Малый бизнес

Feb 23, 2008 05:27

Выношу в отдельную ветку.

Для тех, кому удобнее обсуждать в ЖЖ даю ссылку http://david-gor.livejournal.com
Незарегистрированных в ЖЖ обсуждантов (если таковые предпочтут ЖЖ) прошу идентифицировать как нить себя непосредственно в тексте сообщений.

Определение №1 http://upr.org.ru/DictM.htm
МАЛЫЙ БИЗНЕС - бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.

Определение №2 http://creditukraine.com/dict/em.html
МАЛЫЙ БИЗНЕС ( small business ) - принятое в литературе обозначение совокупности мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике.

Определение №3 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81
Предпринимательская деятельность (малый бизнес) - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом (ПБОЮЛ - предприниматель без образования юридического лица, ЧП - частный предприниматель, Индивидуальный предприниматель.
Малое предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Как видим, мы имеем три концептуально отличающихся определения.

В первом случае, малый бизнес представляется в виде чего-то малого, беззащитного, но почему-то очень важного (почему малое и беззащитное должно иметь важное экономическое значение никто не знает, но так принято). В юридической практике и в различных нормативных актах (в том числе и регулирующих деятельность "малого бизнеса") малый бизнес определяется исходя из оборота, стоимости активов или количества сотрудников.

Самое значимое в первом определении - это то, что малым бизнесом именуется именно сам бизнес, т.е. некое дело, имеющее небольшие масштабы, либо по оборотам, либо по количеству сотрудников, либо по доле на рынке. Например, если исходить из количества сотрудников, то лаборатория Касперского - это малый бизнес, а если исходить из доли на рынке - то это один из монстров рынка антивирусного обеспечения.

Мне представляется это определение неприменимым для наших задач, поскольку:

- во-первых, это определение сравнительное, т.е. пригодно для того, чтобы быстро измерить «диагностировать» наличие или отсутствие заявленных признаков малости, но никак не способствует пониманию сути малого бизнеса;

- во-вторых, если следовать логике этого определения, то любое предприятие можно назвать малым, если сравнить его с чем-то, многократно превосходящим его по тому критерию, по которому идёт сравнение. Например, в сравнении с Газпромом, московский метрополитен со всей очевидностью будет малым бизнесом, да ещё и крайне ограниченным в возможностях развития.

- в-третьих, сама идея называть малым бизнесом конкретные экономические субъекты, да ещё и с упором на количественные характеристики представляется некорректной, если не включает в себя обобщающие критерии перехода количества в качество. Иными словами, такого рода определение должно содержать в себе условие, при исполнении которого, малый бизнес перестаёт быть малым.

Таким образом, первое определение удобно для чиновников, т.к. позволяет назначить малым бизнесом того, кого надо назначить таковым.

Второе определение выводит понятие "малый бизнес" совершенно в иную плоскость, поскольку определяет не какое-то обособленное предприятие, а целую общность, т.е. совокупность предприятий по признаку их подчинённости по отношению к монополиям.

Всё бы хорошо, если бы одновременно не утверждалась подчинённость по отношению к монополиям роли малого бизнеса в экономике. Не можем мы с этим согласиться, равно как не можем в качестве критерия принадлежности к совокупности «малый бизнес» (обращаю внимание не критерия малости, а критерия принадлежности к совокупности) признавать факт неучастия в монопольном бизнесе. Надо полагать, это определение придумали всё ж таки экономисты, а не чиновники (чиновникам сложно умом измерять подчинённость - они её просто очень хорошо чувствуют другими органами).

Определение из википедии представляется наиболее лояльным к малому бизнесу. По крайней мере, авторы не лезут со своими измерялками и не утверждают какую-то там подчинённость.

И всё-таки оно неверно.

Во-первых, это определение содержит в себе некое тождество между предпринимательской деятельностью и малым бизнесом. Из текста следует, что это одно и то же. Получается, что РАО ЕС предпринимательской деятельностью не занимается. В некотором смысле, с учётом текущих реалий, оно может и так (я бы вообще назвал деятельность РАО ЕС антипредпринимательской), только правильнее было бы говорить о том, что РАО ЕС не может пользоваться гуманитарным и неотчуждаемым правом на предпринимательскую деятельность, хотя саму по себе предпринимательскую деятельность РАО ЕС ведёт.

