно говорить, что Алиев поддерживает нашу позицию, и можно говорить, что мы поддерживаем его позицию. В этом смысле, естественно, для нас не является предметом обсуждения то, что Карабах - это территория Азербайджана, это азербайджанская земля, и для нас это однозначно. Но как он пытается, как они, азербайджанские власти, пытаются добиться восстановления территориальной целостности, здесь, естественно, есть очень серьезные вопросы и очень серьезные претензии. Потому что мы считаем, что азербайджанские власти не имеют какого-то концептуального подхода к этой проблеме. Азербайджанские власти просто следуют международным инициативам и имитируют участие в переговорном процессе. Видимо, эта имитация отвечает интересам и азербайджанских властей, и армянских властей, поэтому процесс буксует на месте.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А у вас в этом смысле есть какие-то свои идеи?
И. ГАМБАР: Конечно, есть идеи, есть конкретные предложения. Если в общем виде, мы считаем, что для того, чтобы этот конфликт был решен, необходимо добиться коренных демократических преобразований как в Азербайджане, так и в Армении. Только легитимные власти в этих странах смогут добиться серьезного и устраивающего обе стороны мирного соглашения. А если конкретно, мы считаем, что Азербайджан должен развиваться. И развиваться не на бумаге, не на фальшивых каких-то статистических выкладках, а реально развиваться - становиться более сильным и в экономическом плане, и в политическом плане, иметь более четкую дипломатию, внешнюю политику, иметь четкие ориентиры во внешней политике. И, естественно, добиться развития демократии в стране. Потому что только в этом случае азербайджанское общество будет иметь возможность реализовать свой потенциал.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А в Армении, на ваш взгляд, есть такие здравые силы, которые могли бы решить вопрос Карабаха?
И. ГАМБАР: Ну, они связаны своими какими-то проблемами.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Может быть, просто в Армении что левые, что правые, что белые, что красные - они все за то, чтобы Карабах был армянским?
И. ГАМБАР: Естественно, большинство армян считает, что Карабах должен стать частью Армении, независимым. Это их позиция. Но отождествлять позиции всех политических сил Армении было бы неверно, все-таки Армянское общенациональное движение имеет, я думаю, более конструктивную позицию, чем нынешняя власть Армении. И, кстати, мы обсуждали с ними эти проблемы во время различных международных конференций. Партия «Мусават» является членом Европейского либерального союза, и Армянское общенациональное движение тоже является членом этого либерального движения европейского. Мы имели контакты вот на этих международных мероприятиях, обсуждали эти проблемы. Конечно, добиться какого-либо прогресса было бы очень сложно, но у нас есть общий подход к тому, что надо добиться коренных демократических преобразований и в Армении, и в Азербайджане, чтобы иметь базу для решения вот этого конфликта.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А как бы вы оценили позицию России по карабахской проблеме? С одной стороны, Медведев ведет активную посредническую деятельность. С другой стороны, наверное, есть основания полагать, что Москва в какой-то степени подыгрывает Армении.
И. ГАМБАР: Я не верю, что Россия заинтересована в решении конфликта на нынешнем этапе. Потому что решение конфликта ограничивает возможности Москвы влиять на ситуацию на Южном Кавказе, влиять на политику, на решения Армении и Азербайджана. Конечно, Москва была бы заинтересована в таком решении конфликта, который сохранял бы все рычаги влияния на ситуацию на Южном Кавказе Москвы, но это вряд ли бы отвечало интересам и Азербайджана, и Армении. Поэтому пока Россия, я думаю, так же, как и западные страны, больше заинтересована в управлении конфликтом, чем в решении конфликта. И поэтому у меня нет особых надежд на все эти переговоры, которые проводятся в последний год.
http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/794625-echo/