Ша педагоги, филологи и психологи прибегут и намнут мне бока :)

Oct 16, 2008 18:40

Одна из задач любой педагогической системы (речь даже не об отдельных программах по отдельным дисциплинам, а о системе в целом)- это адаптация ребёнка для данной системы образования. Иными словами, задачей является само приспособление ребёнка к той системе образования, в рамках которой он обучается ( Read more... )

Leave a comment

Comments 12

хе pargentum October 16 2008, 15:56:41 UTC
Одна из задач любой педагогической системы (речь даже не об отдельных программах по отдельным дисциплинам, а о системе в целом)- это адаптация ребёнка для данной системы образования. Иными словами, задачей является само приспособление ребёнка к той системе образования, в рамках которой он обучается.

Строго говоря, такая задача есть только у систем обязательных или претендующих на обязательность, на "всеобуч". У остальных систем есть задачи адаптации себя к ребенку, да и то не всегда. Скажем, музыкальные школы веками отбирают детей, адаптированных к музыкальным школам - и ничего.

Насчет же фонематических навыков - все-таки проблема в том, что они, как я понимаю, бесполезны и даже могут быть вредны и для письма (провоцируют "как слышится так и пишется"), и для устной речи.

Reply

Re: хе david_gor October 16 2008, 23:50:07 UTC
Я попытался представить себе педагогическую систему, не адаптирующую детей к самой методике преподавания. Ничего кроме гувернёрского образования мне в голову не пришло. Но гувернёрскую педагогику я бы и системой не назвал. Это просто отдельные несвязанные и несогласованные между собой методики (у каждого преподавателя своя) индивидуального, несоциализирующего образовательного процесса.
А там, где речь о педагогической системе в первую очередь встаёт вопрос социализации, т.е. адаптации детей к социальной среде, формируемой специально для наилучшего использования данной педагогической системы.

Reply

Re: хе pargentum October 17 2008, 05:06:01 UTC
Ну я же привел пример - музыкальная школа. Или спортивная секция. Или большинство кружков, например радиолюбительский. Вместо того, чтобы адаптировать детей к себе, они просто отбирают адаптированных (не очень-то грузясь вопросом, чем обусловлена "адаптация" и можно ли и нужно ли что-то делать с теми, у кого ее нет) и отсеивают неадаптированных (например в случае музыкальной школы - тех, у кого нет "слуха", а в случае кружка - тех, кому неинтересно).

Вся проблема социализации и адаптации возникает только когда ставится задача всеобуча.

Reply

Re: хе david_gor October 17 2008, 21:16:17 UTC
Хорошо. Музыкальная школа. Школа игры на... Инструмент берём так. Держим его так. Садимся так. Если надо то-то, делаем так-то. ПРАВИЛА ( ... )

Reply


stan0 October 16 2008, 18:00:25 UTC
Как Вы думаете, зубрежка в принципе может быть полезной? Можно ли зазубрив что-то непонятное (по причине сложности используемой языковой конструкции - речь об определениях, например) понять в результате зубрежки? (Вопрос без подковырок и, может быть, вообще слабо связан с исходным сообщением, но возник в результате прочтения).

Reply

stan0 October 16 2008, 21:33:13 UTC
Мой опыт говорит, что зубрёжка может быть полезной. Набирается сначала количество, а потом в какой-то момент идёт осознание "нахватанного". Кроме того, заученное всплывает, когда дорастаешь до понимания.

кофелен

Reply

david_gor October 16 2008, 23:59:07 UTC
Как это ни банально звучит, но любой труд над собой полезен.

Как я понимаю, зубрёжка - это признак слабой мотивации обучающегося (отсутствия внутреннего интереса к изучению данного конкретного предмета).
Конечно, в принципе может быть полезна, если почему-то человеку приспичило выучить то, что ему неинтересно. Но гораздо эффективнее если находятся иные способы мотивации.

По своему наблюдению могу сказать, что к зубрёжке чаще прибегают взрослые, которые решили, что им НАДО выучить нечто такое, что само по себе их не интересует.

Дети чаще всего зубрят тогда, когда их заставляют это делать взрослые.

Reply


ailev October 16 2008, 19:10:52 UTC
"Врожденная грамотность" ставится нэлперами за три-четыре сорокаминутных занятия, технология многократно опробована, описана, практикуется. Так что ерунда это все, разница между "фонематическими" и "зрительными" методиками. Нужно точнее понимать, что происходит в одном и другом случае, точнее моделировать.

Reply

david_gor October 17 2008, 00:10:38 UTC
Методики энэлпишников - это отдельный разговор. Я к нему не готов, но внутренне считаю, что "програмировать" человека нехорошо (предвзятость у меня такая). А уж к детям энэлпишников подпускать тем паче.

А вот по поводу того, что нужно точнее понимать полностью согласен. Может быть и есть педагогические труды, где лучше моделируются эти процессы, но мне всё время попадаются статьи и живые педагоги, которые придерживаются того или иного мнения.

Если по какому-то вопросу спор между педагогами не прекращается с 70-х годов прошлого века, то наверно этот спор не на ровном месте.

В данном случае моё внимание привлекла какая-то неспортивность автора комментируемой статьи.

Reply

ailev October 17 2008, 04:27:28 UTC
Про НЛП и "программирование" -- это ты зря. В жизни все эти психотехнические процессы все равно происходят (в том числе у хороших педагогов, консультантов, ораторов, руководителей, психотерапевтов), нэлперы просто их отмоделировали (указали пальцем, на что смотреть в действиях гениев по изменению человеков), дали им название, стали обсуждать и показали как применять не спонтанно, а осознанно. Если ты скажешь, что педагоги не меняют своих подопечных (не "программируют"), то я буду долго-долго смеяться. Только некоторые это делают эффективно и безопасно, и мы их любим. А некоторые -- и неэффективно, и в плохую сторону. И мы их не любим. НЛП позволяет как минимум проанализировать, почему одни плохи, а другие хороши -- обсудить эту разницу и научить людей следовать лучшим образцам. Я бы без НЛП к детям наборот, не подпускал.

Reply


молох орфографии v_phi May 26 2009, 00:41:23 UTC
Человек, прочитавший много книг, заметно лучше соблюдает прихотливую, сложившуюся в результате тьмы исторических компромиссов, графическую традицию языка, чем малограмотный ровесник нашего героя. Но даже если мы судим о нем по его орфографии, ценна-то на самом деле начитанность. И позор современной цивилизации за то, что она приняла очковтирательскую цель обучения собственно графической традиции, независимо от начитанности - да еще с младых ногтей, по много часов в неделю.
Ну чем скажите вам не мил 6-летний графоман, написавший по своей воле целый рассказ размером 2 листа, 500 букв? Почему вы спешите предъявить ему счет за 250 орфографических ошибок? Вы всерьез боитесь, что ребенок, придумаший сам, как написать никогда не виденное им слово, окажется невосприимчив к его традиционному графическому облику, когда столкнется с этим словом в книгах и в задачах?

Reply


Блажь – роскошь - средство достижения целей - необходи livejournal June 26 2012, 03:00:35 UTC
Пользователь tatamo сослался на вашу запись в « Блажь - роскошь - средство достижения целей - необходимость.» в контексте: [...] Об адаптации ребёнка к образовательной методике. [...]

Reply


Leave a comment

Up