Во-вторых, авторы зачем-то приплели соблюдение законов в качестве обязательного условия осуществления определяемой ими деятельности. Соответственно, если эта деятельность осуществляется с нарушением норм противопожарной безопасности, то оно перестаёт быть малым бизнесом. Сюда же следует отнести и загадку включения в это определение в качестве условия регистрации предпринимателя (юридического лица), а значит, если гончар обжигает свои горшки без регистрации, то он не предприниматель и никакого отношения к малому бизнесу не имеет.

В-третьих, определение лишено очень важных составляющих, которые наличествуют в предыдущих двух определениях. Зато это определение дополняется понятием «малое предпринимательство», представляющее, по мнению авторов, сектор бизнеса, который чего-то там определяет, углубляет и расширяет.

Кроме вышеприведённых определений поисковики выдают множество других, но это не более, чем вариации уже рассмотренных в разных сочетаниях и с разным акцентом.

Но все найденные мной определения обходили стороной такой важный фактор, как неотъемлемость права человека осуществлять предпринимательскую деятельность. Зато многие определения особо оговаривают какие-то условия, обуславливающие эту возможность и критерии, выделяющие малый бизнес, либо предпринимателя из общей массы хозяйствующих субъектов.

Чтобы во всём это разобраться, надо определить что такое предприниматель. Предлагаю пока остановиться на таком определении http://forum.vdcr.ru/index.php/topic,118.0.html .

Предприниматель - это любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле.

В этом случае малый бизнес - это совокупность предпринимателей, т.е. людей, осуществляющих хозяйственную деятельность и вступающих в рыночные отношения исключительно по своей воле.

Где ошибка?

А если ошибки нет, то «малый бизнес» получается далеко не малым, т.к. охватывает практически всю совокупность хозяйственных отношений за исключением такой мелочи, как хозяйственные отношения государственных структур и крупных корпораций. И чья роль является подчинённой? А каким образом она подчинена? Как выйти из этого подчинения?
Ась?!!

Хороши вопросы?

А всё вырастает только лишь из одного утверждения о том, что право на предпринимательскую деятельность не вычленяется из общего круга прав человека. И уже совсем другими красками играет избитая всеми политспекулянтами истина о том, что крупный бизнес, слившийся с государством, сам воздвигает баррикады, по другую сторону которых остаётся народ и мелкий бизнес.

Оказывается, разницы между интересами народа и интересами предпринимателей вовсе не существует. Выдумана эта разница и поддерживается так же, как выдуманы и поддерживаются многие другие разницы.

И что теперь? Призывать предпринимателей взяться мозолистыми руками за флаги и выступить на защиту угнетённого народа (чтоб мир был во всём мире и чтоб Президент лично вышел из Спасских ворот Кремля и вынес народу власть в шкатулке на бархатной подушечке)?

Или напротив, призывать народ стройными рядами маршировать в объединённом предпринимательском марше (чтоб злые корпорации и банки с покаянными речами добровольно совершили харакири специальным антимонопольным ножом)?

А может для начала просто взять и сделать список принципиальных инструментов, с помощью которых улыбчивые джентльмены, узурпирующие власть, подчиняют народ, а крупный бизнес ставит на колени мелкий. Есть у меня подозрения, что список того, что мешает покупать и продавать каким-то чудесным образом совпадёт со списком того, что мешает людям реализовывать все остальные права и свободы.

Для наглядности приведу малую толику:
копирайт (не путать с авторством), ограничение наличных расчётов (и вообще любых расчётов помимо банковской системы - скоро вот милостыню запретят подавать без указания ИНН), всякого рода персонификация прав доступа при должной оплате (хоть на сайт, хоть в общественный транспорт), искусственное усложнение сделок (например, законодательное требование об увеличении торговых площадей) и т.д.

Впрочем, о списке чуть позже - сначала надо разобраться с нашей рабочей гипотезой (либо, в случае её ошибочности, выработать другую).

И, как всегда, вопрос - где ошибка?
Previous post Next post
Up